Электрификация Shulz Solid

Автор Ravenpod, 26 Июнь 2020 в 16:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ravenpod

Начитавшись страхов и ужасов про ненадежность серийных электросамокатов, задумался об идее электрификации своего верного друга от питерской компании Шульц. Пару слов о доноре. Самокат у меня в пользовании уже год, и за это время он зарекомендовал себя с положительной стороны. Выбирал я его по принципу – чем проще конструкция, тем меньше проблем с ней должно быть. И идея оправдала себя – спустя год и сотни (а может и тысячи?) километров пробега у самоката не было ни одной поломки, люфтов, скрипов и всего того, что случается с его электрическими братьями из поднебесной (к слову, зима 19-20 выдалась относительно теплой, и сезон я практически не закрывал). Поскольку в данной модели отсутствует складной механизм и амортизация, ломаться тут практически нечему.

В комплекте к самокату идут 2 цельнорезиновых колеса, одно из которых я поставлю в паре с МК.
Спойлер
Что касается набора, был заказан кит с МК 36v 250w и акум на 5ah. Планирую заняться переделкой, как только получу заказ. Пока что я только заменил стоковый руль, поставив от более старшей модели Shulz 200 Pro. Он немного шире и имеет небольшой вынос (удобней хват, больше места для установки органов управления).
Спойлер
Раньше я не занимался переделкой транспорта в электро, в связи с чем появляются некоторые вопросы:

1. Куда устанавливать МК? Вперед или назад? Посадочное место спереди на сантиметр меньше, чем сзади. Так что скорее всего придется делать пропилы в вилке. Назад МК должно войти без сквозных пропилов (по моим замерам).

2.Как закрепить батарею на раме? По размеру батарея подходит к верхней части гуся. Но как закрепить ее, что бы это было надежно? Сумка на руль, кмк, это не лучшая идея.

Буду благодарен всем, кто поможет дельным советом!

_Os

Цитата: Ravenpod от 26 Июнь 2020 в 16:511. Куда устанавливать МК? Вперед или назад?
Если часто поднимаете самокат за рулевую трубу, то мотор колесо впереди по развесовке лучше. Но ездить лично мне приятней на заднем приводе. Приятней рулёжка, чуть приятней динамика.
Хотя тут в принципе в суперлёгком варианте без подвески разница не особо будет ощутима.
Аккум наверное проще всего взять типа "термоса"

если крепить на рулевую трубу.
Контроллеры я у себя размещаю под декой, но не все деки это позволяют (и не все контроллеры)
Спойлер
аккум как вариант можно сделать отдельно в рюкзаке, как оба моих самоката. Это позволит сделать самокат сверхлёгким, но это на любителя (пока таких любителей на форуме только 2))))
Кастом самокат 17кг пик 4500Вт 18S.
Колёса: MCM5, Кастом подвес 17" 24S

ssilk

Цитата: Ravenpod от 26 Июнь 2020 в 16:51Вперед или назад?
Единственный плюс переднего привода - он позволяет виртуозно маневрировать на маленькой скорости в толпе. На этом его плюсы заканчиваются.
Самый значимый из минусов - из за частого шлифа сильно изнашивается резина.
Задний привод более эффективен, потому что при ускорении заднее колесо лучше прижимается к поверхности. Старт на заднем приводе более мягкий и плавный.
Лучше курсовая устойчивость. Легче забрасывать перед на препятствия...
Цитата: _Os от 26 Июнь 2020 в 17:44Если часто поднимаете самокат за рулевую трубу, то мотор колесо впереди по развесовке лучше.
Не соглашусь... Когда у меня был передний привод и я поднимал самокат за руль, относительно легкая дека болталась влево-вправо и больно била по коленке...
С задним приводом дека тупо висит вниз колесом и не жужжит...)
Задний привод, пневма 10", 48 вольт х 6А/ч, барабан, свет, звук, искусственный интеллект сто голых баб(©)... Максималка 38 км/ч, пробег 25 км.
odo - 6650 км

1967ivan45

Задний привод с электротормозом. 5ач батарейка в сумочку на руль с контроллером вместе. Или на гуся колхозить боксик аккуратный: контроллер слева (справа), АКБ с другой стороны. АКБ крохотная и тянуть провода в рюкзак не стоит, лишние потери. Удачи в электрификации самоката! :hello:

Басарга

Козлить будет с задним движком. :el10:
Песок, грязь, лёд- лучше передний, вытянет и вывезет
На бордюры заскакивать лучше передним.
Как уже говорил[user]ssilk[/user], передний лучше управляется в толпе.
В заднем приводе ничего не вижу хорошего. Тысячеваттный- ну, может быть, а на Шульце то зачем? :-D
Я построю свой самокат — с блэкджеком и шлюхами! Хотя, к черту самокат!
Моноколесные падения и травмы (фотографии - под спойлеры!) https://electrotransport.ru/index.php?topic=24030.msg1396637#msg1396637
ФАК по клоун-колесам https://electrotransport.ru/index.php?topic=22939.msg1818981#msg1818981

Борян

Поддержу в пользу переднего. я в итоге перенес МК назад но у меня 2квт огромный клиренс, подвеска и езжу я не в городе преимущественно и самокат весит не 5кг совсем. а легкомоторник 250вт с низким клиренсом и для города лучше мотор вперед. Вот ты поторопился мотор заказывать. существуют т н "узкие" МК. под ширину дропаутов 45мм. вот они встают в родные вилки нога-толкай почти без проблем. распилить ток надо чутка под ось и несного внатяг подразогнуты перья будут. Большую мощность туда не вольешь конечно, но для 250вт вполне себе
Ремонт и сборка li-ion акб любой сложности

Begode Nikola Plus 100v 2021 3100wh

Ravenpod

Установка аккумулятора

Для крепления акб использован фанерный бокс, закрепленный на гусе с помощью соединительной пластины.
Спойлер








Изнутри бокса проложен вспененный упаковочный материал для прочной фиксации батареи. Кабель для зарядки батареи оставил внутри бокса. Для доступа к порту зарядки достаточно сдвинуть крышку бокса. Сама крышка на полозьях плотно прижимает батарейку сверху.
Спойлер




Следующий шаг - установка мотор колеса.

rx3avs

У меня следующий проект на колёсах от Shulz 175мм.  :-)
Ширина хорошая и вес 450 грамм. Хочу сделать сверхлёгкий на стальной раме.


Модульность тоже не спасает положение в данной адекватности и полной определённости расположения этих задач, на протяжении данной конструкции © м-велосипедист

Ravenpod

#8
Установка мотор-колеса

Прочитав все "за" и "против" относительно переднего и заднего привода (большое спасибо всем, кто ответил), я начал склоняться в пользу последнего, но после получения мотор-колеса выбора у меня не осталось. Во-первых, китаец забыл положить удлинитель для фазных проводов. (длины кабеля хватало только для установки МК вперед, при условии что контроллер остается на своем прежнем месте, т.е. на рулевой стойке). Я уж было начал строчить гневное письмо продавцу, и тут решил примерить МК сзади. Вот что я увидел:
Спойлер
Ширина посадочного места оказалась больше, чем длина оси мотор-колеса. В связи с этим, вопрос о том, куда устанавливать МК отпал сам собой. Ну и что, подумал я. У переднего привода тоже есть свои преимущества. Как минимум, у меня будут более эффективные тормоза (передний электротормоз и задний механический "подпружиненное крыло" при одновременном использовании будут давать лучшее тормозное усилие).

Подготовка передней вилки к установке МК:
Шаг 1 - вытачивание дропаутов
Спойлер
Шаг 2 - вытачивание отверстий под стопорные шайбы
Спойлер
Примерка мотор-колеса
Спойлер

На фото сверху колесо смещено вплотную к вилке. При центральном расположении и установки стопорных шайб снаружи, я обнаружил что, места для гайки оси недостаточно (ось заканчивается на половине резьбы гайки). В связи с этим принято решение установить стопорные шайбы с внутренней стороны вилки:
Спойлер
Пришлось немного разогуть вилку в момент установки колеса, что бы ушки стопорных шайб скользнули в свои отверстия. При таком расположении стопорных шайб, колесо держится на вилке даже без гаек. Кстати, толщина стали у вилки 3 мм.
Спойлер
Гайки с фланцем и гровером накрутились практически заподлицо к оси, В итоге колесо надежно держится без каких-либо люфтов. По диаметру оно чуть меньше родного, но это не критично.

Цитата: rx3avs от 24 Авг. 2020 в 01:43У меня следующий проект на колёсах от Shulz 175мм
Вот как раз на таких колесах я откатал целый год до электрификации своего самоката. Накат у них обалденный по сравнению с цельнорезиновыми. Но вибрация очень сильная. (настолько сильная, что у меня за пару недель отпаялись провода в фонарике на руле). На свой самокат в пару к МК я буду ставить цельнорезиновое в угоду комфорту передвижения и сохранности электрокомпонентов.

В следующий раз расскажу про гидроизоляцию мотор колеса и еще одну полезную доработку передней вилки.

rx3avs

Цитата: Ravenpod от 29 Авг. 2020 в 12:48Но вибрация очень сильная. (настолько сильная, что у меня за пару недель отпаялись провода в фонарике на руле).

Да, я к этому готов. Расчёт исключительно доехать до автобуса, метро, магазина. Скорость развивать не буду. Да и стальная тонкая рама надеюсь проглотит половину этих неудобств. Хочу сэкономить на батарее и мощности мотора. А так же керамические подшипники без смазки. В общем должен передвигаться на "батарейке от фонарика" и весить не больше обыкновенного толчкового самоката.  :-) (это конечно с долей шутки)
Модульность тоже не спасает положение в данной адекватности и полной определённости расположения этих задач, на протяжении данной конструкции © м-велосипедист

Ravenpod

Гидроизоляция мотор колеса

Мотор-колесо с литой покрышкой. Номинальная мощность 250w. Диаметр 8". Вид сбоку:
Спойлер
Гидроизоляцию делал не сам, т.к. у меня нету ни лака ни опыта в этом деле. В ходе гидроизоляции нанесено 3 слоя лака на магниты ротора и статора. Крышка мотор-колеса посажена на силиконовый герметик. Ось и подшипники смазаны графитовой смазкой.
Фото колеса в разборе:
Спойлер


В целом оно похоже на МК от Kugoo S3, но магниты тут меньшего размера. Ржавчина на магнитах не обнаружена. Качество обмоток нормальное. Назначение сквозной дырки в ободе так и осталось невыясненным. Замазали ее силиконом.


Ограничители поворота руля

Поскольку в данном самокате не предусмотрены штатные ограничители поворота руля (руль крутится на 360 градусов), принято решение об установке таких ограничителей. К слову, во многих моделях заводских электросамокатов ограничителем поворота руля выступает сама проводка, что является, кмк, конструктивным упущением. Излишнее натяжение проводки способствует ее повышенному износу, а в случае падения самоката есть вероятность обрыва кабеля.

Идея реализации ограничителей пришла ко мне сама собой после недолгих утренних раздумий.
Суть ее такова: в вилке с обоих сторон, выше отверстия для стопорной шайбы, закрепляются вертикально два уголка, в ответные отверстия которых вставляется некий болт или штанга, верхняя часть которой упирается в гусь при повороте руля:
Спойлер
Поскольку таких длинных болтов (18 см) я не нашел, были использованы отрезки метровой штанги M6, зафиксированные на нужной высоте самоконтрящимися гайками. Отрезки штанги обмотал изолентой, что бы они не царапали краску. На гусь приклеил отрезки от защиты автомобильных порогов.
Спойлер

Конечно, конструкция выглядит немного странно и напоминает какие-то антенны для приема спец-сигналов :pardon:, но свою функцию они выполняют на 100%. Угол поворота руля остался более чем достаточный. При езде я ни разу не уперся в ограничитель, даже при разворотах на околонулевой скорости.

В следующий раз расскажу об установке контроллера и защите электрики от вибраций.

ssilk

Цитата: Ravenpod от 05 Сен. 2020 в 12:09Назначение сквозной дырки в ободе так и осталось невыясненным.
Элементарно же, под ниппель... Для бескамерной покрышки. Например такой...
Задний привод, пневма 10", 48 вольт х 6А/ч, барабан, свет, звук, искусственный интеллект сто голых баб(©)... Максималка 38 км/ч, пробег 25 км.
odo - 6650 км

Paxxa

Цитата: Ravenpod от 05 Сен. 2020 в 12:09Поскольку таких длинных болтов (18 см) я не нашел
Анкерный болт в строймагазине. Ну разные они бывают. Стоит ~ 15рублей.

Ravenpod

Установка контроллера

Ввиду высокой вибронагруженности самоката возникла необходимость защиты электрокомпонентов от воздействия вибрации. После недолгих поисков сделал выбор в пользу силиконового компаунда.
Выглядит он вот так (фото из интернета):
Спойлер
Суть применения заключается в смешивании силикона и катализатора в определенной пропорции, после чего у вас есть примерно 15 минут, что бы нанести компаунд на обрабатываемую поверхность. После чего компаунд твердеет, переходя в резиноподобное состояние.

Вид контроллера перед заливкой компаундом и через 24 часа после заливки:
Спойлер


По моей просьбе продавец положил в набор штангу-кронштейн для крепления сумки на самокат. Она представляет из себя трубку с двумя отверстиями для крепления хомута-стяжки. Дополнительно я сделал деревянную проставку для увеличения площади соприкосновения штанги и рулевой колонки. Резиновая накладка из велосипедной камеры защищает лкп в месте крепления.
Спойлер


После установки на самокат:
Спойлер


Для хранения контроллера выбрана велосипедная сумка Сyclotech из спортмастера. Цена вопроса 300 руб. Правда пришлось немного перешить крепления, что бы она сидела крепко и не болталась. В доме быта установил люверс диаметром 30 мм. для вывода проводов. Вся проводка вместе с контроллером поместилась в сумочку с запасом свободного места. Вот что получилось в итоге:
Спойлер




На мой взгляд, эта сумочка смотрится весьма гармонично. Светоотражающая окантовка делает самокат еще более заметным для других участников движения.

В следующий раз расскажу про руль и органы управления самокатом. А так же поделюсь с вами впечатлениями от поездки.
Забегая немного вперед, скажу что на самокате я уже проехал больше 300 км после электрификации и пока что он меня ни разу не подвел :exactly:. Конечно, еще не все запланированные работы реализованы и окончательно он еще не готов, но по сути самокат уже "на ходу" и возит меня по моим нуждам.

Всем до новых встреч!  :hello:

Ravenpod

Руль и органы управления самокатом

Долго не выходил на связь, т.к. с появлением мотоцикла самокат был не особо востребованным. Сейчас мот на консервации до весны и руки снова дошли до очередной заметки о моем малом электротранспорте.

Еще до электрификации самоката, штатный складной руль был заменен на более широкий, от старшей модели Shulz 200 pro. Безусловно, ездить с ним стало гораздо удобнее, чем со штатным (он обладает небольшим выносом, за счет чего руки не так сильно прижаты к корпусу во время езды).

Штатный руль модели Shulz Solid, L = 42см
Спойлер

Руль от модели Shulz 200 pro, L = 50см
Спойлер


После получения курков и LCD-дисплея сразу стало понятно, что места на руле для них не хватает, поскольку все полезное пространство на нем занято складным механизмом. В связи с этим, принято решение собрать руль по частям, из вело-компонентов.
В качестве рулевого штока выбран подседельный штырь L = 45см, диаметр 25.4см. Выглядит вот так:
Спойлер
Выбирая руль, исходил из предполагаемой длины 50 – 60см, с небольшим бэксвипом  (англ. backsweep – это когда ручки руля стоят не ровно, а немного изогнуты в сторону райдера). В итоге остановился на модели TBS HS-801, L = 560мм:
Спойлер
Руль закреплен через вынос ZOOM TDS-C340-8, L = 41мм:
Спойлер
Грипсы под шестигранник, CLARK`S CL0201 3-156, подбирал скорее по цвету, в общий стиль самоката. Оказались на удивление цепкими и приятными на ощупь.
Спойлер
С шириной руля я не прогадал – все органы управления разместились почти впритык. При этом, осталось место для звоночка и зеркала. Фото руля в сборе:
Спойлер

Провода пока что торчат в разные стороны, буду убирать их в оплетку после установки фары.
На LCD-дисплее отображается следующая информация:
- Уровень заряда батареи
- Текущий вольтаж
- общий пробег (не много – не мало, а уже целых 520 км!)
Спойлер
- пробег за поездку (обнуляется при выключении самоката)
- текущие обороты МК (RPM)
- время с момента включения самоката
Так же есть аж 5 режимов скорости (20%-40%-60%-80%-100%). Видимо этот дисплей может работать с более высоким вольтажом, но для 36 вольт это не очень актуально.
Максимальная скорость на 5-ом режиме по ровному асфальту и полностью заряженной батарее – 25 км/ч. при общем весе райдера 80 кг. В таком режиме самокат может проехать 14 км.

Как и обещал, поделюсь своими впечатлениями и замечаниями от эксплуатации электросамоката.
Самокат сильно гудит при наборе скорости 0-10 км/ч. Я не считаю это проблемой (даже наоборот, приходится меньше пользоваться звонком), но та же куга едет намного тише в этом диапазоне. Кроме того, в контроллере (со слов продавца) стоит некая защита от подачи высоких токов на колесо.  При резком нажатии курка газа с места, мотор-колесо блокируется и самокат не разгоняется. Для разгона курок газа нужно нажимать плавно. Амплитуда движения должна быть примерно как при работе сцеплением, но только в обратном направлении. После набора определенной скорости (10-12 км/ч) блокировка перестает действовать, и курком газа можно работать с любой скоростью и амплитудой. Спустя пару зарядок я, конечно, наловчился не допускать этих блокировок при разгоне, но все же это немного странно и наверное, так быть не должно. С другой стороны – можно рассматривать это как дополнительную защиту от угона и лихачества на тротуарах ;-D

Касаемо электротормоза. Если у вас когда-нибудь была отечественная соковыжималка «Салют», то вы можете себе представить, как работает электротормоз на этом самокате. При нажатом тормозе газ отключается, самокат просто продолжает ехать накатом и начинает постепенно замедляться. Ключевое слово здесь – «Постепенно». Остановочный путь на одном электротормозе я не замерял, но остановится на нем резко абсолютно невозможно. Более того, все это замедление сопровождается весьма характерным звуком электрического треска. Если зажать электротормоз на месте, можно легко покатать самокат взад-вперед. При этом чувствуется весьма небольшое сопротивление на мотор-колесе. Благо, у меня на заднем колесе есть механический тормоз «подпружиненное крыло». Используя оба тормоза одновременно, можно значительно сократить остановочный путь. Однако, экстренное торможение на грани блокировки колес на этом самокате произвести невозможно.

Учитывая все вышеперечисленные особенности, самокат как бы сам принуждает райдера к спокойному режиму езды с плавным ускорением и таким же плавным, прогнозируемым замедлением. Эдакий электросамокат – слоупок. Поскольку его вольтаж изначально не подразумевает под собой хороших динамических характеристик, для меня этот факт не был разочарованием. Я наверное, и сам по жизни слоупок..  На авто и мото больше 100 км/ч не разгоняюсь. Так что каков хозяин – таково и его творение :pardon:.

В следующий раз расскажу про выбор и установку подножки. Всем добра

Басарга

[user]Ravenpod[/user], Первый руль, по моему, был самым нормальным.
У второго руля начинается люфт и убрать его- то еще приключение.
Третий же руль и вынос- маленькое колесо попадает в ямку и все, черезрулька. Очень распространённое явление, у тех, у кого руль впереди. Руль впереди- очень неоднозначная штука, помогает лучше трогаться с места обычным самикам и более распределять нагрузку. Говорят! :-D
Я бы оставил первый руль, дроссель на руле, звонок на руле, зеркало и комп на вспомогательном выносе
Я построю свой самокат — с блэкджеком и шлюхами! Хотя, к черту самокат!
Моноколесные падения и травмы (фотографии - под спойлеры!) https://electrotransport.ru/index.php?topic=24030.msg1396637#msg1396637
ФАК по клоун-колесам https://electrotransport.ru/index.php?topic=22939.msg1818981#msg1818981

Ravenpod

Установка подножки

Модель Solid не оборудована боковым упором, в связи с чем мне пришлось установить его самостоятельно. В Китае заказал вот такую подножку длиной 14 см:
Спойлер

Подножка установлена так, что откидывается вперед, а не вниз. Это связно с маленьким клиренсом самоката. В сложенном состоянии не выступает за габариты деки. Самокат держится на ней вполне устойчиво.
Спойлер





Цитата: Басарга от 06 Дек. 2020 в 14:25Ravenpod, Первый руль, по моему, был самым нормальным.
У второго руля начинается люфт и убрать его- то еще приключение.
Третий же руль и вынос- маленькое колесо попадает в ямку и все, черезрулька. Очень распространённое явление, у тех, у кого руль впереди. Руль впереди- очень неоднозначная штука, помогает лучше трогаться с места обычным самикам и более распределять нагрузку. Говорят!
Я бы оставил первый руль, дроссель на руле, звонок на руле, зеркало и комп на вспомогательном выносе
Длина выноса, в моем случае, компенсируется бэксвипом руля, о котором я писал в прошлом сообщении. За счет этого, центр тяжести не смещается вперед до критической отметки (что бы улететь через руль), а кисти рук остаются в анатомически правильном положении. Как видите, даже на таком широком руле без механизма сложения, еле хватило места для всех органов управления. Неудобств из-за нескладывающегося руля не испытываю - в лифт я спокойно захожу, даже если там есть еще кто-то. Но все же спасибо за замечание :exactly: На обычных рулях (без бексвипа) такая проблема действительно имеет место быть.

В следующий раз расскажу про установку и подключение фары.

Друзья, поздравляю Вас с наступившим 2021 годом и хочу пожелать всем удачного двухколесного сезона, который уже на за горами :dance:

Ravenpod

Установка и подключение фары. Оплетка для проводов. Завершение проекта.

Вот и настал тот день, когда я готов рассказать вам о заключительной части электрификации самоката и подвести итоги проделанной работы. Далее в этой теме будут только отчеты по эксплуатации и возможно, незначительные доработки по мелочам.

Итак, что бы эксплуатировать самокат в любое время суток, его необходимо оборудовать головным освещением. И в идеале запитать фару нужно от основного акб. Пересмотрев много вариантов, остановился на следующем:
Спойлер

Один очень яркий режим, отсекатель верхней границы (не слепит встречных), кнопка включения на корпусе. До установки обработал внутренности силиконовым компаундом, по аналогии с контроллером.
При подключении фары через контроллер (к выходу "Light") самокат начинал работать некорректно, БК мигал и автоматически выключался через несколько секунд. В связи с этим решено было подключить фару напрямую к АКБ, через переходник. Заказал вот такую параллель на Т-плаг и переходник Т-плаг - SM:
Спойлер

После подключения через параллель все заработало как надо. При этом фару можно включать и выключать отдельно от самоката.
Крепление для фары и установка на самокат. Вся внешняя проводка самоката убрана в мягкую самозаворачивающуюся оплетку из Чип и Дип:
Спойлер






Для удобства наклеил ручку на крышку бокса АКБ. По цвету не очень подходит, но свою функцию выполняет.
Итоговый вес самоката получился 10 кг. (в стоке самокат весил 5.1 кг). Да, возможно затраченные на электрификацию средства несколько превысили стоимость электросамоката с аналогичными характеристиками. Но это был достаточно интересный и познавательный для меня опыт. Вот так выглядит самокат после завершения электрификации: