Восстановление 2-х AGM Varta 68Ah 380 A DIN 680 A 7PO915105 13 и 14 год

Автор Nautic, 23 Янв. 2021 в 18:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nautic

#180
Цитата: Branimir от 08 Фев. 2021 в 12:38Каким током? Время?
10 ч по времени током (первый час - 5 А , 9ч наверное по 4,3А = порядка 40-44Ач
По прошествии чуть более 2 ч (залито 12Ач) ток чуть снизился но более стабилизировался (5-5,1 A)  напряжение 2,21

Nautic

Заряд банки № 2
ЗУ типа А-Мах : -  заряжал около 4 часов. 5,1 - 5,4 A ( 6 A даже от мощного БП не выдавал).   (суммарно залито 23 Ач)  В конце ток резко обвалился с 4,8-4,9 A до  2,5-2,6A  U-2,35-2,36.  Напряжение плавно росло от 2,14 до 2,23 а потом резкий скачек падения тока и роста напряжения в банке до 2,35-2,36v
А потом и вообще упал до мин и ЗУ само отключилось...   Вода как стояла так и стоит...


Подключил большой БП через "гирлянду " ламп ( 2 # 100W противотуманки + 2 Н 3 по 55 Вт + 21 вт + 21/5 Вт + 5 ) все что у себя нашел - общий ток с ними 9,5 A.   Напряжение пока держится около 2,35v ( уже 1 час)

Чувствую еле-еле заметный точечный разогрев (диаметром 3 см лишь  с одной стороны) в верхней части ( ближе к (-) клемме.

Что говорит о резком падении тока  ...? 

Nautic

[user]Branimir[/user], 
Посты о зарядке сегодня выше ...
Cейчас заряжая большим БП 1ч  40  напряжение достигло 2,48 v  - банка вверху разогрелась ощутимо сильнее ...
Cнизить U на БП не получается  ( ток через лампы  по прежнему 9,5А)
Наверное придется выключать ( иначе  U будет расти)...?!

Branimir

[user]Nautic[/user], надо заряжать, избегая разогревов (это очень плохой знак) и превышения U>2,45v
во всяком случае, длительно, дольше 5-10 мин
- или делая остановки с продолжением заряда
- или продолжать под А-мах с плавным снижением тока
- в рамках мах длительности 15 часов (это с учетом фазы CV со снижением тока)
Потом отстой 3-4 часа
(можно повторить заряд А-мах на мах-токе в режиме Pb-1, чтобы, заодно, проверить поведение банки на заряде по току --->
должна быстро подняться до 2,40-2,45v и плавно снижать ток)
и сразу на разряд током 0,1С до 1,85v (обращайте пож-та внимание не будет ли в конце разряда обвала U)

Nautic

Заряжал
Цитата: Branimir от 08 Фев. 2021 в 19:17можно повторить заряд А-мах на мах-токе в режиме Pb-1, чтобы, заодно, проверить поведение банки на заряде по току --->
должна быстро подняться до 2,40-2,45v и плавно снижать ток)
Заряжал мощным  БП (после А-мах) - завершал током 2,25A  ( прилично разогрелся в одном месте) , пауза 30 мин и
опять А-мах - так он начал с тока 4,7 A( как будто голодный!!!)   потом до 40 мин 3,6A
с 50 мин ток упал до 1,7A  (2,4v). и вот опять на 90 мин ток поднялся до 3,4A ( 2,33v)   

Что может разогреваться в одном локальном месте ...?

Branimir

Цитата: Nautic от 08 Фев. 2021 в 23:52Что может разогреваться в одном локальном месте ...?
то, что было разрушено и теперь там утечка.
На разряд...

Nautic

При подключении "гирлянды" (суммарно 7А) несколько раз не мог понять - почему вдруг напряжение при подключении снижается до "0,00" (думал что не правильно соединил) ...  Но понимая что гирлянда собрана верно и проверив на 12в понял что это "проблема" этой банки...
В общем с десятой попытки лампы "зажглись"... :-(   изначально 1-2 сек.  даже напряжение было 1,85-1,9v). 
По сути в этот раз еле еле пошла зарядка но с U- 1,91v ( через 2 мин поднявшись до 1,92v)
через 4 часа - 1,88
через 5,5ч  уже 1,83-1,82 ( была ночь) ...
Понимаю что показания по сравнению с прошлым разрядом стали еще хуже ...  (там при нагрузке не "коротило в 0) и до 1,8 cнижалось 9 часов!

Вода наконец впиталась ( видны полу жирно  влажные маты) 
В общем я понял что это "финиш"... :-(

Branimir

[user]Nautic[/user], печаль, конечно!
СТОЛЬКО СИЛ И ВРЕМЕНИ ПОТРАТИЛИ!
Но, получилось, все лишь ради опыта...
Всему свой срок ---> ресурс этой банки исчерпан (верх пластин уже не выдерживает), она была самая страдающая при разбалансе:
- низкий НРЦ сигналил изначально о проблеме ПАМ (не держала и не брала заряд + кислота, судя по замерам плотности сверху, осела в сульфатах ---> думаю снизу пластин в основном)
- долгий сушняк и терморазгон с превращением ПАМ в песок (возможно маты в отд. банках потемнели)
- с последующей сульфатацией (с порывами-повреждениями АМ)
- долив с образованием сильного расслоения
- последующие заряды-дозаряды (без пауз и взбадриваний) с повышенной проводимостью верха привели к излишне-полному выбиванию сульфатов
(если нагрев обнаружен в верхней части банки)
- с обрушением прочности АМ по верх. части пластин
(возможно, покрошились ячейки с повреждением решетки на боковых-верхних гранях пластин с последующим нагревом боковины АКБ от полуКЗ) --->
и это не от перезаряда

baton45

[user]Nautic[/user], если не сложно, опишите коротко ситуацию в первом посте как итог. Зато опыт теперь есть, этого не отнять. :exactly:

Nautic

Мы не ищем простых решений и просто так не "сдаемся"...!
Несколько дней (4cуток) отстоя  всего АКБ -   12,658v.   Последнее время работал лишь с одной банкой №2 .
[b-b]После ее второго разряда (до 1,85v) она перестала брать заряд вообще [/b-b]( кое как удалось в нее влить  суммарно 3-4А ) А-Мах (Pb-1  что малым что большим током).  НРЦ было 1,95v  :-(
Тем временем за неделю я собрал еще один лабораторный БП средней мощности (до 15А) но с очень точной регулировкой напряжения (0,001v) чего мне не хватало раньше ...!
И решил им попробовать зарядить по предложенной методике большим током 0,1C и выше  ( раньше не получалось - не было возможности регулировать напряжение в малом диапазоне).
И вот вчера посредством "гирлянды" ( 2 55W  старых галогенки) и нового БП с начала (1ч) током 4,7A а затем 4,5ч током и 7,5A начал заряжать... При чем за 5ч не было даже намека на нагрев ( напряжение достигло 2,32-35v)
Но по прошествии времени локальный нагрев в одном ранее "проблемном месте(  все же начался - снижение тока до 4А и напряжения до 2,26v нагрев не уменьшили  (2ч) - по истечении 9,5ч суммарного зарядка была завершена (дабы не было терморазгона).
НРЦ банки вчера через 30"- 2,089.  / 120" - 2,073. / 11часов - 2,025v ( не есть что но уже и не 1,95v).
C утра включил Pb-1 (1,4A) - ток держался  1 ч  (напряжение 2,12v ) ... Через 80" ток снизился до 0,9A ( 2,18v ).

Branimir

[user]Nautic[/user], здесь на форуме были незначительные попытки бороться с такими утечками разной величины
(и длит. заряды с разрядами и прожигания сварочниками и т.п.).
Системных исследований никто не проводил, в т.ч. и потому, что :
- нет достаточного кол-ва образцов с одинаковой причиной возникновения
(утечки от застарелой сульфатации  и от разрушения АМ с отслоением и деформацией решеток - это очень разные вещи)
- нет намека на положительный исход и, значит, нет потенциального профита
- никто не проводил даже вскрытия, чтобы понять с чем боролись
- тенденции после появления признаков утечек разной величины ведут в утиль (просто разной длины дорогой при разном размере утечки)
- а переполюсовка (которая обычно подлечивает ряд болячек и старость пластин в АКБ) не лечит утечку в банках. если она выше 0,7-1% тока при CV=2,45v
- промывка банок AGM невозможна из-за матов (а при разрушении пластин - еще и безсмысленна)...

В Вашем случае, АКБ очень долго находилась в засушенном состоянии (кол-во долитого дистиллята - это подтверждает)
и АМ просто отслоилась, потрескалась (пострадала от терморазгонов), набрала сульфатов до состояния изменения геометрии (возможно, с короблением решетки).
И проблема не в одной банке ---> в похожем состоянии могут находиться еще несколько банок.

Замена донором банок процесс вполне возможный, но трудоемкий и требует ряда специфических навыков по пайке свинцовых перемычек
(восстановить пластик крышку банки сверху - не проблема) ---> не БОГИ горшки обжигают...

Nautic

#191
В общем после заряда одной банки (и малыми и большими токами ) напряжение заряда без существенного нагрева выше 2,25v не поднималось - после отстоя 12ч  НРЦ падало до 1,96-2,0v .
Понял что проблемные банки лучше большими токами не разряжать - в дальнейшем она  не берет заряд!
Перепрошил альтернативной прошивкой Accucell - заряжаю Pb-1 ( 2,45) переворачивая на бок ( и под 45град) на 3-4 ч  - ток за сутки снизился до 110мА. ( вроде как "допуске" )  При переворачиваниях на бок напряжение опускается до 14-14.3v ( возвращая в обычное положение - поднимается до 14,63v  . Это говорит о расслоении ? 
Может ли говорить такой ток о приемлемой утечке всего АКБ в перспективе... ?!

Nautic

#192
После 36-40ч зарядом Pb-6 при U-14,7v ток опустился рекордно до 100 мА (0,1A) - вроде бы все "КЛАСС".   НО при переключении на Pb-7 при непадающим (за 8ч)  токе (в 1А) U выросло лишь до 15, 65 - 15,75 v  и  на этом уровне остановилось....   Нагрева банки (2)  при таком токе не наблюдалось вообще.
-2.722 / 1.998 (2.0) / 2.729 / 2.714 /2.715 /2.723 +.    7,457/ 8,190 = 15.654v       Электролит стал коричневым лишь в банке (2) - во всех чистый /прозрачный на 100%.  Его уровень ощутимо равномерно поднялся во всех банках.

В общем "чуда" так и не произошло...!  Остается лишь последняя надежда что бы напряжение на банке №2 не опускалось ниже 1,94- 2,0v
Крайняя попытка :- пробую заряд в режиме СС/СV (LED) - 2,4v/  0,8A ( 2,6/ 1A -  отключился ).  Теперь я понимаю почему при последнем  заряде всего АКБ ток оч быстро упал с 1,4A  до 0.180 и за 2 суток опустился до 0,1A.  Это полузамкнутая банка (2) и ограничивала ток через весь АКБ...!
В общем с этим АКБ решил завершить полностью!  Посмотрю его на НРЦ 2-3 суток и "на борт".



Nautic

Вчера все же решился на мелкую "хирургию" - вскрыл проблемное (на мой взгляд место разогрева). Ну были слегка загнуты кончики пластин (еле еле - распрямил их).     Расчистил до 7-10мм глубину и "заизолировал " торец пластины кусочками тонкого пластика .  Верх пластин бареток то же не касается!    Включил на зарядку - вроде 4 ч брало.. Но по факту отключилось и U банки опять 1.98-2.0v.   Фото операции загрузить да же с телефона и уменьшения не удалось...
НРЦ АКБ (24ч) 12,667v.  Банки №2 - 1,9867v.       R-3,75.  SOH 100%  SOC 77%.  732A 


В общем дальнейший "цирк" с этой АКБ полностью прекращаю из за бесперспективности ! 

Nautic

Решил провести еще один ( уже точно крайний  :hello:)эксперимент - сделать десульфататор (в миру "долбилку"  - короткие импульсы большим током и напряжением)  и попробовать им...!  Сделал ( тема про десульфатацию) - подключил сегодня с утра. 
А вдруг сульфат "отобьется"  (пластины станут тоньше и хочется верить - уйдет частичное КЗ.  Сульфат ,  растворившись в добавленной  воде при зарядах  тем повысит общую плотность (приблизив ее к заветной 1,3)  :-) и снизит "расслоение"...
За 6 ч напряжение медленно растет с 12,6 до 14,1.

Winter4x4

Цитата: Nautic от 23 Фев. 2021 в 17:09растет с 12,6 до 14,1.
имхо, долбить проблемную банку имеет смысл.. у меня такой же с той же проблемой DK700, в минусовой банке повышенная утечка, напряжение выше 2 вольт не поднимается...

Nautic

#196
Цитата: Winter4x4 от 23 Фев. 2021 в 20:07долбить проблемную банку имеет смысл.. у меня такой же с той же проблемой DK700, в минусовой банке повышенная утечка, напряжение выше 2 вольт не поднимается...
Это речь о другом АКБ (то же AGM)  ( не новом c экспериментом долина воды) ?  У меня эта банка ( 2-я от (-) не берет зарядку но  напряжение держит не опускаясь ниже 1,95v
( думаю КЗ соседних пластин - хотя "вскрытие" проблемного места с запасом ничего критичного не выявило).   А сколько лет "проблемному" ...

10ч "долбежки" - U - 14,185v ( медленно растет- эффект "Шампани" деленный на 5 - еле заметный ) Но в проблемной банке вода пока не поднялась как в исправных - лишь слегка намечается влажность .

Winter4x4

Цитата: Nautic от 23 Фев. 2021 в 21:00Это речь о другом АКБ (то же AGM)  ( не новом) ? 
да, это речь о предыдущем... его историю думаю, как изложить поточнее, но в общих чертах - ко мне он прибыл ровно 3 года тому в возрасте 4-5 месяцев... сразу не понравились слегка раздутые бока крайних банок... однако, крутил и на вилке вел себя просто первосходно, других приборов-показометров у меня тоггда не было.. первый же его разряд в ноль показал кучу косяков по электрике авто, например, после запуска двигателя жутко стала греться минусовая клемма - автоваз иногда обжимает провод в клемме вместе с изоляцией.. но не о том речь. есть подозрение, переходящее уже в уверенность, что с того случая все и началось. спустя год-полтора стал замечать признаки угасания. стоит машине постоять 2-3 дня и стартер уже не так бодро крутит. в общем, год тому поиск ответов на мои вопросы привел сюда на форум. в итоге, 2.01.2021 при выезде с ночевкой в горы аккум был снова высажен в 0, минусовая банка ушла в кз... не сразу и не резко, но ушла.. на данный момент приложил несколько раз к ней сварочник по несколько секунд, "мягкое кз", как его тут называют - осталось. ток 2.5а позволяет держать напряжение на банке порядка 2.15-2.2В, есть небольшой (ощутимый рукой) точечный нагрев на боковой стенке в области перемычки, при снятии напряжения на банке держится 1.9-2.0в, но может и начать падать, вплоть до околонулевых значений..

ЗЫ Новичек радует циферками, сегодня установлен под капот, было проведено оперативное совещание с Киберпапой и общим знаменателем выработали стратегию и тактику его дальнейшего использования ))) основным стартерно-городским АКБ остается батарея ЛТО в багажнике, по мере необходимости для подзарядки к системе подключается свинец, расходуются порознь, окромя случаев совсем тяжелых нагрузок в виде лебедки, по возможности свинец после глубоких разрядов заряжается в контролем и ограничением токов и напряжений... буфер с титанатом пока решили не применять.