Продвинутые ли-ион зарядки (быстрый заряд, разные алгоритмы) - они есть?

Автор Lab34, 08 Фев. 2025 в 01:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Lab34

На форуме всплывают темы про свинцовые зарядки с моргалками и пыхтелками, про ли-ионки тишина, хотя большая часть на них ездит.

Но ли-ионные Зу выглядят немного уныло. Телефоны могут заряжаться 60-ваттными зарядками с одной ячейкой, а тут 3а-67.2в=202 ватт на бандуру в несколько кг. При конфиге типа 16s4p получается, что на одну батарейку ток менее 1 амперы, и это ещё без учёта существования технологий быстрых зарядок для мобилок. Утверждают, что ли-ионки можно заряжать током до 0.5С, при 20 амперчасах это значит что зарядка на 10 ампер - вполне нормальный вариант. 20а - это почти 7 элементов 18650 по 3000 махов в параллели, на все это подавать 3 амперы выглядит маловато.

Может меньший ток имеет смысл для большей жизни батареи, но вроде большее продление циклов заряда разряда такие батарейки показывают при заряде до 4.1 вольт и меньше вместо 4.2.

В общем, продвинутая ли-ион зарядка должна уметь:

Регулировать макс силу тока
Выставлять разное напряжение
Отложенный запуск с таймером, пригодится для обогрева с холодов и, скажем, отодвинуть шумный процесс во времени
Возможно кривые подачи тока - встречал, что зарядка при низких температурах таких батарей плохо сказывается, однако  возможна при подаче тока 0.1c. Для заряда это будет мало (типа 2 или 1 и меньше ампер), но помогает быстрее отогреться и выйти на нормальную скорость зарядки без "губительной" зарядки замерзшей
Ну и может какие-то аналоги мобильных QS зарядок, когда идёт повышение напряжения для определенного тока.

Можно заряжаться быстрее, но при этом с продлением жизни батареи с помощью недозаряда и отогревания. Пока юзаю обычный блок питания с розеткой-таймером, но она довольно громоздкая и излишняя в выставлении настроек.

papergun

На али есть зарядные с регулировкой тока и напряжения, есть Cycle Satiator програмируемый, но цена  %-)

aviator79

Цитата: papergun от 08 Фев. 2025 в 08:22но цена
Какая цена? Мощную зарядку можно сделать из сварочного аппарата, у которого цена ок 3т.руб. В зависимости от схемы, регулировку напряжения можно организовать на имеющихся на плате узлах, а можно сделать отдельным модулем, чтобы не вникать во все тонкости схемы сварочника. А регулировку тока оставить штатную, заменив токовый шунт на более высокоомный, чтобы снизить ток заряда до максимальных 5-20А. Выходное напряжение можно увеличивать до 300 вольт, в зависимости от установленных диодов. Для этого нужно доматывать витки на тороидальный трансформатор. Каждый виток добавляет 10 вольт.(точно не помню) Если нужно заряжать очень быстро большим током, то можно добавить терморезистор, который нужно вклеить в АКБ, чтобы ток заряда снижался при увеличении температуры аккумулятора. Так делали на щелочных аккумуляторах для электроинструмента. Ну и в завершение всего, поставить цифровой ампер-вольтметр.   

302da957-ab65-4ba1-88b6-2119e56a40a6.jpg

yurgen

Цитата: aviator79 от 08 Фев. 2025 в 10:16Мощную зарядку можно сделать из сварочного аппарата, у которого цена ок 3т.руб. В зависимости от схемы, регулировку напряжения можно организовать на имеющихся на плате узлах, а можно сделать отдельным модулем, чтобы не вникать во все тонкости схемы сварочника. А регулировку тока оставить штатную, заменив токовый шунт на более высо
очередной мечтатель влажных мечтей :-D
на этом форуме ( и не только на этом) регулярно возникают такие мечтатели-самоделкины,
типо вот куплю за полкопейки сварку и переделаю в крутую зарядку.
Но ни один из таких мечтателей этого досих пор не сделал.

сумасойти, этож золотая жила , :laugh:  но нет. почему то.
Самовар , Кваньшунь 3 кВт , келли 200А,  LG E48 3кВтЧ.
80км/ч     
> 70 000 км

aviator79

Цитата: yurgen от 08 Фев. 2025 в 11:59Но ни один из таких мечтателей этого досих пор не сделал.
Если такие мечтатели имеют навыки в области радиотехнике и хотят сделать себе мощную зарядку, тогда могу и схему им нарисовать, она очень простая.

yurgen

рисовать схемы и дурак может,
 :-D
а вот вдохнуть в девайс душу (сизый дым) ,
сделать это могут не только лишь все :-D .
Силовая импульсная техника , все что выше 200-300 Вт,
(а тут речь об киловатах идет), далеко не так просто как вам кажется.
Возможно у вас огромный опыт в пайке детекторных приемников в пионерлагере,
но это чуть другое. ;-D
А уж тем более , перемотать транс от сварки, да еще если он вдруг оказался квазик, ....

короче, не пудрите народу мозги
Самовар , Кваньшунь 3 кВт , келли 200А,  LG E48 3кВтЧ.
80км/ч     
> 70 000 км

Lab34

Цитата: papergun от 08 Фев. 2025 в 08:22На али есть зарядные с регулировкой тока и напряжения, есть Cycle Satiator програмируемый, но цена  %-)

А есть хотя бы портативный вариант отложенного старта, может есть переходник на провод от сети или зарядный? Чтоб просто ввести старт зарядки через 3 часа. Отдельная габаритная розетка с кучей таймеров по дням недели с рассчетом на 220 вольт/16А выглядит излишней.

Lab34

Цитата: aviator79 от 08 Фев. 2025 в 10:16Выходное напряжение можно увеличивать до 300 вольт, в зависимости от установленных диодов.
302da957-ab65-4ba1-88b6-2119e56a40a6.jpg

Быстрая зарядка работает с обратной связью и динамической регулировкой выходного напряжения.

aviator79

Цитата: yurgen от 08 Фев. 2025 в 12:25Силовая импульсная техника , все что выше 200-300 Вт,
(а тут речь об киловатах идет), далеко не так просто как вам кажется.
Надо-же, как интересно!   И чем же она отличается?

Цитата: Lab34 от 08 Фев. 2025 в 12:32Быстрая зарядка работает с обратной связью и динамической регулировкой выходного напряжения.
Не надо путать все 220 вольтовые зарядные устройства для аккумуляторов от зарядок для смартфонов по USB, в который применяется динамическое повышение напряжения в зависимости от возможности смартфона.

Lab34

Цитата: aviator79 от 08 Фев. 2025 в 13:11Не надо путать все 220 вольтовые зарядные устройства для аккумуляторов от зарядок для смартфонов по USB, в который применяется динамическое повышение напряжения в зависимости от возможности смартфона.

Типа чем более заряжена батарейка, тем меньше разница напряжения между зу и ней, меньше ток заряда. Если выставить напряжение типа 4.1х количество послед ячеек, ток несколько уменьшится.

Один из плюсов лифепо химии кроме морозостойкости, например, задвигают возможность большого тока заряда без последствий. Но и 20+АЧ ли-ионки при нормальном обращении могли бы заряжаться током скажем в 8-10 ампер (что в разы быстрее чем 3а) без последствий, с ускоренным отогревом за счёт умной зарядки и лимитом по конечному напряжению.

На форуме куча активных тем посвящено малоемкому свинцу и его алхимической зарядке по несколько дней, а для ёмких лёгких ли ионок чёт тишина.

aviator79

Цитата: Lab34 от 08 Фев. 2025 в 13:44умной зарядки
Что такое "умная зарядка" и какой у неё алгоритм работы в отличии от обычной зарядки?

Цитата: Lab34 от 08 Фев. 2025 в 13:44На форуме куча активных тем посвящено малоемкому свинцу и его алхимической зарядке по несколько дней, а для ёмких лёгких ли ионок чёт тишина.
Это потому, что автомобилистов гораздо больше, чем эл-велосипедистов.

Lab34

Цитата: aviator79 от 08 Фев. 2025 в 13:58Что такое "умная зарядка" и какой у неё алгоритм работы в отличии от обычной зарядки?

Как у телефонок, но с поправкой на холода и шум. Типа
Часик простоя на отогрев (или на то чтоб владельцу уснуть и не наблюдать шум)
Постепенное повышение тока, чтоб большим током в возможно не очень согретый не долбить, и на ходу отогревать
Выход на Макс показатели тока
Прекращение заряда при достижении батареи на например 4.1х16=65.6 вольт

aviator79

Цитата: Lab34 от 08 Фев. 2025 в 14:39Постепенное повышение тока, чтоб большим током в возможно не очень согретый не долбить,
Что-то не совсем непонятно. Почему нельзя сразу подавать на АКБ полный зарядный ток? В даташите на литий указываются эти температурные поправки на ток заряда?
Цитата: Lab34 от 08 Фев. 2025 в 14:39Прекращение заряда при достижении батареи на например 4.1х16=65.6 вольт
Прекращение тока обеспечивает даже обычная зарядка. Для этого ума много не требуется. 

yurgen

Цитата: aviator79 от 08 Фев. 2025 в 13:11Надо-же, как интересно!   И чем же она отличается?
вот сделай из 3кВт сварки 3кВт-ную зарядку , - увидишь.
Ато трындеть и языком чесать особенно в том чем понятия не имеешь - в этом ты непревзойденный ....  :-D
Самовар , Кваньшунь 3 кВт , келли 200А,  LG E48 3кВтЧ.
80км/ч     
> 70 000 км

yurgen

Цитата: aviator79 от 08 Фев. 2025 в 14:54о-то не совсем непонятно. Почему нельзя сразу подавать на АКБ полный зарядный ток? В даташите на литий указываются эти температурные поправки на ток заряда?
сразу низзя, вам тут правильно указали.
Температурные поправки тоже существуют, даташиты читать надо, а не сочинять фигню всякую о переделках сварочников 
Самовар , Кваньшунь 3 кВт , келли 200А,  LG E48 3кВтЧ.
80км/ч     
> 70 000 км

Lab34

Цитата: aviator79 от 08 Фев. 2025 в 14:54Что-то не совсем непонятно. Почему нельзя сразу подавать на АКБ полный зарядный ток? В даташите на литий указываются эти температурные поправки на ток заряда?
Типа того, читал на batteryuniversity что заряжать холодные батарейки вредно, но можно слабыми токами. Плюс они сами греются в процессе зарядки, быстрее дойдут до температуры окружающей среды.

ЦитироватьПрекращение тока обеспечивает даже обычная зарядка. Для этого ума много не требуется. 
Она прекращает при заряде отдельных батарей (условно) до 4.2 вольт. А если изначально подавать 4.1х параллелей, будет не 67.2 в Зу, а 65.6 (не знаю, насколько сильно это скорость заряда снизит, но вроде снизит).

Противники быстрых зарядок (без прыжков в вольтах, а просто зарядка на много ампер) говорят, что это изнашивает и быстрее портится. Если сделать её плавной (чтоб не много тока в холодную подавать), ограничить напряжение в 4.1 вольт, может получиться получится даже живучее.

4.1 вольт - около 90 процентов заряда, пишут что так до 2 раз больше циклов держит

aviator79

Цитата: yurgen от 08 Фев. 2025 в 15:15вот сделай из 3кВт сварки 3кВт-ную зарядку , - увидишь.
Я их уже передел - и не счесть сколько. Особенно, когда занимался их ремонтом.  На фотке одна из них, где я обвёл токовый шунт, который заменил на более высокоомный для снижения тока. На прошлой недели дорабатывал 5 кВт сварку для зарядки АКБ.  Вот только из 3кВт сварочного аппарате сложно сделать 3кВт зарядку, для этого нужно будет поставить увеличенные радиаторы и добавить вентилятор. Все эти сварочники не могут работать в непрерывном режиме из-за перегрева.

  Ну так поясни нам, чем схемотехника 300 ваттных блоков питания отличается от 5 кВт сварочных аппаратов?  Если знаешь, конечно.

Цитата: yurgen от 08 Фев. 2025 в 15:21Температурные поправки тоже существуют, даташиты читать надо
Вот я и хотел узнать про эти поправки от человека, который с ними знаком и упомянул их. Может, действительно, необходимо учитывать эти поправки, а не заряжать сразу высоким током, как это происходит, кода такие аккумуляторы устанавливают на машины, работающие при минус 40 градусах.

aviator79

Цитата: Lab34 от 08 Фев. 2025 в 15:40Типа того, читал на batteryuniversity что заряжать холодные батарейки вредно, но можно слабыми токами.
Лучше бы почитать. Ссылка на эту статейку есть?

Цитата: Lab34 от 08 Фев. 2025 в 15:40А если изначально подавать 4.1х параллелей, будет не 67.2 в Зу, а 65.6 (не знаю, насколько сильно это скорость заряда снизит, но вроде снизит).
При чем здесь "умное" снижение тока? Сколько вольт подавать, на такое напряжение и будут заряжаться аккумуляторы.

Цитата: Lab34 от 08 Фев. 2025 в 15:40говорят,
Нужно не слушать, что говорят, а нужно читать справочную литературу по данным аккумам.

Цитата: Lab34 от 08 Фев. 2025 в 15:404.1 вольт - около 90 процентов заряда, пишут что так до 2 раз больше циклов держит
Да, есть такое. У меня аккум на мотике заряжается до 4,0 вольт на элемент и работает уже более 15 лет.