Li-ion Аккумуляторы характеристики, опыт эксплуатации.

Автор DonMiha, 26 Июль 2011 в 12:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

NikolayS

По поводу просадки. Я сейчас езжу как раз с 15А контроллером и конфигурацией 12с5п, просадка на 15А наверно около 2.5В, если предположить что это все идет в тепло, то 37.5Вт получается рассеивается - что очень не мало. На графике даташита просадка прям сразу отчетливо видна - она большая. Но емкость при этом не столь сильно разница. Вопрос - может эта просадка - не равна потерям на сопротивление, а в ней есть еще что-то что не уменьшает емкость?

По поводу токов больше 1С
вот здесь привели ссылку на данные тестирования NCR18650
https://electrotransport.ru/index.php/topic,9767.msg134458.html#msg134458
первые три графика говорят о том что средний ток в 1С дорогое удовольствие :)

Еще обращу внимание на родные графики
http://industrial.panasonic.com/www-data/pdf2/ACA4000/ACA4000CE254.pdf
http://industrial.panasonic.com/www-data/pdf2/ACA4000/ACA4000CE240.pdf
при 2С у новых емкость "вырастает" - сложно судить, но могу предположить что это следствие большего сопротивления элемента и его разогрева. Т е это не новая химия, а перекомпонованная старая, таким образом что площадь электродов уменьшена в пользу электролита (могу путаться в названиях).

Может не надо сразу покупать много и собирать 4п для 15А, а взять один элемент на ебэе и протестировать? Куда так спешить?
Cute-100 350Вт
10s6p NCR18650

zap

Цитата: NikolayS от 14 Нояб. 2011 в 02:07
По поводу токов больше 1С
вот здесь привели ссылку на данные тестирования NCR18650
https://electrotransport.ru/index.php/topic,9767.msg134458.html#msg134458
первые три графика говорят о том что средний ток в 1С дорогое удовольствие :)
Глядя на графики на страницах 10-11 становится понятно, что эти ячейки крайне критичны к току зарядки. Заряжать надо как можно меньшим током, больше C/5 я бы не стал их насиловать.

Цитата: NikolayS от 14 Нояб. 2011 в 02:07
при 2С у новых емкость "вырастает" - сложно судить, но могу предположить что это следствие большего сопротивления элемента и его разогрева. Т е это не новая химия, а перекомпонованная старая, таким образом что площадь электродов уменьшена в пользу электролита (могу путаться в названиях).
Ничего она не вырастает, извлечённую энергию надо считать в ватт*часах а не в ампер*часах (т.е. ампер*часы надо ещё домножить на напряжение, а график напряжения при 2C существенно ниже). По сути это площадь криволинейной фигуры под графиками разряда в приведённых Вами спецификациях.

На 13й странице очень интересный график зависимости внутреннего сопротивления от уровня заряда. Примерно так я себе и представлял - внутреннее сопротивление растёт при полностью заряженной и при полностью разряженной ёмкости, а в середине немного проседает. Впрочем, рост весьма незначительный...
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

FAS_r7

вот и я про тоже!  37вт тепла , на примерно 2кг живого веса это очень много => значит существенный разогрев внутри банок => их скорая старость.  ну не стоит в долговременном режиме качать с этих элементов более 0.5С. 

илюхс, дозаказывай ещё столько же, как минимум!  и забей ты на вес, с помощью мотора эта лишняя пара кг тебя не утянет!

на алиэкспресс брал, я правильно понимаю?  вроде, они там настоящие...

NikolayS

Еще, более плохое отношение к высокому току NCR18650a-x хорошо демонстрируют графики жизни в родных даташитах. Они как раз для 1С! Видно что у новых элементов этот график более крутой, т е умирают они быстрее. Это опять же может свидетельствовать о их большем внутреннем сопротивлении.

Мы много говорим о том что быстро умрут, а это дорого, попробую прикинуть сколько это конкретно.
На среднем 1С через 200 циклов (ну если ездить часто это год) емкость падает до 2.5Ач - на 17%, катать дальше - возможно уже будет не так приятно, надо будет что-то мудрить... Стоят 40шт ну пусть 10000р. Пробег за 200 циклов, пусть 8000км (1км на 10Втч). Вопрос - что мудрить? Можно думаю продать за пол цены по-штучно велосветофанатам с веломании (вполне разумно на первый взгляд). Итого 5000р в год или грубо 0.6р за 1км. Если помогать педалями на обычном велике то 0.3р за 1км будет, на лигераде не знаю, но на 0.2р наверно можно рассчитывать.

В принципе за удовольствие можно и заплатить - не безумные деньги, паять каждый год новую батарею - вот это на настоящего энтузиаста! :)

А там может литий-фтор изобретут, и мы забудем запах бензина :)


Еще добавлю что у литий-йона рабочий интервал напряжения на много больше чем у полимера, фактически до 3В. Возникает проблема, что при полном заряде мотор едет отлично, а при почти пустой батарее - совсем фигово. Для 10с - это разница от более чем 40В до 30В.
Я это сейчас планирую решить (собственно уже спаял, но мотор под это еще не поменял), изменяемой конфигурацией батареи. 10с6п - 12с5п Получается в итоге едешь сначала на 10с с 42В до 35В, а потом на 12с с 42В до 36В. Это уникальное свойство цифры 60. :)
Cute-100 350Вт
10s6p NCR18650

илс

Цитата: NikolayS от 14 Нояб. 2011 в 02:07

Может не надо сразу покупать много и собирать 4п для 15А, а взять один элемент на ебэе и протестировать? Куда так спешить?

Спасибо за ссылки на графики, весьма полезная инфа.
С целью уменьшения тока, решил строить батарейку на 48В (13S) и урезать ток в контроллере до 10А.
Как писал ранее, за счет мотора рассчитываю радикально уменьшить кол-во переключений передач при разгоне и подъеме в гору.
Т.о. общее кол-во батареек для 13S4P возрастает до 52 шт. Максимальный ток разряда становится меньше 1С :ay:

В связи с этим вопрос к NikolayS. Какое максимальное кол-во цилиндриков 18660 было в ваших посылках?
Как можно минимизировать риск задержки моей посылки на таможне, если там будет 60шт. одного наименования?
И вообще, почему современная индустрия зациклилась на пальчиках 18650?
Headway уже давно выпускает боеголовки по 10-20Ач, а вот с облегченным li-ion почему-то все так запущено  :be: 

===
и еще, какой смысл заказывать 1 шт. для теста? Что я смогу протестироватьт, кроме номинальной емкости?
На ваш взгляд, есть риск по ссылке на alibaba купить фуфло?
И если я закажу 10 шт., а через месяц продавец уберет лот, что же мне (тогда) делать?

NikolayS

Может все-же лучше 60шт взять и сделать реконфигурируемую? разница то не велика 52 и 60...
Я брал свои в виде ноутбучных акб по 6шт и раскинул на родственников и друзей по 4 акб на каждого, так что по поводу 60шт - ничего сказать не могу, запасаться распечатками с форума и ссылками - готовится разумно объяснить таможенникам...

18650е видимо удобны для ноутов и прочей мобильной техники...

Протестировать можно сопротивление, ну и количество циклов.

Я с алибабы ничего не брал - посоветовать не могу. Если вы купите только 10шт - вы легко их продадите на веломании. Той зимой найденные мной ноутбучные акб успешно разбирались и продавались, в теме про 18650е

По поводу конфигурации - не просто взять и поменять 10с на 13с - а мотор, скорость его холостого хода? Кстати вы наверно мини МК будите использовать, какое, с каким редуктором? Вы где-то на форуме обсуждаете общую конфигурацию, что-то мне глобально не попадалась тема?

Вообще йон он хорош как раз не для кратковременной помощи, а для постоянного и длительного использования - два часа езды с помощью мотора. Надо все-таки лучше продумать и обсудить саму концепцию. С какими-то минимальными примерными расчетами времени работы мотора, потребляемой им энергии...
Теоретически как уже писал в теме полимера - можно сделать две батареи, чтобы сгладить импульсы нагрузки на йоне за счет нанокотлет, но это высший батарейный пилотаж! Получается - едем два часа, без мотора, и просто рвем с мотором со светофоров и в горки. Специфично. Так вроде еще никто не заморачивался...
Cute-100 350Вт
10s6p NCR18650

zap

В инфинеонах сильно не хватает функции ограничения скорости вращения. То есть вдобавок к ограничению по токам. Тогда можно было бы стабилизировать максимальную скорость - сделать батарею с чуть завышенным напряжением (чтобы хватало на максималку даже при разряженной батарее) и ограничить просто максималку - хошь 30, хошь 40.

Хотя это можно сделать в виде внешней примочки типа цикланалиста, только попроще.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

licwn

#79
<a href="https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=downfile;id=231" />20111114_002.jpg</a>
кому интересно, вот какие ячейки стоят в макбуке g5 вроде. Если не ошибаюсь, выдел фото этих ячеек в теме про липоли.


Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

NikolayS

А сколько весит один пакетик - нет информации? Общая емкость батареи, вес?
Теоретически, если убрать железный корпус 18650х, да размер увеличить - то возможно и 300Втч/кг можно получить...
Cute-100 350Вт
10s6p NCR18650

zap

С виду обычные липоли.

Читал где-то, что литий-ионные аккумуляторы принципиально выпускаются в виде бочек т.к. иначе не обеспечить нужное расстояние между анодом и катодом. Ну, типа как у свинца или металгидрида.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

илс

Цитата: NikolayS от 15 Нояб. 2011 в 01:43
Может все-же лучше 60шт взять и сделать реконфигурируемую? разница то не велика 52 и 60...
===
По поводу конфигурации - не просто взять и поменять 10с на 13с - а мотор, скорость его холостого хода? Кстати вы наверно мини МК будите использовать, какое, с каким редуктором? Вы где-то на форуме обсуждаете общую конфигурацию, что-то мне глобально не попадалась тема?


Что касается мотора, то это недорогой передний Q100 на 350Вт, с rpm под 20" обод.
На 36В заявляется максималка 25км/ч, соотв. на 48В должен разогнаться под 40-45км/ч. Учитывая ограничение батарейного тока (контр. Инфинеон), для поддержания этой скорости придется помогать педалями.
Так что разрядный ток будет циклический: разгон 10А, крейсерская скорость 4-7А, торможение 0А и так по кругу :)
Т.е. электрификация лигерада преследует весьма прагматичную цель - снизить кол-во переключений на передней и задней звездах (сейчас катаю почти каждый день, уже устал переключатся) и поднять максималку, чтобы , по возможности, держаться в транспортном потоке.

У цикланалиста есть фича ограничения максималки, но в свете вышеописанного, не вижу особого
смысла в ее применении.

Касательно покупки. За Булистормы деньги на днях вернули, жалких 130 долларов. А теперь для похожей конфигурации придется потратится на 448у.е., обидно блин :ak:

Вроде договорился о 6 посылках с интервалом 1 нед., см. ниже.
Посоветуйте, м.б. интервал увеличить до 2-х нед., все равно раньше весны выезжать на нешипованной лежачке не планирую? И что-то объяснять/доказывать таможенному инспектору нет никакого желания  :stop:

======
Very happy to have your inquiry throguh www.aliexpress.com, yes, please first place order on us through our aliexpress store about 10pcs free shipping NCR18650 3100mah for 6lots, total amount of each lot is 76.95USD(I will give you our discount 74.69USD per each lot, and when you see a change of price, then you can pay for us throught aliexpress, total 74.69USD x 6 = 448.14USD) I will ship for you each week 10pcs. Another way is that you place order on us directly while not through our store, then you can also pay for us at a time, and I can ship for you with 6different shipments. My email address: sophia@ev-grn.com for furhter communication.
=============

NikolayS

Могу посоветовать раскинуть на разные адреса и имена. Я один раз так делал - на себя, на жену, на мать, на двух близких друзей и их родных, на соседа, на брата (далеко живет)...

А банально, звезд хватит на 40-45 помогать ногами? У меня обычный 27ск набор. Вроде 44зуба спереди и 11сзади - каденс умножается на 4. Пусть каденс 80, тогда рпм колеса 320 = 38.5км/ч на 26ом ободе...

Я проверю холостой ход на своем 100м и 20ом ободе на 48В на стенде - отпишусь, самому интересно :)
Вообще могу любые напряжения проверить - спрашивайте.
Cute-100 350Вт
10s6p NCR18650

илс

Цитата: NikolayS от 15 Нояб. 2011 в 15:00

А банально, звезд хватит на 40-45 помогать ногами? У меня обычный 27ск набор. Вроде 44зуба спереди и 11сзади - каденс умножается на 4. Пусть каденс 80, тогда рпм колеса 320 = 38.5км/ч на 26ом ободе...


У меня мотор-колесо на 20-м ободе тоже в наличии, на днях проверю обороты ХХ на 36 и 48В, тогда отпишусь в соотв. теме.
На лигераде звезды 48 и 11, на 35-40км/ч каденс комфортный, для 45км/ч надо будет ставить большую переднюю звезду, это не проблема.
Заказанные батарейки уже в пути, можно не спеша продумывать схему соединения и крепления :)

NikolayS

Мне кажется хорошо когда АКБ легко снять с вела. Это удобно для зарядки, и зимой чтобы не охлаждалась уносить с собой. Батарея то легкой получится. Я бы легкосъемность обязательно включил в план.
Термос мой снимается тяжело, я этого на практике не делаю, и жалею что крепление не продумал лучше - надо бы заняться.
Схема соединения у меня оба раза из формфактора вытекала. С 18650ми можно очень широко в этом плане играть. Эргономику можно придумать хорошую.
Где планируете расположить?
Cute-100 350Вт
10s6p NCR18650

илс

На днях пришла первая партия  легендарных бочонков от Панасоник, с заявленной энергоемкостью 250Втч/кг 


Подробно о первоначальных замерах веса, емкости и вн. сопротивления, отписал здесь:
http://crystalyte.ru/forum/index.php/topic,16.45.html

Ради интереса решил сделать 2-ой замер емкости в тепличных условиях, а именно уменьшил разрядный ток до 0,2С, а температуру элемента повысил, расположив его рядом с батареей.
Разряд длился всю ночь, и к утру набежала емкость весьма близкая к заявленной, см. на фото ниже :bq:

Наверное, можно было бы выжать все 3100мАч, если дождаться полного заряда элемента, но терпение для этого нужно иметь адское, т.к. умная зарядка крайне медленно отрабатывает фазу CV, которая затянулась на 2,5 часа!
Когда ток упал с 60мА до 10мА, ждать дальше не стал,... переключился на разряд и пошел спать  :)

Пока результатом доволен, чуть позже все-таки сделаю 3-ий полный заряд/разряд, прежде чем оставлять позитивный отзыв на aliexpress  ;)

Кстати, вн. сопротивление, на каких-то этапах падало до 57мОм, ниже не опускалось :bn:

NikolayS

Сопротивление отличное - грубо говоря такое же как у старых NCR18650. Я предполагал что похуже будет. Интересно подрастет ли емкость после нескольких циклов... По даташиту на 1С должны 3000мАч выдавать. Это видимо от 4.2В до 2.5В. А у вас какой интервал реально получился?
Cute-100 350Вт
10s6p NCR18650

илс

#88
Цитата: NikolayS от 24 Дек. 2011 в 01:37
Сопротивление отличное - грубо говоря такое же как у старых NCR18650. Я предполагал что похуже будет. Интересно подрастет ли емкость после нескольких циклов... По даташиту на 1С должны 3000мАч выдавать. Это видимо от 4.2В до 2.5В. А у вас какой интервал реально получился?

Я поленился искать даташит (на сайте производителя?), поэтому использовал спецификации продавца, см. ниже.... в этих пределах и проводил тесты.

==================
NCR18650  Resistance: 50 OHM
Charge mode: constant current constant voltage (4.2V)

[b-b]Nominal Capacity : 0.2C, 2.75V cut-off : Average Discharge Capacity.[/b-b]
==========

Кстати, на фотке выше, хорошо видно, как мощно прыгает напряжение вверх, после снятия нагрузки.
Наверное, есть смысл понизить разрядный порог до 2,5В :bw:

Сделаю еще один цикл, тады отпишусь :)

NikolayS

Вот эти данные я имел ввиду, не знаю можно ли их назвать даташитом, но другого вроде нет ничего.
http://industrial.panasonic.com/www-data/pdf2/ACA4000/ACA4000CE254.pdf
http://industrial.panasonic.com/www-data/pdf2/ACA4000/ACA4000CE240.pdf
Cute-100 350Вт
10s6p NCR18650