Свинец vs Литий

Автор Влад Мак, 20 Фев. 2010 в 18:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

nik1943

Жаль что конкретное обсуждение, о преимуществах и недостатках аккумуляторов, свели к банальному флуду... из которого почерпнуть нечего. :(

LICC

Так я и знал. Прийдет Алекс и меня поругает за тот геноцид, который я устроил своим несчастным аккумам :)
Алекс, я простой эксплуататор СК аккумов и мне не приходила мысль нянчить их, пока когда-то не наткнулся на статью про увеличение срока службы Оптим в цикличном режиме. Статьёй поделился с форумчанами на Скифе и попросил помочь разработать алгоритм зарядки с добивкой. Я так понимаю, этим алгоритмом только вы и заинтересовались. Но к моменту выхода ваших зарядок я уже добил аккумы очень непроффессиональным зарядником Зиван и китайским зарядником-убийцей:) Мне в те года и не преходила мысль о том, что производители СК аккумов специально дают неправельный алгоритм зарядки, да бы ускорить кончину их аккумов. Теперь то мы знаем это... Да, на скуте, аккумы Хэйз заряжались стандартной зарядкой, переодически контроллировал процес. напряжения на АКБ были одинаковы с точностью до сотых вольта. Когда на форуме опубликовал фотки дохлой банки, так ни кто внятно и не ответил, почему резко пропала емкость конкретной банки, помните?
Кипячения в Активах не было, контроль напряжения заряда был с доп. защитой. на уровне 14.2-14.3В Других алгоритмов в то время небыло.
Так вот, подведу итог - с СК аккумами я так и не подружился. Может с литием мне больше повезет. Но облегчение веса и увеличение динамики на скуте меня очень порадовало!
п.с. Алекс, скинте мне в личку процедуру заказа у вас модуля без БП, восстановлю остальные СК и распродам тем, кому они еще прегодятся....
ездю на батарейках(с) http://evr-lab.pro/

LW6600

Цитата: nik1943 от 01 Март 2010 в 11:42
Жаль что конкретное обсуждение, о преимуществах и недостатках аккумуляторов, свели к банальному флуду... из которого почерпнуть нечего. :(

Флуд будет подчищаться, выпады - удаляться.
Сравнение - не значит битва за идею - это хорошо, остальное - фуфло.
Тем более, не подкрепленное практически.

Тиамо

Цитата: nik1943 от 01 Март 2010 в 11:42
Жаль что конкретное обсуждение, о преимуществах и недостатках аккумуляторов, свели к банальному флуду... из которого почерпнуть нечего. :(

уважаемый ник, ждем обещанный вами рассказ о вашем практическом опыте.
всем удач!

nik1943

Цитата: Тиамо от 01 Март 2010 в 19:23

уважаемый ник, ждем обещанный вами рассказ о вашем практическом опыте.
Не все фотографии есть в наличии, но начну с того что есть...
1. АКБ от УПСов всем хорошо известны и особых достоинств, или недостатков, не имеют. Если не насиловать, служат довольно долго. Использую и по прямому назначению и в резервной станции, для освещения, накачки шин, а так же аварийной заводки автомобиля.

2. АКБ Арктик и Пилот. На фотографии с правой стороны от арктики, чуть виден пилот...
Оба аккумулятора по 75Ач в стартерном режиме отрабатывают данную заводом гарантию, но для использовании в эл. транспорте явно не годны. Выводы сделаны на основании эксплуатации данных АКБ с лодочным эл. мотором.

3. АКБ Мега Мутлу. Образец проработал меньше года - снят с автомобиля из за саморазряда...может это случайность, но нет желания иметь с этой маркой ничего общего.

4. И наконец знаменитая  Варта Блю динамик. На машине с июня 2009 и с самого начала эксплуатации стало ясно что производитель значительно завысил максимальные токи разряда. Полностью заряженный аккумулятор, вяло крутит стартер, а в зимнее время, при -20 за бортом, завести машину уже проблема, даже старый "Арктик" крутит значительно веселее.

Завтра продолжу дальше...

Merakules

ЗНАЧИТ так братцы кролики, ПРИКРАТИТЕ перепалки и постоянные жалобы друг на друга!!!! Хотите ругаться между собой делайте это где угодно, но не наглазах других коллег!


Тиамо

Цитата: Merakules от 01 Март 2010 в 23:56
ЗНАЧИТ так братцы кролики, ПРИКРАТИТЕ перепалки и постоянные жалобы друг на друга!!!! Хотите ругаться между собой делайте это где угодно, но не наглазах других коллег!



как долго вы зрели!

нику1943: у меня тоже варта, я на неё не жалуюсь. какой объём двигателя вашей машины?
с уважением.
всем удач!

Alex_Soroka

Вообще-то это тема не сюда - а в "отзывы о применении" ... как-то так...

Цитата: nik1943 от 01 Март 2010 в 21:33
2. АКБ Арктик и Пилот. На фотографии с правой стороны от арктики, чуть виден пилот...
Оба аккумулятора по 75Ач в стартерном режиме отрабатывают данную заводом гарантию, но для использовании в эл. транспорте явно не годны. Выводы сделаны на основании эксплуатации данных АКБ с лодочным эл. мотором.
Режимы зарядки и особенности глубоких разрядов(были или нет, как садилась емкость) - не вспомните ?

Цитировать3. АКБ Мега Мутлу. Образец проработал меньше года - снят с автомобиля из за саморазряда...может это случайность, но нет желания иметь с этой маркой ничего общего.
саморазряд-ли ?  :bw:

Цитировать4. И наконец знаменитая  Варта Блю динамик. На машине с июня 2009 и с самого начала эксплуатации стало ясно что производитель значительно завысил максимальные токи разряда. Полностью заряженный аккумулятор, вяло крутит стартер, а в зимнее время, при -20 за бортом, завести машину уже проблема, даже старый "Арктик" крутит значительно веселее.
Зря вы так про Варту - по-моему самый достойный аккум среди всего сброда который у нас продают.
Читаем тут:  https://electrotransport.ru/index.php/topic,2721.msg44312.html#msg44312

nik1943

#188
В продолжение написанного ранее...
Тяговый аккумулятор для подвесного лодочного электромотора Minn Kota (Минн Кота) MK-SCS150, 100Ah
Фотографий не делал, а аккумулятор был вскрыт, ради любопытства и дальнейшего использования свинца для отливки выколоток и поддержек, использующихся при правке кузовных частей автомобиля.

Отработал чуть больше гарантии данной продавцом, что составило 1,5 года и около 25 глубоких циклов заряд-разряда (отбирал до почти полной остановки двигателя) на чем и накололся...

Вот что рекламируют продавцы -  Тяговый аккумулятор - глубокий разряд не приводит к ухудшению эксплуатационных качеств.
Напряжение - 12 В. Емкость - 100 А*ч.Масса - 23 кг. Длина - 286 мм. Ширина - 171 мм. Высота - 248 мм. Время непрерывной работы при максимальной скорости - от 3.3 часа (для Endura 30) до 1,8 часа (для Endura 55).

Написанное справедливо лишь для тех кто каждый год, будет покупать новый АКБ.
Раньше эти аккумуляторы, в специализированном магазине "Лодка Хаус", были в свободной продаже, а сейчас, только под заказ. Продавцы объясняют тем, что застоявшиеся, больше года, аккумуляторы, имеют большой процент возврата.
Наверное хватит о неудачниках, пора перейти к более приемлемым вариантам.

АКБ "Дека" - стартерный, производства США, емкостью 100Ач
Это пожалуй лучший по соотношению цена-качество.
Эксплуатировался 4 года в смешанном режиме - На 4х литровом Джипе, круглогодично, а в летний период и на лодочном эл.подвесном моторе Минкота Эндуро-30 и более мощном самодельном моторе.
Режим эксплуатации - разряд токами до 0,5С (в основном 0,3С). Глубина разряда в среднем 60-70%

После потери, примерно, 30% емкости, снят с авто и теперь используется как стартерный, на резервной электростанции.

И последний из свинцовых аккумуляторов, на котором стоит остановиться, это "Стингер".
Сразу замечу что АКБ из очень дорогих и с моей точки зрения, в электромобилях, вряд ли найдет применение.

Кто знаком с автозвуком, не по наслышке, те знают какие мощности нужны, для раскачки аппаратуры мощностью более 10KW
Пошел третий год эксплуатации в смешанном режиме, данного АКБ.
Режим очень жесткий - на автомобиле, как стартерный и при отладке, а так же на соревнованиях по автозвуку.
Автозвуком занимается мой сын и это его опыт и заслуги.

На этом заканчиваю со свинцовыми АКБ, далее если есть желание, могу продолжить по некоторым щелочным АКБ.

С Уважением! nik1943

nik1943

Цитата: Тиамо от 02 Март 2010 в 10:47

нику1943: у меня тоже варта, я на неё не жалуюсь. какой объём двигателя вашей машины?
с уважением.
Сейчас 2,0 литра и Варта-Варте рознь...

nik1943

Цитата: Alex_Soroka от 02 Март 2010 в 11:54
Зря вы так про Варту - по-моему самый достойный аккум среди всего сброда который у нас продают.
Читаем тут:  https://electrotransport.ru/index.php/topic,2721.msg44312.html#msg44312

Уважаемый Alex_Soroka! Написанное относится только к данной модели...Была у меня и Сильвер Варта, но по ней нет никаких нареканий, а не дал на нее описания, потому что эксплуатировалась только на автомобиле с малым объемом двигателя (1300 куб.)
Насчет Мутлу - после полной зарядки, даже без установки на автомобиль, после отстоя в течение месяца, завести автомобиль невозможно, хотя напряжение, без нагрузки, около 12-12,3V

Насчет Арктики - через три месяца после приобретения стала наблюдаться такая картина - индикатор плотности, после недельного простоя становился черным, после зарядки опять зеленел и все было нормально, при каждодневной эксплуатации, но вот открылась навигация и естественно, полностью заряженный АКБ установлен на лодку.
По расчетам должен был крутить мотор около 2х часов, но в реальности оказалось, что через 40-50 минут аккумулятор сел...ну Я его по гарантии отдал в магазин. Через три дня мне позвонили и сообщили, что мой АКБ исправен и Я его не правильно эксплуатировал, в результате чего им пришлось его просто зарядить.
В общем он живет уже 6 лет и с регулярными подзарядками заводит 4х литровый двигатель, даже зимой.
При токах около 0,5С время работы примерно 30 минут. Вот вроде на все вопросы ответил.
Да еще про Пилот - вполне приличный аккумулятор, для автомобиля но не для применения в эл. транспорте, причины те же что и в Арктике - больше часа, непрерывно, не работает.

nik1943

Продолжу немного по щелочным аккумуляторам...
НК-125 в сборках по 5 шт. в металлических каркасах - основное применение резервное знергоснабжение в домашнем хозяйстве. Раньше использовал на лодке. Последние, несколько лет, здоровье не позволяет таскать такие тяжести и поэтому перешел на более легкие АКБ.
Аккумуляторы прекрасно работают при токах разряда до 0,5С, хотя этим экземплярам пошел 26 год.
При токах разряда близких к 1С, реальная емкость снижается почти в 2,5 раза, при ощутимом нагреве (на ощупь градусов 35-40)
Имеют 3 недостатка - громоздки, тяжелы и дороги.
Преимущества - долгий срок службы, на много превышающий данные заводом гарантии, не боится коротких замыканий, разряжать можно в ноль, большое количество циклов заряд-разряд (у меня составил более 1000)
Есть и неудобство - заряжать приходится током 30А и при этом, каждый раз, выкручивать вентиляционные пробки.
Можно конечно заряжать и меньшими токами, но это долго, да и полную емкость АКБ не набирает (максимум 75-80%).

Аккумулятор 2НК-24 - особых отличий от выше описанного не имеет, за исключением меньшей емкости и сдвоенных банок. Ему почти 30 лет и как видно на фото особого ухода за ним нет...остаточная емкость около 20Ач. но так же продолжает работать.

И в заключение аккумуляторы НКП-90 и НКП-15 (в настоящее время таких нет, а выпускаются их аналоги)

НКП-90 достался мне уже Б/У 197*** не помню какого года. После оклейки эпоксидкой с песком, корпусов банок, служил верой и правдой еще около 10 лет, как стартерный на автомобиле.
Как тяговый не использовался, умер резко, из за выхода из строя одного из элементов, а заменить было нечем...

НКП-15 достался новый комплект из 30 аккумуляторов в 1973 году, на данный момент осталось рабочих 22 штуки.

Нормально работают при токах разряда до 10С (более высокие токи разряда не пробовал)
Как стартерные, работали и продолжают работать, а тот комплект что на фотографии заводит ПЛМ Москва 10 с электростартером.
У этих аккумуляторов, только один недостаток - в среднем через 20-25 лет прогнивает корпус и приходится делать эпоксидный бандаж, для дальнейшей эксплуатации.
Чтобы сделать надежный бандаж, надо зачистить корпус до металла, обезжирить его и потом покрыть эпоксидкой в смеси с песком , или тальком, как на прилагаемой фотографии.

На этом разрешите закончить.

С Уважением! nik1943

Влад Мак

Цитата: nik1943 от 03 Март 2010 в 13:57
Продолжу немного по щелочным аккумуляторам...
Ещё из недостатков - пишут про эффект "памяти" .
Вы его не ощущали?
И какова оказалась реальная удельная ёмкость при 0.5С, к примеру.

apeks

Добрый день.Лично я эксплуатировал аккумы КН-24.НК-125,НК-80,НК-55,НКБ-60,НКЛБ-70,НКТБ-80,НКП-24М.Все ламельные аккумы(НК-125,НК-80,НКЛБ-70,НК-55)имеют большое внутренее сопротивление,и плохо пригодны в качестве тяговых.Безламельные аккумы(НКП,НКТБ и НКБ) имеют внутренее сопротивление чуть бильше чем СК .Допускают 100% разряд(все циклы могут быть 100%).Но качество работы очень сильно зависит от состояния электролита.При контатте с воздухом он насыщается карбонатами и емкость падает,а внутр.сопр растётl

apeks

Главное не открывать пробки.А чтобы не было кипения(что очень чревато для безламельных аккумов,у них электролит вылазит из банки)надо заряжать умной зарядкой как у Алекса.После нескольких лет эксплуатации мне надоело менять электролит и я разработал методику востановления электролита способом третьего электрода.Для этого аккум банка сажается в ноль.Потом ставим рядом другую банку.В обоих тот электролит который надо чистить.Вставляем в горловины силиконовую трубочку так что электролиты в обоих банках соединились через трубку.Потом соединяем выводы на востанавлимоей банке и от источника тока даем около 2-3 в.При этом минус на клемы лечащейся банки,а плюс на соседнюю банку и даем 0,3-1С.При этом карбонаты уходят из востанавлимоей банки в соседнюю.После цикла востановления аккум банку которую лечили надо проциклировать.А ту в которой собрались карбонаты можно использовать для лечения других банок.При этом желательно чтобы температура электролита при лечении была+40-60гр.Так как карбонаты плохо растворяются при низких температурах.Эфекта памяти в заливных НК не замечал.

nik1943

Цитата: Влад Мак от 03 Март 2010 в 14:29
Цитата: nik1943 от 03 Март 2010 в 13:57
Продолжу немного по щелочным аккумуляторам...
Ещё из недостатков - пишут про эффект "памяти" .
Вы его не ощущали?
И какова оказалась реальная удельная ёмкость при 0.5С, к примеру.
У перечисленных мною аккумуляторов, эффекта памяти не замечал, так как высаживал их всегда под чистую...У НК-125 и 2НК-24 при 0.5С емкость составляет примерно 0,75-0,8 от номинала, а при токах 10 часового разряда немного превышает паспортное значение.(только у новых прослуживших около 3-4 месяцев)

Про НКП-90 не знаю, так как были только Б/Ушные
У НКП-15 емкость при 3С около 7-8Ач. если память не изменяет, всетаки прошло более 30 лет...

2-apeks  У НК-125 и НК-24 электролит за все время работы, ни разу не менялся...только вода добавлялась.

У НКП электролит менялся только при их ремонте...

НКП без расширительных пробок, таких как на фотографии заряжать нельзя. (с закрученными пробками они просто повзрываются) по незнанию потерял таким образом 3 аккумулятора. Вместо спец пробок можно использовать одноразовые шприцы, если хорошенько приглядеться, то на фотографии видна пара шприцов...

apeks

Пробки стараться не открывать а приоткрывать.А чтоб не кипели заряжать импульсами.Не допускать кипения.У нес на "копейке НКТБ-80 катается как стартерная.Пробки закручены наглухо и не кипит вообще.А электролит надо менять регулярно и желательно в него добавлять едкой литий.После востановления методом третьего электрода он останется в аккуме,а карбонат уйдет.Патроны для очишения воздуха на ПЛ содержат щелочь.Воздух проходит через неё и углекислый газ остается в щелочи.То же самое происходит в электролите НК и НЖ когда он соприкасается с воздухом.Карбонаты из электролита можно удалить едким барием(у кого он есть)он осаждает карбонат.У меня его не было пришлось удалять карбонат электролитическим способом

Тиамо

почти всё верно.
на подводных лодках регенерационные патроны содержат не щелочь, они содержат перекись натрия или калия (Na2O2 K2O2). при взаимодействии с углекислотой воздуха из 2 молекул перекиси выделяется 1 молекула кислорода и поглощается 2 молекулы углекислоты. в смысле освежения воздуха это гораздо выгоднее. однако эти вещества нестабильны, бурно реагируют с водой, в том числе с конденсатом при резких перепадах относительной влажности воздуха.

эти патроны были причиной гибели подводников, в том числе на наших атомных подводных лодках. иногда гибли лодки целиком.

карбонат активно осаждает кальций, он гораздо дешевле токсичного бария. карбонат кальция - мел, известняк, мрамор. зрелый бетон на значительную часть - карбонат кальция.

логично предположить что щелочной электролит будет эффективно защищен от карбонизации если:
- пробки будут иметь 1-сторонний клапан для выпуска образующегося в при перезаряде кислорода. конструктив очень несложный.
- пробки помимо клапана могут содержать сифончик наполненный например тойже щелочью. тогда периодической замене будет подлежать не электролит, а жидкость в сифончиках. о ее выработке может сигнализировать скажем цвет индикатора.
- пространство над электролитом заполнить тяжелым инертным газом. например аргоном, а еще лучше гексафторидом серы.

гидроксид лития добавляют в раствор гидроксида калия при приготовлении т.н. "зимнего щелочного элеткролита".

с уважением.
всем удач!