avatar_DimB

Танцы с бубном для воскрешения АКБ

Автор DimB, 28 Март 2012 в 21:29

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Cyberpapa

Цитата: neuroice от 30 Июль 2019 в 16:34
В воскресение, когда последний раз смотрел - было влажно.
...
планирую переходить в пятницу, когда живьем посмотрю на влажность банок...
[user]neuroice[/user], рисковый Вы человек, заметьте [user]Branimir[/user] почти в каждом своем сообщении, вполне справедливо напоминает о влажности стекломатов, т.к. при длительном заряде высоким напряжением вода расходуется очень быстро.
Если нет возможности часто контролировать влажность - я бы напоил батарею избыточно, дабы вода плескалась и покрывала пластины слоем 1-2 мм.
Также, при удаленном контроле тока и напряжения - обращайте особое внимание на их изменения.
Например, при снижении напряжения при одинаковом токе - вероятнее всего, что батарея нагрелась, то ли от изменения температуры воздуха, то ли от увеличения интенсивности рекомбинации.
Если причина нагрева - рекомбинация газов => батарею мучает жажда и она мечтает увидеть вас со шприцом в руках.

Паяка

#1081
[user]Cyberpapa[/user], +1. В данном случае, ощутимый электролиз воды неизбежен, и перелить VRLA не только не возбраняется, но рекомендуется.

То, что это Дельта с 14.1В, т.е. возможны углеродные добавки в ПАМ, добавляет сложностей.

Добавлю: большие АКБ от рекомбинации и вообще нагреваются сильнее, чем маленькие, т.к. у них на единицу объёма, (т.е. массы и действующей площади АМ, соответственно, и мощности процессов при заряде), приходится меньше внешней поверхности, (т.е. теплоотвода). При масштабировании АКБ одинаковых формы и устройства, объём, масса и мощность растут в кубе, а внешняя площадь лишь в квадрате. Это надо иметь в виду, и быть осторожными.

Грубо говоря, по этой же причине в мощных БП на выход ставят не один большой электролитический конденсатор, а несколько меньших, между которыми распределяются токи пульсаций и потери энергии в тепло.

Ещё одно проявление этого эффекта состоит в том, что при одном и том же токе большая и маленькая АКБ, например, автомобильная и мотоциклетная, или европейская и японская, могут нагреться до одной и той же температуры. Может показаться, будто работает мудрый алгоритм ЗУ с адаптивной обратной связью, на самом деле действуют физика и геометрия. Плотность тока в маленькой АКБ при этом может быть избыточной, а в большой недостаточной, с вытекающими и выкипающими последствиями.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

neuroice

Цитата: Cyberpapa от 30 Июль 2019 в 17:36neuroice, рисковый Вы человек, заметьте  Branimir почти в каждом своем сообщении, вполне справедливо напоминает о влажности стекломатов, т.к. при длительном заряде высоким напряжением вода расходуется очень быстро.
Если нет возможности часто контролировать влажность - я бы напоил батарею избыточно, дабы вода плескалась и покрывала пластины слоем 1-2 мм.
Также, при удаленном контроле тока и напряжения - обращайте особое внимание на их изменения.
Например, при снижении напряжения при одинаковом токе - вероятнее всего, что батарея нагрелась, то ли от изменения температуры воздуха, то ли от увеличения интенсивности рекомбинации.
Если причина нагрева - рекомбинация газов => батарею мучает жажда и она мечтает увидеть вас со шприцом в руках.
Ну именно благодаря напоминаниям ув. [user]Branimir[/user], я и планирую переходить на 16.2В в пятницу, когда увижу влажность матов воочью.
Напряжение у меня постоянно растет на сотые вольта, но оооочень медленно (сейчас пляшет 14.37-14.38), ток тоже оооочень медленно снижается (сейчас 0.44-0.41А).
Температуру я тоже удаленно контролирую - не греется  B-)

Цитата: Паяка от 30 Июль 2019 в 18:41Cyberpapa, +1. В данном случае, ощутимый электролиз воды неизбежен, и перелить VRLA не только не возбраняется, но рекомендуется.
Хм... я думал, что перелить тоже плохо. А почему нельзя перелить воды в VRLA батарею? Или все таки GEL/AGM?
VRLA  - это же просто тип конструкции клапанов-колпачков? Имелось ввиду что загущенный электролит в GEL/AGM аккуме невозможно разбавить слишком сильно как в наливном аккумуляторе?

Паяка

[user]neuroice[/user], перелить плохо для нормальной эксплуатации. А когда идёт десульфатация при перенапряжении, избыточная вода бывает полезна.

На сайте Delta написано, что GX чисто гелевые, а GEL - AGM+GEL. Как ни странно, не наоборот. По словам специалиста из чата на этом сайте, GEL - более новая серия. Судя по фото, среди GEL, как и среди других серий Дельты, попадаются и "низковольтные" (cycle 13.8-14.1V), и "обычные" (cycle 14.1-14.4) АКБ.

В старых инструкциях Дельты на картинках "низковольтные" АКБ, параметры в таблицах даны для обычных. В новых инструкциях надписи на фото или 3D-модели АКБ совпадают с таблицами.

Под VRLA имею в виду AGM, GEL и их комбинации.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

Cyberpapa

Цитата: neuroice от 30 Июль 2019 в 20:16Напряжение у меня постоянно растет на сотые вольта, но оооочень медленно
Подъем напряжения - это хорошо и есс-но очень медленно происходит, т.к. Вы накапливали сульфаты уверенно и долго, несколько лет, пряча их поглубже, поближе к решеткам, снизу пластин, дабы они качественно кристаллизовались увеличиваясь в размерах и дольше гидратировались при зарядах.

Располагающиеся ближе к поверхности пластин сульфаты, Вы убрали обычными зарядами АКБ, настал момент потревожить спрятанную заначку, наверняка всю не вернете в электролит и АМ. Будем надеяться, что большая часть вернется, открыв забитые ненормальными сульфатами поры.   

neuroice

Цитата: Паяка от 30 Июль 2019 в 21:00В старых инструкциях Дельты на картинках "низковольтные" АКБ, параметры в таблицах даны для обычных. В новых инструкциях надписи на фото или 3D-модели АКБ совпадают с таблицами.
Вот это фокус...Получается на старых корпусах написано, что максимальное напряжение 2.35В на банку, а на новых 2.4В на банку. А в тексте во всех вариантах написано, что в цикле 2.35-2.4 на банку:

Очень я сомневаюсь, что там что-то реально изменилось - скорее всего просто редезайн корпуса.

Вспомнил еще один давно меня мучавший вопрос. В даташите номинальные емкости указаны при разрядах до 1.75В на банку (10.5 на весь аккум).
Но насколько я понял из этого форума и из других материалов в интернете - такой глубокий разряд не рекомендуется потому что приводит к непоправимой деградации активной массы.
Безопасным вроде как считается 11.5В для всех типов свинцовых аккумуляторов.
Это правильно?

Паяка

Цитата: neuroice от 31 Июль 2019 в 11:28Очень я сомневаюсь, что там что-то реально изменилось - скорее всего просто редезайн корпуса.
Это мог быть эксперимент с углеродными добавками в положительную активную массу. Как отмечают исследователи, они способны улучшить характеристики батареи, в т.ч. долговечность. Но хотели как лучше, а получилось как всегда. Мало кто перенастроил свои ЗУ и контроллеры заряда, особенно если в паспорте, (печатаемом заказчиком производства АКБ), написаны не те цифры, что на корпусе (собственно заводом-изготовителем).

Цитата: neuroice от 31 Июль 2019 в 11:28В даташите номинальные емкости указаны при разрядах до 1.75В на банку (10.5 на весь аккум).
Там же указано влияние глубины разрядов на срок службы в циклическом режиме.

Что интересно, на графиках из старых даташитов HR и HRL указан пониженный диапазон плавающей подзарядки, а для GX обычный.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

Cyberpapa

Цитата: neuroice от 31 Июль 2019 в 11:28Вспомнил еще один давно меня мучавший вопрос. В даташите номинальные емкости указаны при разрядах до 1.75В на банку (10.5 на весь аккум).
Но насколько я понял из этого форума и из других материалов в интернете - такой глубокий разряд не рекомендуется потому что приводит к непоправимой деградации активной массы.
Любой разряд вреден батарее и чем он глубже, тем более вреден.
Чем глубже разряжаем - тем меньше циклов выдерживает батарея.
ЦитироватьБезопасным вроде как считается 11.5В для всех типов свинцовых аккумуляторов.
Это правильно?
Не правильно, это придумки гаражных специалистов.
Многое зависит от тока разряда и балансировки банок.
При разных токах разряда, безопасный предел тоже различен, чем больше ток - тем ниже предел. 

neuroice

Цитата: Cyberpapa от 31 Июль 2019 в 13:11Не правильно, это придумки гаражных специалистов.
Многое зависит от тока разряда и балансировки банок.
При разных токах разряда, безопасный предел тоже различен, чем больше ток - тем ниже предел. 
Подозревал, что все не так просто.
Ну а если упростить количество неизвестных для практического ответа на вопрос "до какого напряжения безопасно разряжать при КТЦ?"
Примем:
- ток разряда не больше 0.1C
- температура комнатная 20-25С
- балансировка банок неизвестна

Cyberpapa

#1089
Цитата: neuroice от 31 Июль 2019 в 14:01Примем:
- ток разряда не больше 0.1C
- температура комнатная 20-25С
- балансировка банок неизвестна
Безопасно разряжать до касания 1,75 В на самой слабой банке.
Все остальные придумки о каком-то безопасном напряжении на клеммах АКБ - или не дают полноценного разряда, или опускают слабую ячейку до недопустимого напряжения.
Когда производитель пишет о 10,5 В - он говорит о исправной батарее, т.е. - без разбаланса банок.
Цитата: neuroice от 31 Июль 2019 в 14:01ток разряда не больше 0.1C
В этом параметре имеется подвох. Т.к. нигде не указывают допустимое напряжение для токов ниже 0,02С.  В некоторых справочниках о таких малых токах пишут хитро, типа "Нельзя разряжать малыми токами до 1,75 В, необходим контроль специалиста", перечисляют причины по которым нельзя..., но не пишут до какой планки допускается разряд.
Многое зависит от конструкции АКБ.

Sergey_AV

Дайте совет, что происходит и какие прогнозы.
Имеем аккум Тюмень Стандарт 12В 100Ah 790A (6ct-100L) Pb/Ca. Эксплуатация - 3 зимы, Москва.
Работал прекрасно и ни разу не подводил, крутил в лютые морозы. Вернулся из командировки (3 недели), аккум пустой в ноль. Сигналок и допов нет, ранее саморазряд за авто не наблюдался. Есть шанс ,что лампочка в салоне горела или аккум скоропостижно сдох.

Открутил крышки, пластины голые. Долил примерно 1 л дист.воды, закрыл на 1 см пластины. Поставил на зарядку, Кулон-405, режим авто до 14.8В. Зарядка идет третий сутки!

Первый день:
вечер - 5А 12.3В

Второй день:
утро - 3.5А 13.7В
вечер - 1.7А 14.3В

Третий день:
утро - 1.5А 14.4В
вечер - 1.5А 14.4В

Заряд продолжается.... Аккум еле теплый, пузырики идут во всех банках с первого дня. Крышки держу приоткрытыми, окно в комнате открыто. Температура в комнате 15-20 гр.
Что делаю не так? Все по плану? Сдох? Закорочена банка?

SanSanich

#1091
Появилось два вопроса. Первый о выборе пары АКБ для бесперебойника. Из доступного имеется
Цена                         1350р        CSB HR1221              Delta HR 12-21 W
Технические характеристики   
Емкость                                          5.3 А*ч         5 А*ч
Напряжение                                 12 В                 12 В
Максимальный ток заряда        2.1 А                       1.5 А
Максимальный ток разряда        90 А                 75 А
Внутреннее сопротивление        25 мОм         32 мОм
Срок службы                                5 лет                 8 лет
Ширина                                       70 мм                         70 мм
Высота                                        106 мм                       101 мм
Длина                                         90 мм                         90 мм
Вес                                              1.8 кг                          1.8 кг
Склоняюсь к первому, а может что другое посмотреть? И ещё, родные высохли, сильно греется транс в бесперебойнике, буду ставить вытяжку на корпус, но понятно, что проблему координально не решит.
И второй. Родные АКБ
это один из двух
высохли. НРЦ после снятия около 13в, но ёмкости 0.
Вчера вскрыл им черепки, добавил водички, примерно по 5мл в банку и оставил на пропитку на ночь. Утром НРЦ упало до 9в на одном и 7,5в на другом. Попробовал под зус5, предварительно толкнув с 12в БП. Но тут же улетает до 15в и в паузу, переключил на мод1 (около 0,2А ток) простоял часов 6, нагрелся, но заряд почти не принял. Вот думаю либо поставить под БП малым током на пару суток, или воткнуть в песперебойник, правда АКБ последовательно на 24в включены. После зуса и отстоя 6ч НРЦ 9,25в и 7,95в (его под зусом пару часов продержал током 0,2А).
С чего начать?
ЗУК "ЖУЖА" Самодельный измеритель Rвн https://electrotransport.ru/index.php?msg=1280851

Cyberpapa

Цитата: Sergey_AV от 31 Июль 2019 в 19:34Есть шанс ,что лампочка в салоне горела или аккум скоропостижно сдох.
По щучьему велению все банки хором не сдыхают, наверняка присутствовала какая-нибудь нагрузка.
ЦитироватьДолил примерно 1 л дист.воды, закрыл на 1 см пластины.
1см много, надо слегка прикрывать, проверяйте уровень, т.к. уровень электролита может сильно подняться, вплоть до выплескивания через отверстия крышек. На всякий случай установите АКБ в емкость, дабы электролит не попал на пол.
Цитата: Sergey_AV от 31 Июль 2019 в 19:34Температура в комнате 15-20 гр.
Лучше - бОльшая температура.
Цитата: Sergey_AV от 31 Июль 2019 в 19:34Что делаю не так?
Все по плану?
Сдох?
Закорочена банка?
Нормально делаете.
План не плох.
Наврядли полностью сдох, но емкость потеряете, время покажет.
Не похоже на коротыш.

Хорошо бы плотность электролита измерить.

Cyberpapa

Цитата: SanSanich от 31 Июль 2019 в 19:43Вот думаю либо поставить под БП малым током на пару суток....
Ткни шилом в положительные пластины, если будут растрескиваться или разрушаться -  отправляй в утиль.
Если крепкие - доливай воду с избытком, до уровня болота, ставь под ЛБП без ограничения напряжения, ток 50 мА. Когда напряжение опустится до 14-16 В - подними ток до 100 мА и заряжай часов 50-100, периодически контролируя влажность стекломатов, потом доложишь  чАво наколдовалось.

Если устроит парочка или две парочки потрепанных 9Ач батарей, которые легко разгонятся до 6-8 Ач - приезжай, сдам в аренду на пару тройку лет. Поможешь другу проводить эксперименты.
Поставишь рядом с UPS.

Branimir

#1094
Цитата: SanSanich от 31 Июль 2019 в 19:43
Появилось два вопроса. Первый о выборе пары АКБ для бесперебойника. Из доступного имеется
Цена                         1350р        CSB HR1221              Delta HR 12-21 W
Технические характеристики   
Емкость                                          5.3 А*ч         5 А*ч
Напряжение                                 12 В                 12 В
Максимальный ток заряда        2.1 А                       1.5 А
Максимальный ток разряда        90 А                 75 А
Внутреннее сопротивление        25 мОм         32 мОм
Срок службы                                5 лет                 8 лет
Ширина                                       70 мм                         70 мм
Высота                                        106 мм                       101 мм
Длина                                         90 мм                         90 мм
Вес                                              1.8 кг                          1.8 кг
Склоняюсь к первому, а может что другое посмотреть? И ещё, родные высохли, сильно греется транс в бесперебойнике, буду ставить вытяжку на корпус, но понятно, что проблему координально не решит.
[user]SanSanich[/user], про Delta HR 12-21 W не могу ничего сказать, т.к. не сталкивался.
CSB HR1221 долго служили в 10кVA ИБП (16шт*12v=192v с шестью комплектами по 5,2Ah ---> т.е > 30Ah емкостью) и после 8 лет многие еще очень живые.
Но секрет, думаю, не в качестве этих АКБ, а в условиях: ударные токи в пересчете на один АКБ были, кажется, не более 1,5-2С.
Аналогичные АКБ при токах более 3С сдулись гораздо быстрее.

Мое мнение: если у Вас с нагревом трансом токи нагрузки более 1,5-2С, то никакие АКБ не будут хорошим выбором...

Лучше поставить снаружи две АКБ бОльшей емкости (предварительно их подготовив к вводу).
+ можно активный балансир на 24v поставить...

Цитата: SanSanich от 31 Июль 2019 в 19:43
И второй. Родные АКБ
это один из двух
высохли. НРЦ после снятия около 13в, но ёмкости 0.
Вчера вскрыл им черепки, добавил водички, примерно по 5мл в банку и оставил на пропитку на ночь. Утром НРЦ упало до 9в на одном и 7,5в на другом. Попробовал под зус5, предварительно толкнув с 12в БП. Но тут же улетает до 15в и в паузу, переключил на мод1 (около 0,2А ток) простоял часов 6, нагрелся, но заряд почти не принял. Вот думаю либо поставить под БП малым током на пару суток, или воткнуть в песперебойник, правда АКБ последовательно на 24в включены. После зуса и отстоя 6ч НРЦ 9,25в и 7,95в (его под зусом пару часов продержал током 0,2А).
С чего начать?
[user]SanSanich[/user], мало инфы про АКБ.
Сколько стояли в ИБП (каком?) и в каких режимах (при каких нагрузках) работали?
Режим заряда на ИБП двухстадийный (какими токами?) ?
Насколько сильно грелись и близко ли к трансу (какими банками ближе)?
Замер Rвн?
Ошибка оставлять после заливки на пропитку, по-моему...
Надо сразу на разряд не ниже 11,4-11,6v (смотреть влажность! и величину отскока НРЦ через 10-20 мин) и потом малым током 0,02С (100мА) на заряд.
А еще лучше сразу засверлиться к банкам и картина предстанет во всей ясности и на разряде и при заряде
(да и отдельно проблемные банки сразу проще проверить-вычислить, чтобы решить куда девать АКБ...)
Но, если греется при малом токе, то это уже плохой знак...

Обычно в 24v ИБП дохнут из-за разбаланса между АКБ (один перезаряжается и идет в утиль, а второй в недозаряде засульфачивается и его можно откачать).

SanSanich

[user]Branimir[/user], спасибо за полезные советы. Почитал про данные АКБ, может кому пригодится
Спойлер
решил взять CSB HR1221. Вот только разберусь, почему так транс в бесперебойнике греется, ток хх 100ма при 220в и температура 66гр! Горяченный. При подключённых АКБ (решил старые попытаться поднять на нём) ток в первичке 210мА, ток заряда был 0,7А поначалу. Как не странно, спустя 4 часа напряжение на них почти выровнялось 13,61в и 13,49в при 27,1в заряда и токе 0,4А. Нагрелись до 52 градусов. Отключил, НРЦ 10,66в и 12,5в., под лампочкой стали подавать признаки жизни. Пока отключил, пусть остынут.
ЗУК "ЖУЖА" Самодельный измеритель Rвн https://electrotransport.ru/index.php?msg=1280851

Cyberpapa

Цитата: SanSanich от 01 Авг. 2019 в 01:47Вот только разберусь, почему так транс в бесперебойнике греется
Обмотки алюминиевые ?

SanSanich

Цитата: Cyberpapa от 01 Авг. 2019 в 07:08Обмотки алюминиевые ?
Хз, не похоже, транс здоровый и заваренный, как в микроволновках. CyberPower UT1050E. Первичка на 3 провода, прозвонил, 8,8 Ом и 9,1 Ом. 220в идёт на выводы с бОльшим сопротивлением. Там отвод на 8,8 Ом через реле переключается при пониженном входном, вроде всё логично.
Ладно, не в тему всё это, уж простите. Уже даже заказ сделал на 2 АКБ CSB, но не оплатил ещё. Вот теперь и думаю, проще за эти деньги (2600р) взять новый UPS и не париться. Там то всего на 1 офисный комп, свет уже с 2015 года стабилен (после блекаута в 14 от братьев наших неразумных!). Но теперь только если скачёк какой по сети, вот он и ловил, переключаясь на АКБ, а они высохли. Так что, товарищу новый УПС, а мне танцы с бубном над этими АКБ и UT1050E!
Хотя картина не радует. После ночи отстоя  НРЦ 8,31в и 10,18. Это лучше чем вчера, но .... Поставлю ка я их через лампочки на БП от 18в, а там видно будет.
Респект за поддержку!  :wow:
ЗУК "ЖУЖА" Самодельный измеритель Rвн https://electrotransport.ru/index.php?msg=1280851