Выбираем электродвигатель

Автор DEN81, 11 Дек. 2007 в 23:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

apeks

Цитата: sykt от 25 Сен. 2009 в 16:10
      Меня интересует управление:
Итак, двигатель с параллельным возбуждением.
1. Рабочая обмотка все время под напряжением. Какова величина тока в обмотке?
    (на холостом ходу и при нагрузке)
2. Крутящий момент регулируете путем подачи тока в обмотку возбуждения.
    Какой способ регулирования тока?
Двигатель с последовательным возбуждением.Я не стал бы применять мотор с паралелным возбуждением на эл.моб.У него сила тяги растет пропорционально силе тока,а у ТЭД с последовательным возбуждением пропорционально квадрату силы тока.Потом когда напрягаешь ТЭД с послед. возбуж. растет сила тока с крутяший момент.А когда напрягается ТЭД с паралельным возбуж.Во первых нужно в два раза больший ток и когда ток растет уменьшается напряжение питания(у батареи тоже есть внутренее сопротивление)и уменьшается возбуждение и соответственно крутящий момент.Так что если вы поставите мотор с паралельным возбуждением он вам приподнесет сюрпризы.К тому же опасность обрыва возбуждения.Если оборвется питание паралельной обмотки возбуждения в лучшем случае обгорит коллектор,а в худшем может случиться пожар.

apeks

Цитата: Alex_Soroka от 25 Сен. 2009 в 16:18
Цитата: sykt от 25 Сен. 2009 в 16:10
      Меня интересует управление:
..............
    Какой способ регулирования тока?

Я думаю что они реализовали просто "аналог бензомотора" :)
т.е. всегда крутится "на холостых" когда он нужен для подхвата и педаль сцепления и КПП...

...вообще-то решение "не для слабых"  :D

У нас он крутится не всегда.Только когда надо.При нажатии на газ мотор запускается.При нажатии на тормоз отключается.Я не собирался бесполезно мотор крутить.Мы в перекрестке стоим как нормальный эл.моб.В салоне тишина.Только слюшно как у бензиновых соседей моторы стучат.Надо ехать нажал слегка на газ,выжал сцепление,включил передачу и отпустил сцепление.Как на бензиновом.Зато нет пусковых токов.И мотору легко и батарее.Ходовой ток 30А. при 50 км. в час.Я считаю что как конструктор поставленную заказчиком задачу выполнил.

apeks

Цитата: Alex_Soroka от 25 Сен. 2009 в 16:18
Цитата: sykt от 25 Сен. 2009 в 16:10
      Меня интересует управление:
..............
    Какой способ регулирования тока?

Я думаю что они реализовали просто "аналог бензомотора" :)
т.е. всегда крутится "на холостых" когда он нужен для подхвата и педаль сцепления и КПП...

...вообще-то решение "не для слабых"  :D

Я прекрасно знал обо всех проблемах которые стоят перед проектировщиком эл.моб.и о больших пусковых токах убивающих батарею с двигатель тоже знал.Я не стал ломиться в лоб и решил ее обойти.Якорь эл.мотора обладает значительной кинетической емкостью и у на при трогании он работает как кинетический аккумулятор.Тем самым я одним махом решил массу проблем и заложил значительный ресурс по силе тяги и надежности.

sykt

Цитата: apeks от 25 Сен. 2009 в 16:37
У нас он крутится не всегда.Только когда надо.При нажатии на газ мотор запускается.При нажатии на тормоз отключается.Я не собирался бесполезно мотор крутить.
Ну, что решение оригинальное. Не всегда придет в голову.
Его конечно можно критиковать как рычажные переключатели у Михалыча но не более.
Если пойти дальше то можно поставить какое-то устройство плавного пуска это гораздо проще ШИМ-регулятора. И как-то ограничить время вращения на холостых оборотах, чтобы он не пошел в разнос при засыпании водителя (например) за рулем.
Ставлю + автору.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

apeks

Цитата: sykt от 25 Сен. 2009 в 18:13
Цитата: apeks от 25 Сен. 2009 в 16:37
У нас он крутится не всегда.Только когда надо.При нажатии на газ мотор запускается.При нажатии на тормоз отключается.Я не собирался бесполезно мотор крутить.
Ну, что решение оригинальное. Не всегда придет в голову.
Его конечно можно критиковать как рычажные переключатели у Михалыча но не более.
Если пойти дальше то можно поставить какое-то устройство плавного пуска это гораздо проще ШИМ-регулятора. И как-то ограничить время вращения на холостых оборотах, чтобы он не пошел в разнос при засыпании водителя (например) за рулем.
Ставлю + автору.
Решение было непростым.Если не давить на педаль газа мотор сам себя ограничивает.На холостых крутится на 1200 об. и все.Особенно намучался я со встречными токами,ведь при рекуперации ТЭД превращается в тормозной генератор и уже не забирает энергию а отдает тяговой батарее.Зато теперь мотору без разницы тянуть или тормозить.При торможении на скоростях выше 40 км в час мотор возвращает до 150 А. кратковремено.Благо что токи непродолжительные и приходят на подсевшую батарею.Когда один раз эл.моб. буксировали он подзарядил батарею ходом машины,хотя бензиновому двигателю буксировщика это было нелегко.И потом доехал до дома сам.Мы сделали просто не такой эл.моб. как у всех.Поэтому он и кажется таким страным.

sykt

Цитата: apeks от 25 Сен. 2009 в 18:29
Решение было непростым.Если не давить на педаль газа мотор сам себя ограничивает.На холостых крутится на 1200 об. и все.Особенно намучался я со встречными токами,ведь при рекуперации ТЭД превращается в тормозной генератор и уже не забирает энергию а отдает тяговой батарее.Зато теперь мотору без разницы тянуть или тормозить.При торможении на скоростях выше 40 км в час мотор возвращает до 150 А. кратковремено.
А в чем была проблема и как решилась?
Надо было затормозить двигатель и дать какую-то паузу?
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

apeks

Цитата: sykt от 25 Сен. 2009 в 18:40
Цитата: apeks от 25 Сен. 2009 в 18:29
Решение было непростым.Если не давить на педаль газа мотор сам себя ограничивает.На холостых крутится на 1200 об. и все.Особенно намучался я со встречными токами,ведь при рекуперации ТЭД превращается в тормозной генератор и уже не забирает энергию а отдает тяговой батарее.Зато теперь мотору без разницы тянуть или тормозить.При торможении на скоростях выше 40 км в час мотор возвращает до 150 А. кратковремено.
А в чем была проблема и как решилась?
Надо было затормозить двигатель и дать какую-то паузу?
Проблемы обычные,например запуск мотора с нуля и т.д.У нас мотор запускается через реостат на холостом ходу через 0,5 сек пусковой реостат выводится.То что вам кажется страным и ненужным(как то врашение мотора на холостом ходу)на самом деле совсем не страшно.И не отбирает столько энергии чтобы это стало проблемой и уменьшило пробег.Зато двигатель принимает нагрузку раскрученным,что настолько увеличивает ресурс мотора и батареи,что компенсирует этот недостаток.Тем более при однократном нажатии на тормоз мотор обесточивается и не потребляет энергию.Мы иногда так и ездим,разогнался,нажал слегка на тормоз,мотор обесточился и машина катится.Тем более что в контроллере стоит система косвенного рекуперативного торможения(мотор отдает энергию тормозному инвертору,а он уже передает батарее) и прекрасно дополняет непосредственное рекуперативное торможение(это когда мотор напрямую отдает энергию в батарею).

sykt

#259
Не совсем понятно как работает тормозной инвертор. Обьясните пожалуйста.
Каким образом совмещаете работу инвертора и прямую передачу энергии от двигателя батарее.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

Alex_Brooy

чудернацько...
а я то думаю, неужели это у всех тоже так: при разгоне машине нужно дать больше мощности, чем при прямолинейном движении...
нет, оказывается, это только моя машина имеет такую особенность :)
А маховик в виде якоря - О, да, сиз из кулл! я до сих пор помню, как на волге,при отпускании сцепления двигатель (ВАРП13, а не болгарин) в течении секудны гасит свои обороты. И никакого подрыва, хм. Пока не дашь жару педалью. По амперметру будет 100 -200 А. Но на моторе-то 900 !
Ув. Апекс - может вы уже это проводили, а если нет, то проверьте, прошу вас: сколько у вас ампер на самом моторе (только после регулятора!) ?
О сгорании коллетора на сериесном движке:
Еще когда покупал двиг, то продавец сказал: Саша, смотри только , что бы потенциал батареи не попадал на корпус двигателя.
В первый раз у меня "+" таки попадал через неизолированный контроллер на корпус. В итоге через 2 тыс. пошел круговой огонь, но постепенно, не сразу.
Уже с литиевыми акумами я изолировал все, как положено. Но потом выяснил, что с щеток на корпус пробивает все таки. То ли пыль проводящая была, то ли еще что - получалось ок. 70 кОм между корпусом и системой питания.
В итоге заметил симптомы подгорания через 6000 км, но во время успел. Начала подгорать щетка. Коллектор остался цел. Сегодня снял двиг на ревизию.
А если тяговыми токами можно убить - получается, что карщики должны каждый год ремонтировать двигатель , или как?
Заинтригован, конечно, но без схем - это пока полупустой разговор об абстрактных вещах.

Nickolas

ЦитироватьКак на бензиновом.Зато нет пусковых токов.И мотору легко и батарее.
Это иллюзия, Все равно при отпускании педали сцепления двигатель вынужден увеличивать момент, соответственно растет ток! Это и есть пусковой ток, для Вашего случая. В современных контроллерах понятия пускового тока в Вашем понимании  тоже нет. Там при пуске работает токоограничение, оно держит ток на уровне максимально разрешенного и не более того!

apeks

Цитата: Alex_Brooy от 25 Сен. 2009 в 22:23
чудернацько...
а я то думаю, неужели это у всех тоже так: при разгоне машине нужно дать больше мощности, чем при прямолинейном движении...
нет, оказывается, это только моя машина имеет такую особенность :)
А маховик в виде якоря - О, да, сиз из кулл! я до сих пор помню, как на волге,при отпускании сцепления двигатель (ВАРП13, а не болгарин) в течении секудны гасит свои обороты. И никакого подрыва, хм. Пока не дашь жару педалью. По амперметру будет 100 -200 А. Но на моторе-то 900 !
Ув. Апекс - может вы уже это проводили, а если нет, то проверьте, прошу вас: сколько у вас ампер на самом моторе (только после регулятора!) ?
О сгорании коллетора на сериесном движке:
Еще когда покупал двиг, то продавец сказал: Саша, смотри только , что бы потенциал батареи не попадал на корпус двигателя.
В первый раз у меня "+" таки попадал через неизолированный контроллер на корпус. В итоге через 2 тыс. пошел круговой огонь, но постепенно, не сразу.
Уже с литиевыми акумами я изолировал все, как положено. Но потом выяснил, что с щеток на корпус пробивает все таки. То ли пыль проводящая была, то ли еще что - получалось ок. 70 кОм между корпусом и системой питания.
В итоге заметил симптомы подгорания через 6000 км, но во время успел. Начала подгорать щетка. Коллектор остался цел. Сегодня снял двиг на ревизию.
А если тяговыми токами можно убить - получается, что карщики должны каждый год ремонтировать двигатель , или как?
Заинтригован, конечно, но без схем - это пока полупустой разговор об абстрактных вещах.
У нас стоит маленький центробежный вентилятор и он дует прямо на коллектор и сдувает проводящую пыль.При трогании на первой мотор стоит на холостых,холостой ток 8 А.отпускаешь сцепление,он уменьшает обороты,ток возрастает до 60 А и машина трогается.Ток падает до 15 А при езде на первой пер. 12 км. в час.У нас ток одинаковый ВЕЗДЕ и до и после регулятора.У нас был первый такой двигатель,он был как раз убит такими токами,мы так его  не поставили.Купили другой такой же.

apeks

Цитата: sykt от 25 Сен. 2009 в 19:22
Не совсем понятно как работает тормозной инвертор. Обьясните пожалуйста.
Каким образом совмещаете работу инвертора и прямую передачу энергии от двигателя батарее.

При непосредственом рекуперативном торможении двигатель напрямую подключен к батарее и он работает в качестве тормозного генератора пока его ЭДС не сравняется с ЭДС батареи.Потом торможение прекращается.При косвеном рекуперативном торможении тормозной инвертор забирает энергию от двигателя и поднимает напряжение и отдает его в батарею.Таким образом мотор тормозит рекуперативно до более низких скоростей.

apeks

Цитата: Nickolas от 26 Сен. 2009 в 00:00
ЦитироватьКак на бензиновом.Зато нет пусковых токов.И мотору легко и батарее.
Это иллюзия, Все равно при отпускании педали сцепления двигатель вынужден увеличивать момент, соответственно растет ток! Это и есть пусковой ток, для Вашего случая. В современных контроллерах понятия пускового тока в Вашем понимании  тоже нет. Там при пуске работает токоограничение, оно держит ток на уровне максимально разрешенного и не более того!
Понимаете колега,у нас нет 1500 у.е. на Куртис или на другой современый контроллер.Поэтому мы сделали то что в наших силах.Пусть не так как у всех,главное хорошо ездит и рекуперирует.Берет любые подьемы.Мы после 2000 км заднюю крышку с мотора сняли,все чистенько.Мотор вентилятор отлично проводящую пыль выдувает.

Nickolas

Цитата: apeks от 26 Сен. 2009 в 09:00
Цитата: sykt от 25 Сен. 2009 в 19:22
Не совсем понятно как работает тормозной инвертор. Обьясните пожалуйста.
Каким образом совмещаете работу инвертора и прямую передачу энергии от двигателя батарее.

При непосредственом рекуперативном торможении двигатель напрямую подключен к батарее и он работает в качестве тормозного генератора пока его ЭДС не сравняется с ЭДС батареи.Потом торможение прекращается.При косвеном рекуперативном торможении тормозной инвертор забирает энергию от двигателя и поднимает напряжение и отдает его в батарею.Таким образом мотор тормозит рекуперативно до более низких скоростей.
А как Вы при таком торможении контролируете ток в батарею ?

apeks

Цитата: Nickolas от 26 Сен. 2009 в 09:29
Цитата: apeks от 26 Сен. 2009 в 09:00
Цитата: sykt от 25 Сен. 2009 в 19:22
Не совсем понятно как работает тормозной инвертор. Обьясните пожалуйста.
Каким образом совмещаете работу инвертора и прямую передачу энергии от двигателя батарее.

При непосредственом рекуперативном торможении двигатель напрямую подключен к батарее и он работает в качестве тормозного генератора пока его ЭДС не сравняется с ЭДС батареи.Потом торможение прекращается.При косвеном рекуперативном торможении тормозной инвертор забирает энергию от двигателя и поднимает напряжение и отдает его в батарею.Таким образом мотор тормозит рекуперативно до более низких скоростей.
А как Вы при таком торможении контролируете ток в батарею ?
При непосредственом торможении токами возврата управляет контроллер.При косвенном токи ограничены мощностью тормозного инвертора и не превышают 30 А.А если нужно тормозить интенсивнее чем это делает ТЭД водитель просто нажимает на педаль тормоза и дотормаживает.Вакуумный насос для тормозов от дизельной машины.Приводится во вращение от 120 в-го маленького эл.мотора.Он включается при нажатии на педаль тормоза и работает пока не создаст вакуум,потом специальный клапан его отключает.

Вячеслав М

Ув. АПЕКС. Снимаю шляпу!Вы ответили на мой вопрос,который я задал на родственном форуме несколько месяцев назад о возможности рекуперации путем подачи тока в сериесную обмотку.Хотелось бы подробнее о переделке двигателя.

apeks

Цитата: Вячеслав М от 27 Сен. 2009 в 10:41
Ув. АПЕКС. Снимаю шляпу!Вы ответили на мой вопрос,который я задал на родственном форуме несколько месяцев назад о возможности рекуперации путем подачи тока в сериесную обмотку.Хотелось бы подробнее о переделке двигателя.
Интересно и что же вам там ответили?Идея управлять эл.двигателем путем изменения потока возбуждения пришла ко мне случайно.Когда я работал в троллейбусном парке я понял что троллейбус ЗИУ-9 это прожорливый монстр(его полный КПД 15%) и я предложил перевести его на управление потоком возбуждения.После чего(правда не сразу)был уволен.Проведеные после эксперименты на электромотоцикле и расчеты убедили меня в реальной возможности осуществить это на практике.Но первой машиной(для меня)где этот принцип бл эфективно реализован стал именно этот Фиат(который владелец торжественно переименовал в Фиат-Марина,в честь своей любимой и очаровательной жены).Принцип управления потоком возбуждения позволяет значительно снизить пусковые токи,обойтисть вообще без ШИМ что упращает и удешевляет контроллер и наконец позволяет осуществить рекуперацию.Я еще раз приятно убедился в универсальности электрических машин.Им абсолютно без разницы тянуть или тормозить.Они просто преобразуют электрическую энергию в кинетическую и наоборот.При этом легко и быстро мотор становится генератором и может развивать значительные тормозные усилия и генерировать сотни ампер за доли секунды.Если наш мотор раскрутить на холостых до 10000 об.и потом заставить тормознуть,он сбрасывает обороты за доли секунды,вырабатывая сотни ампер.Моторы у всех разные и машины тоже.Поэтому нет единого рецепта.Мотор выбирается и дорабатывается под конкретную машину и техническое задание поставленное заказчиком.

Вячеслав М

Ув. Апекс.Благодарю за ответ.На родственном форуме на мой вопрос так никто ничего вразумительного не ответил. Видимо эту тему никто всерьёз не прорабатывал.В вопросе про двигатель,я имел ввиду внутренние переделки (разделение обмоток возбуждения, уменьшение воздушного зазора и т.п.).