LiPo Аккумуляторы и всё что с ними связано, покупка, характеристики, опыт эксплу

Автор DmitryPopov, 18 Апр. 2010 в 15:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

Serg2010

Цитата: aleks17121960 от 11 Окт. 2011 в 14:27
На Лидерсхобби,после того,как я в сумме купил больше,чем на 750$(вроде столько,или 800?),они прислали мыло,что типа я-платиновый пользователь.Ну поржал и забыл.А зря!В следующие покупки автоматом скидка около 10% идет,даже на товар со скидкой,типа*предложения одного дня*.АКБ 25.9В/20Ач обошлась 198$,с доставкой,и это не из облегченных котлет.Посчитал,сколько встанет АКБ для нового девайса(52В/60Ач)-0.3$Вт.ч,или чуть меньше!ЛиПо форева! :)

А если организовать совместные покупки для пользования такими вот скидками? Буржуинам меньше достанется и нам хорошо! ;) Кто-нить есть такой на Украине?
МК 48В 500Вт  LiPo 14s2p  10Ah

mick

Цитата: Serg2010 от 11 Окт. 2011 в 17:57
Цитата: aleks17121960 от 11 Окт. 2011 в 14:27
На Лидерсхобби,после того,как я в сумме купил больше,чем на 750$(вроде столько,или 800?),они прислали мыло,что типа я-платиновый пользователь.Ну поржал и забыл.А зря!В следующие покупки автоматом скидка около 10% идет,даже на товар со скидкой,типа*предложения одного дня*.АКБ 25.9В/20Ач обошлась 198$,с доставкой,и это не из облегченных котлет.Посчитал,сколько встанет АКБ для нового девайса(52В/60Ач)-0.3$Вт.ч,или чуть меньше!ЛиПо форева! :)

А если организовать совместные покупки для пользования такими вот скидками? Буржуинам меньше достанется и нам хорошо! ;) Кто-нить есть такой на Украине?
На Лидерсхобби скидку 10% в принципе дают всем, кто ее просит(если заказ больше какой-то суммы, около 50$, не помню точно), хоть это вообще первая покупка. только с ними нужно долго общаться. и например чтобы трекер получить нужно писать письмо и спрашивать.

aleks17121960

Есть такое дело,по ценам и обслуживание.И упаковка дрянь,но надо сказать,все котлеты доехали нормально.
Делай,что должен,и будь,что будет...

MaxWin

Цитата: zap от 10 Окт. 2011 в 16:57
В целом, встречал рекомендации производителей по хранению при температурах от -20 до +55 градусах,
Раньше много читал про всевозможные аккумуляторы в том числе и о литии. Но нигде не встречал, что оптимально их хранить в при какой-то определенно температуре.
Как правило приводится вилка, как в этом тексте который я выделил, что-бы не повторяться.
Никак в толк не мог взять, почему надо хранить литий в холодильнике? А почему не в печке?
Действительно есть в вики такой текст.
ЦитироватьIn addition, other sources recommend refrigerating (but not freezing) the cell.[8]
Кроме того, другие источники рекомендуют охлаждать (но не замораживать) ячейки [8].
Типа читайте там. Читаем...
ЦитироватьThe speed of oxidation depends on the storage temperature and the battery's charge state. Keeping the battery in a cool place can prolong its life. The Li-ion battery should be stored at 40 percent rather than full-charge state.
Скорость окисления зависит от температуры хранения и состояние заряда аккумулятора. Хранение батареи в прохладном месте, может продлить ее жизнь. Литий-ионный аккумулятор следует хранить заряженным на 40 процентов, а не полностью заряженным.
Оно и понятно, классическая химия чем ниже температура, тем медленнее скорость реакции. Но здесь ведь не только классическая химия. И я так больше негде не встретил подтверждения этому предположению.
Но не все так хорошо как кажется.
Есть очень не хорошая закономерность.
ЦитироватьКроме этого, при низких температурах имеет место начальная просадка напряжения.
Если аккумулятор при комнатной температуре 25 градусов имеет емкостью 40%.
То при температуре около 0 его емкость упадет на 10% и также упадет напряжение.
А при температуре -10 он по напряжению будет находится на гране полного разряда.
А как известно литий этого не любит.

И еще есть не хороший момент.
Рекомендуют заряжать литий при температуре от 0 до 45.
Но если зарядить его на полную емкость (например в гараже) при температуре около 0.
А потом внести в теплую квартиру (25 градусов) его напряжение возрастет и получится перезаряд.

Riper1

А при какой самой нижней температуре можно юзать липо,даже не так,при какой температуре ( - с ) можно юзать батарею не боясь за её состояние в долгосрочной перспективе. Сейчас езжу на работу на веле,хоть и холодно бывало но.. одеваюсь потеплее,шлем мотоциклетный.Вот и думаю,сколько я поездю ещё в этом году (возможности покупать новую батарею 1-2 раза в год у меня нет).

zap

Немного не так.

При низких температурах ëмкость падает, да. Но ведь мы его храним, а не эксплуатируем, сколько мы туда энергии затолкали, столько еë там и осталось. Если зарядить аккум на 40% при комнатной температуре и охладить до 0, просто его общая ëмкость упадëт до 90%, но заряда будет столько же, значит он уже будет заряжен как бы на 44.4%.

Где-то читал, что при низких температурах литий не выдерживает высоких напряжений. Типа того, что (цифры навскидку) при 0 градусов макс напряжение 4.2, а при -10 макс напряжение 3.9В, если зарядить выше они вздуваются. Именно этим обусловлен запрет заряжать ниже нуля - зарядники-то тупые, напряжение отсечки у них никак на температуру не завязано.

Кстати, возникает интересный вопрос что станет с липолем, заряжëнным на 100% если охладить его до -20? По идее, его должно раздуть - лишней энергии некуда деваться, напруга выше верхнего предела при данной температуре.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

MaxWin

Цитата: Riper1 от 11 Окт. 2011 в 23:49
А при какой самой нижней температуре можно юзать липо,даже не так,при какой температуре ( - с ) можно юзать батарею не боясь за её состояние в долгосрочной перспективе. Сейчас езжу на работу на веле,хоть и холодно бывало но.. одеваюсь потеплее,шлем мотоциклетный.Вот и думаю,сколько я поездю ещё в этом году (возможности покупать новую батарею 1-2 раза в год у меня нет).
В хэндбуке рекомендуют с -10 с потерей емкости 30%. А ниже, например при -20 емкость батареи падает больше чем на 50%.

MaxWin

Цитата: zap от 12 Окт. 2011 в 00:08
Немного не так.

При низких температурах ëмкость падает, да. Но ведь мы его храним, а не эксплуатируем, сколько мы туда энергии затолкали, столько еë там и осталось. Если зарядить аккум на 40% при комнатной температуре и охладить до 0, просто его общая ëмкость упадëт до 90%, но заряда будет столько же, значит он уже будет заряжен как бы на 44.4%.
Логически вроде все так. Но слишком много в разных хэндбуках и брошюрах недосказанного. Из всего мной прочитанного понятно только одно, правильные выводы похоже знает только производитель, а он как правило дает только общие рекомендации. Так вот производители нигде ни-ни, что "храните при 0 и будет вам долгая и счастливая жизнь".
Основные причины деградации описывают так:
- разрушение кристаллической структуры катодного материала (особенно LiMn2O4);
- наращивание пассивирующей пленки на обоих электродах, что приводит к снижению активной поверхности электродов и блокированию мелких пор;
- осаждение металлического лития;
- механические изменения структуры электрода в результате объемных колебаний активного материала при циклировании.

Я так понимаю, что дело не только в емкости зарядка как таковой. Причины не только химические но физические.

Цитата: zap от 12 Окт. 2011 в 00:08
Кстати, возникает интересный вопрос что станет с липолем, заряжëнным на 100% если охладить его до -20? По идее, его должно раздуть - лишней энергии некуда деваться, напруга выше верхнего предела при данной температуре.
Судя по графикам как раз получается, что ее емкость и напряжение резко снижается, из за замедления хим реакций. Это главный тезис, который обычно стараются подчеркнуть.
А вот если ее зарядить при -20, а потом внести в тепло, вот тут ка раз должно бахнуть.
Мы фактически при низкой температуре вдуем ему много сверх положенного.
И когда внесем в тепло, начнется активная реакция.

Нашел очень интересную таблицу.


zap

Цитата: MaxWin от 12 Окт. 2011 в 00:56
А вот если ее зарядить при -20, а потом внести в тепло, вот тут ка раз должно бахнуть.
Нет. Если мы её зарядима 100% при -20 (т.е. до, ну скажем, 3.8В) то при внесении в тепло в ней просто появится "лишняя" ёмкость, т.е. при желании мы сможем её дозарядить до 4.2В.

Цитата: MaxWin от 12 Окт. 2011 в 00:56
Мы фактически при низкой температуре вдуем ему много сверх положенного.
Мы не сможем вдуть при низкой температуре больше 3.8В т.к. она надуется, насколько я понимаю.

Цитата: MaxWin от 12 Окт. 2011 в 00:56
И когда внесем в тепло, начнется активная реакция.
С чего бы взяться реакции, литий - на своей полке, оксид кобальта - на своей, между ними - сепаратор.

Цитата: MaxWin от 12 Окт. 2011 в 00:56
Нашел очень интересную таблицу.
Если ей верить, можно хранить литий на 100% заряженным при 40o, потери ёмкости такие же, как при 0 градусов и 50%-заряде.
Фигня какая-то, противоречит всему, что есть в интернетах на эту тему, например, вот этой таблице.

Возможно, в данном случае имеются в виду неактивированные батареи (т.е. свежепроизведённые). Ходили слухи, что туда добавляют какую-то фигню, которая улучшает срок первичного хранения (т.е. в полке на магазине), и эта фигня рассасывается в процессе первых нескольких циклов.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

aleks17121960

Не знаю,что добавляют в новый липо для сохранности,но рост емкости примерно к 4-7 зарядке-факт.От 83-87% до 98-103%.Верно для Трансметиков 10Ач/14.8В.
Делай,что должен,и будь,что будет...

MaxWin

Цитата: zap от 12 Окт. 2011 в 04:50
Нет. Если мы её зарядима 100% при -20 (т.е. до, ну скажем, 3.8В) то при внесении в тепло в ней просто появится "лишняя" ёмкость, т.е. при желании мы сможем её дозарядить до 4.2В.
С одной стороны все так. Если бы зарядка была умной, то есть в зависимости от температуры окружающей среды подбирала зарядные параметры.
То можно было было бы ее дозарядить до емкости при комнатной температуры. Она бы ее при низкой температуре не перезаряжала.

Цитата: zap от 12 Окт. 2011 в 04:50
Мы не сможем вдуть при низкой температуре больше 3.8В т.к. она надуется, насколько я понимаю.
Почему собственно не можем, очень даже можем, при любой температуре перезарядить аккумулятор. Конечно есть предел, после которого она вздуется.
Так вот нигде не нашел какой предел заряда по напряжению при низких температурах.

Цитата: zap от 12 Окт. 2011 в 04:50
С чего бы взяться реакции, литий - на своей полке, оксид кобальта - на своей, между ними - сепаратор.
Наверное по той же причине, что процесс после понижения температуры обратим.
То есть если полностью заряженную батарея при +20С гр. поместить в -10С упадет только ее напряжение.
Если вернуть назад +20 аккумулятор полностью вернет свои параметры.

Цитата: zap от 12 Окт. 2011 в 04:50
Если ей верить, можно хранить литий на 100% заряженным при 40o, потери ёмкости такие же, как при 0 градусов и 50%-заряде.
Фигня какая-то, противоречит всему, что есть в интернетах на эту тему, например, вот этой таблице.

Возможно, в данном случае имеются в виду неактивированные батареи (т.е. свежепроизведённые). Ходили слухи, что туда добавляют какую-то фигню, которая улучшает срок первичного хранения (т.е. в полке на магазине), и эта фигня рассасывается в процессе первых нескольких циклов.
Я это не выдумал. :)
Таблица взята из книги. HANDBOOK OF BATTERIES Third Edition
Но здесь есть уловка как всегда. Таблица дана в разделе где обсуждаются все литии. А данная таблица как тесты для определенной батареи.
Конкретно для липолей таких данных нет. Да и сами липоли тоже бывают разных типов.

mevial

Цитата: zap от 12 Окт. 2011 в 04:50
Цитата: MaxWin от 12 Окт. 2011 в 00:56
А вот если ее зарядить при -20, а потом внести в тепло, вот тут ка раз должно бахнуть.
Нет. Если мы её зарядима 100% при -20 (т.е. до, ну скажем, 3.8В) то при внесении в тепло в ней просто появится "лишняя" ёмкость, т.е. при желании мы сможем её дозарядить до 4.2В.
Т.е. получается, что сам процесс заряда при отрицательной температуре не влияет на жизненный цикл батареи? А если так, то рекуперацию можно оставить, т.к. её подзаряд вряд ли доведёт батарею до 100% ёмкости?

илс

Лично я собираюсь отключить, т.к. в моем понимании (при переводе с англ.), запрет на заряд при низкой температуре, связан с осаждением металлического лития.
Риск №2 - это вероятность перезарядить батарею, но к рекуперации это действительно неприменимо.

Сорри за оффтоп - м.б. для ЛЖФ кратковременный заряд (рекуперация) некритичена? Кто, что думает?

zap

Цитата: mevial от 12 Окт. 2011 в 16:16
Т.е. получается, что сам процесс заряда при отрицательной температуре не влияет на жизненный цикл батареи? А если так, то рекуперацию можно оставить, т.к. её подзаряд вряд ли доведёт батарею до 100% ёмкости?
Влияет.

Многие юзеры не знают, что литий-ионные батареи не заряжается ниже 0°C. Хотя зарядка вроде бы проходит нормально, металлический литий может осаждаться на аноде при заряде ниже нуля. Осадок является постоянным и не рассасывается при последующих циклах (гуглтранслейт перевёл "cannot be removed with cycling" -> "нельзя удалить с помощью езды на велосипеде"  :bj: :bu:).

[...]

Согласно информации, полученной из научно-исследовательских центров университетов, допустимая скорость заряда при температуре -30 ° C (-22 ° F) является 0.02C. На этом малом токе, 1000 мАч литий-ион можно заряжать током 20 мА, это займет более 50 часов, чтобы достичь полной зарядки.


Ещё нашёл интересную книжку "Lithium Ion Batteries Technical Handbook" от Порнослоника.

http://industrial.panasonic.com/www-data/pdf/ACI4000/ACI4000PE5.pdf

В частности:

ЦитироватьThe voltages listed below are typical values and are not guaranteed. The charge voltage varies according to model number.
1. The Overcharge Safety Function
The charge stops when the voltage per cell rises above 4.30 ± 0.05 V.
The charge restarts when the voltage per cell falls below 4.10 ± 0.05 V.
2. The Overdischarge Safety Function
The discharge stops when the voltage per cell falls below 2.3 ± 0.1 V.
The discharge restarts when the voltage per cell rises above 3.0 ± 0.1 V.
Contact Panasonic for infomation regarding NNP series (батареи этой серии надо отключать при 3.0V, написано в другом месте).
3. The Overcurrent Safety Function
The discharge is stopped when the output terminals are shorted.
The discharge restarts when the short is removed.
Итак, фирма Порнослоник рекомендует заряжать до 4.30+/-0.05V (ровно как делают BMS'ки от ebike-bmsbattery) и разряжать до 2.3+/-1V. Ещё интересненько:

Цитировать
The batteries should be stored at room temperature, charged to about 30 to 50% of capacity.
We recommend that batteries be charged about once per year to prevent overdischarge.
Рекомендуют не париться с холодильником и хранить при комнатной температуре, но при 30-50% заряда.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

mevial

Цитата: zap от 12 Окт. 2011 в 17:23
Согласно информации, полученной из научно-исследовательских центров университетов, допустимая скорость заряда при температуре -30 ° C (-22 ° F) является 0.02C. На этом малом токе, 1000 мАч литий-ион можно заряжать током 20 мА, это займет более 50 часов, чтобы достичь полной зарядки.
Вот это наверное и является решающим.
Цитата: zap от 12 Окт. 2011 в 17:23
В частности:

ЦитироватьThe voltages listed below are typical values and are not guaranteed. The charge voltage varies according to model number.
1. The Overcharge Safety Function
The charge stops when the voltage per cell rises above 4.30 ± 0.05 V.
The charge restarts when the voltage per cell falls below 4.10 ± 0.05 V.
2. The Overdischarge Safety Function
The discharge stops when the voltage per cell falls below 2.3 ± 0.1 V.
The discharge restarts when the voltage per cell rises above 3.0 ± 0.1 V.
Contact Panasonic for infomation regarding NNP series (батареи этой серии надо отключать при 3.0V, написано в другом месте).
3. The Overcurrent Safety Function
The discharge is stopped when the output terminals are shorted.
The discharge restarts when the short is removed.
Итак, фирма Порнослоник рекомендует заряжать до 4.30+/-0.05V (ровно как делают BMS'ки от ebike-bmsbattery) и разряжать до 2.3+/-0.1V. Ещё интересненько:
Это не [b-b]рекомендует[/b-b], это [b-b]безопасно[/b-b], скорее всего для хозяина, а не для аккумулятора.

batiskaf

Опять заканчиваются "народные липоли". На эту минуту осталось 8 шт :(. А мои 9шт уже в пути. :bp:
Моя конфигурация: МК 500W 16S2P липо
Максималка 50 км/ч
Клуб "Электроавтосам"/ Таврия электро, пробег 88000 км.

asdfg

Цитата: batiskaf от 13 Окт. 2011 в 00:53
Опять заканчиваются "народные липоли". На эту минуту осталось 8 шт :(. А мои 9шт уже в пути. :bp:
Вы что, меняете их как перчатки на сезон?
Киев – мать городов русских.

Serg2010

да-да, интересные котлетки, непонятно только на 5000 они или 5200...   :)
МК 48В 500Вт  LiPo 14s2p  10Ah