LiPo Аккумуляторы и всё что с ними связано, покупка, характеристики, опыт эксплу

Автор DmitryPopov, 18 Апр. 2010 в 15:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

i

Смущает зарядка током 1/20С, долго очень. И ещё остаётся вопрос по времени жизни LiPo. Пока я считаю, что за 3 года, максимум, батарейка умрёт от старости, а не от циклов. Сам выбрал лифер только за то, что у них срок жизни более 10 лет. Чтобы оправдать их покупку, мне нужно на них проездить минимум лет пять (и столько же зим хранить их), а если удастся больше, то в итоге они выйдут дешевле свинца.

ElectroMen

Цитата: I3DMAN от 15 Дек. 2010 в 10:54
Народ, а кто знает чем хороши вот эти липольки:
http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=14609
или это уже не липоль? :bw: а нанотехнологии.. :bm:
и вот есть еще такие: http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=14617
но они рассчитаны на большие разрядные токи. Если соединить 2-4шт то вполне можно использовать на Е-веле
и число циклов "заряд-разряд" и в правду в 2 раза увеличен по сравнению с  обычным липолем?
В описание к батарейки значится -
More than just a fancy name. TURNIGY nano-tech lithium polymer batteries are built with an LiCo  nano-technology substrate complex greatly improving power transfer making the oxidation/reduction reaction more efficient, this helps electrons pass more freely from anode to cathode with less internal impedance.
In short; less voltage sag and a higher discharge rate than a similar density lithium polymer (non nano-tech) battery.
For those that love graphs, it means a straighter, longer curve. For pilots it spells stronger throttle punches and unreal straight-up performance.
Промт переводчик -
Больше чем только необычное имя. Nano-технические аккумуляторы полимера лития TURNIGY построены с комплексом основания нанотехнологии LiCo, очень улучшающим автоматическую передачу, делающую более эффективную реакцию окисления/сокращения, это помогает электронам обогнать более свободно от анода до катода с меньшим количеством внутреннего импеданса.
Вкратце; меньше напряжения оседает и более высокий ток разряда чем подобный полимер лития плотности (не nano-технология) аккумулятор.
Для тех, которые любят графы, это означает более прямую, более длинную кривую. Для пилотов это записывает более сильные перфораторы дросселя и нереальные прямые рабочие характеристики.
Capacity: 5000mAh
Voltage: 10S1P / 10 Cell / 37V
Discharge: 45C Constant / 90C Burst
Weight: 1447g (including wire, plug & case)
Dimensions: 305x54x44mm
Balance Plug: JST-XH
Discharge Plug: 4mm bullet-connector
___________________
Нашел вот такие Cell 18650
Type: Cylindrical Li(NiCoMn)O2 
Typical Capacity: 2200mAh After 0.2C5A rate charge
Nominal Voltage: 3.6V
Internal Impedance: ? 80m? Max. (at 1000Hz)

Initial Charge Current
Standard Charge: 440mA(0.2C5A)
Rapid Charge: 1100mA(0.5C5A)
Max. Charging voltage: 4.20V(Suggest to use4.20V)
Continuous Discharge Current: 2200mA(1C5A)
Max. Pulse Discharge: <2sec 6600mA(3C5A)
Discharge Cut-off: 3.0V
Cell Weight: Approx. 46± 5g
_______________
Вопрос
- LiCo и  Li(NiCoMn)O2 это одно и тоже?
- LiCo это литий полимер или нет.?
- Li(NiCoMn)O2 - горят они или нет?
- LiCo технология стоит ли того что бы на ней остановиться?
А есть еще Type
LiCoO2 Cylindrical Cell - говорят о 700 циклов.
Typical Capacity    : 1200mAh After 0.2C5A rate charge
Minimum Capacity    : 1150mAh After 0.2C5A rate charge
Nominal Voltage    : 3.7V
Как я понял Li(NiCoMn)O2 - для них есть балансиры.  На них уже собирают батарейки.

AlexPFR

- LiCo и  Li(NiCoMn)O2 это одно и тоже?
Электрохимически одно и то же.

- LiCo это литий полимер или нет.?
Может быть и литий-полимерным (точнее литий-ион полимерным) и литий ионным.
LiCo это материал катода (LiCoO2), литий-ионный и литий полимерный отличаются только консистенцией
электролита,электрохимически это одно и то же.

- Li(NiCoMn)O2 - горят они или нет?
Можно сказать, что не горят. Безопасность у них существенно выше, чем у LiCo, потому что кобальта в три раза меньше (Li(Ni1/3Co1/3Mn1/3)O2).

LiCo технология стоит ли того что бы на ней остановиться?

у LiCo технологии по сравнению с другими самая большая удельная емкость, но токи заряда/разряда меньше, кроме того, это самая опасная технология в плане самовозгорания.
Решайте сами.

P.S. Электрохимически одно и то же в практическом смысле означает, что можно использовать одинаковые зарядные устройства и BMS.
P.P.S. Теоретически Li(NiCoMn)O2 должет стареть меньше, чем LiCo2, практических данных у меня нет.


TRO

Сегодня провёл исследования маленькой платки(бмс для одного элемента) из акумулятора для мобилки.
При подключении платы к банке с текущим напряжением 3.9в на выходе ничего. После того как дал туда напряжение 4.2в с зарядки, плата ожила. Лампочка с током 1А горела пока напряжение на банке не упало до 2.5в. После того как плата отключила лампочку, напряжение на банке подпрыгнуло до 3.6в (старая банка с мобилки, с болшим внутренним сопротивлением).  При отключении лампочки и повторном её подключении она снова горела пока банка снова не просела до 2.5в. Нижний порог отключения 2.5в (как раз для лифера, а не для простого лития). При подключении к зарядке 0.5А, 5в, плата отключила зарядку при напряжении 4.27в, и включила снова при просадке банки до 2.13в. И так качалось некоторое время. На платке (как я понимаю из моего опыта) стоит два силовых полевика разной проводимости (встречно)  в одном восьминогом корпусе, и шесиногая микруха управления. Незнаю зачем я тут это пишу, и тут ли надо, но авось кому пригодится.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

NikolayS

Пришли тут ко мне 3 акб для ноутбука (cf-t7) с распродажи 10.8В 5.8А 62Втч
нынешний уже протянул 5200 часов за 2 года в режиме заряда на 80% и просел до 55Втч, некий индекс зарядок - 321, мощность ноута 10-20Вт, рабочая температура батареи 35С
http://cgi.ebay.com/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=270652759409&ssPageName=STRK:MEWAX:IT

стоят на этой распродаже по 50 центов за Втч (обычно дороже в три раза)
весят 315г! это почти 200 Втч/кг а без корпуса думаю 220 будет

сам пока ломать не буду, что-то жалко хорошую вещь, кому интересно и есть желание покопаться могу отдать одну по себестоимости :)
Cute-100 350Вт
10s6p NCR18650

AlexPFR

Нашел таблицу сравнения свойств различных  типов литий-ионных аккумуляторов, надеюсь будет полезна.


LiCoO2 взрываются при  зарядном напряжении 4.9В;  LiMn2O4 и Li(NiCoMn)O2  горят при напряжении 8В,
LiFePO4 выдерживают зарядное напряжение 25В.

Не знаю почему конечное зарядное напряжение для LiFePO4 приводится как 4.2В, а не 3.6В.Вообще говоря, это допустимо.


mevial

Цитата: AlexPFR от 16 Дек. 2010 в 04:15
Нашел таблицу сравнения свойств различных  типов литий-ионных аккумуляторов, надеюсь будет полезна.


LiCoO2 взрываются при  зарядном напряжении 4.9В;  LiMn2O4 и Li(NiCoMn)O2  горят при напряжении 8В,
LiFePO4 выдерживают зарядное напряжение 25В.

Не знаю почему конечное зарядное напряжение для LiFePO4 приводится как 4.2В, а не 3.6В.Вообще говоря, это допустимо.


Крутая табличка, советую ей воспользоваться когда купите себе акк.  :aq:

AlexPFR


mevial

Цитата: AlexPFR от 17 Дек. 2010 в 03:47
А что собственно не так с табличкой?
Charge termination для начала, я уже писал, что взрывал лифер от зарядки для иона, т.е. 4.2В, на токе в 1С.

AlexPFR

4.2 вольт на лифере меня тоже удивило. Тем не менее, многие производители лиферов рекомендуют для своих батарей конечное зарядное напряжение 4.2 В , как в режиме CC, так и в режиме CC-CV .
Вот один из примеров: http://www.powerstream.com/LL.htm

Мне жаль, что ваш лифер взорвался.

илс

Цитата: AlexPFR от 17 Дек. 2010 в 10:31
4.2 вольт на лифере меня тоже удивило. Тем не менее, многие производители лиферов рекомендуют для своих батарей конечное зарядное напряжение 4.2 В , как в режиме CC, так и в режиме CC-CV .
Вот один из примеров: http://www.powerstream.com/LL.htm

Мне жаль, что ваш лифер взорвался.

Если я не ошибаюсь, то mevial обратил внимание на явную неточность в таблице по конечному напряжения заряда для лифера, он же ЛЖФ, а вы приводите ссылку на литий-ионные батареи.
Так что, слепо полагаться на справочные данные из инета не стоит,... доверяй, но проверяй :)

AlexPFR

 Виноват, дал ссылку не на ту страницу. Вот правильная ссылка:
http://www.powerstream.com/LLLF.htm
Пример 2.
"A LiFePO4 battery has a much wider overcharge tolerance of about 0.7V from its charging voltage plateau of 3.5V per cell. When measured with a differential scanning calorimeter (DSC) the exothermic heat of the chemical reaction with electrolyte after overcharge is only 90 Joules/gram for LiFePO4 versus 1600 J/g for LiCoO2 . The greater the exothermic heat, the more vigorous the fire or explosion that can happen when the battery is abused.

A LiFePO4 battery can be safely overcharged up to 30V without protection circuit board. It is therefore suitable for large capacity and high power applications. From the viewpoint of large overcharge tolerance and safety performance, a LiFePO4 battery is similar to a lead-acid battery."

Это для LiFePO4 аккумулятора 3.2 В 100 Ач. Для режима СС-СV конечное напряжение 3.65В (100% заряд).
Для режима СС  конечное напряжение 4.2 В (100% заряд).

Это не китайская контора, а американская ( штат Юта),  которая продает (или продавала) аккумуляторы и связанные с ними устройства.

илс

Любопытная информация.

Для меня важный практический вывод заключается в том, что нет необходимости перенастраивать зарядку, которая отрубается при напряжении 3,85В и несколько десятков миллиампер.
Видимо, в отличии от ЛиПо, какого-либо заметного увеличения ресурса для ЛЖФ, таким образом, получить не удастся.

AlexPFR

Цитата: ilyukhs от 17 Дек. 2010 в 12:01
Видимо, в отличии от ЛиПо, какого-либо заметного увеличения ресурса для ЛЖФ, таким образом, получить не удастся.

Это, вообще говоря, неверно. Недозаряд лифера и ограничение зарядного напряжения (сверху) и разрядного напряжения(снизу) всегда дает увеличение ресурса, против законов электрохими не попрешь. Другое дело - насколько он увеличивается. Многое зависит от производителя и конкретрой технологии.
Например, изначально предполагается, что материал катода лифера однофазный LiFePO4. И это определяет повышенную стабильность и высокие эксплуатационные параметры (большие токи и большое количество циклов). Для правильной технологии это так и есть. Но можно представить ситуацию, когда китайский завод делает его по упрощенной технологии ( скажем, твердофазным синтезом через помол сырьевых компонентов), в этом случае, наряду с  LiFePO4  будут присутствовать другие фазы непрореагировавших исходных компонентов. Это снижает и емкость и максимальные токи и количество циклов, а также безопасность эксплуатации. Скажем при превышении номинального зарядного напряжения непрореагировавшие ошметки приведут к выделению металлического лития, а дальше КЗ и возможный взрыв.

Вкратце можно сказать так. Поскольку на количество циклов в основном влияют напряжения в материале катода и анода при интеркаляции ионов лития, то чем качественней материал и чем он более дисперсный (что означает большие токи разряда заряда, например, 30С/10С), тем больший будет выигрыш в увеличении количества циклов от недозаряда.

А при правильном неполном заряд-разрядном циклировании хорошего лифера можно достичь 20000 циклов.

Интересующимся могу порекомендовать статью по результатам широкого спектра испытаний 10Aч лиферового аккумулятора производства Phostech Lithium Inc (американского конкурента А123), выполненного Sandia National Laboratories  по заказу министерства энергетики США.

www.lifebatt.com/sandiareport.pdf

В одном из тестов аккумулятор циклировался по режиму для гибридных транспортных средств.
Среднее значение заряд/разрядной емкости цикла(DOD) составляло 50-60% от номинала. Падение общей емкости с 10 до 8.6 Ач наступало после 9000 циклов, а экстраполирование до 80% (8 Ач) давало около 20000 циклов.

В одном из тестов проверяли батарейку на живучесть повышенным напряжением, заряжая ее током 1С.
При напряжении 12 вольт батарейка нагрелась до 110 градусов С и потекла. Но не загорелась и не взорвалась.




mevial

Цитата: ilyukhs от 17 Дек. 2010 в 12:01
Любопытная информация.

Для меня важный практический вывод заключается в том, что нет необходимости перенастраивать зарядку, которая отрубается при напряжении 3,85В и несколько десятков миллиампер.
Видимо, в отличии от ЛиПо, какого-либо заметного увеличения ресурса для ЛЖФ, таким образом, получить не удастся.

Возможно это и не сильно влияет на количество циклов, но точно ощутимо влияет на скорость балансировки, я уменьшил напряжение и доволен, хотя при спешке получаю недозаряд, тут уж что вам важнее, правильная эксплуатация или побыстрее зарядиться.

илс

Немного получается оффтоп (просьба модератору перенести в соседнюю тему),.... но не могу не спросить - до какого напряжения (на элемент) рекомендуется настроить зарядку для неспешной балансировки? Какой целесообразно выставить ток отключения (для пакетиков элементов)?

AlexPFR

Если речь идет о литий фосфате, то имхо можно рекомендовать один из двух режимов.
1. Конечное напряжение 3.6 В, ток отключения С/3-С/5
2. Конечное напряжение 3.5 В, ток отключения С/10.

Основная разбалансировка наступает в диапазоне 90%-100% от номинальной емкости.