avatar_spb-e

Как нужно собирать батарейки

Автор spb-e, 10 Дек. 2016 в 15:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

NEOART

Цитата: Blik86 от 07 Янв. 2019 в 20:51
Тот что у вас на 6 фетов, скорее всего идет под 36В 15А контроллеры (на эльтреко такие в наличии). В любом случае в базе 65 кейса зазор под провода вроде есть и встанет любой вариант.
Верно. Это я такой купил в комплекте с корпусом на 52 ячейки (в реальности туда помещается меньше, либо не останется места под BMS), чтобы иметь вторую батарейку для быстрой замены. А радиаторы, оказалось, отличаются, что в данном случае не важно. Лифорсовский контроллер и радиатор у меня на байке в точности как и ваш. Зато у более вместительного корпуса на 65 ячеек, по ссылке, которая здесь упоминалась,  радиатор совпадает:) Жаль только, что под корпуса батарей разной вместимости крепления отличаются.
Собираю и продаю аккумуляторы для электротранспорта и электроинструмента, оригинальные Li-ion элементы 18650 LG, SAMSUNG, Murata, TESLA 21700 https://vk.com/bat18650. Мой электровел https://electrotransport.ru/index.php?topic=2128.msg1518032#msg1518032 Сейчас новый байк уже другой - Horza E-BOOSTER D-1500 Upgrade

Evgeniy_D

#1495
Спойлер
Цитата: Evgeniy_D от 30 Дек. 2018 в 19:13
Протестировал собранную батарею, но к сожалению не полностью. В принципе в целом по компоновке батареи, по зарядке и по динамике самоката вроде все хорошо. Однако, после 10 км покатушки померил сегменты через спец. дырочки, обведенные синим маркером и огорчился. Один сегмент явно просел, другой рядом слегка ниже других, но пока точно не понятно - под вопросом буду его тоже смотреть. Остальные сегменты более-менее ровненько. А при зарядке батареи все сегменты шли вообще почти идеально с разницей в 0.01В и после полного заряда стояли сутки-двое и никакого саморазряда не было, как зарядил до 4.19-4.20 на сегмент, так и держали. А вот после покатушки один сегмент стал дико саморазряжаться. Когда решил второй раз проехаться, чтобы более явно проявились проблемы, то после ~5км самокат просто отключился, и я вернулся домой на автобусе. Оказалось, что просевший сегмент еще больше разрядился до 3.3В, когда остальные были около 3.75в, а во время езды под нагрузкой он наверное проседал ниже 3В и поэтому БМС-ка отрубила батарею.

Разобрал батарею, распараллелил банки и сразу же нашел "паршивую овцу". Когда увидел, что она в самом центре блока - опечалился еще больше, т.к. вытаскивать ее оттуда почти не реально. Самое странное, что саморазрядной оказалась банка из штатной батареи, которая до пересборки была абсолютно в порядке, без аномальных просадок, все сегменты всегда шли очень ровненько.

Замерил просадку саморазрядной банки под нагрузкой - странно, но просадка в норме, то есть внут. сопротивление нормальное. Так может и банка-то нормальная, а разряд от чего-то внешнего? Раскрыл область плюсового контакта этой банки, чтобы посмотреть все ли там в порядке. Ничего явно криминального не было, но с одной стороны как-то не очень хорошо выглядело, не очень чисто, потемневший металл и что-то типа небольшого рыхлого налета (совсем мало). Я почистил эту область, поскреб металл кончиком ножниц. В одной точке наскреблось немножко чего-то коричневого - ржавчинка. После зачистки замерил и записал напругу банки (3.31в (на ночь поставил этот сегмент на капельную подзарядку, чтобы не просела слишком сильно)) и оставил на часик. Через часик, когда по скорости саморазряда банка должна была просесть где-то на 0.02-0.03в я её замерил и обнаружил, что она не только не просела, но наоборот подросла до 3.32в и теперь на этом уровне держит как и полагается нормальной банке. Ну вот - проблема решена. Не надо менять не только сегмент, но и банку.
Теперь еще посмотрю другой сегмент, который просел относительно других гораздо меньше, но тоже не нормально. Возможно, там аналогичная проблема, но менее выражена.
Итак, после прочистки плюсового контакта у банок, вызывавших саморазряд двух сегментов (небольшой налет с примесью ржавчины), все саморазряды полностью прекратились. Снова начал проверку батареи в полях. Полностью зарядил и проехал 10км при температуре -10С, разбег на сегментах после покатушки - от 3.88v до 3.92v.  Буду выкатывать батарею полностью и следить за ее состоянием, а так же замерю на сколько км хватит полного заряда.

Так же оказалось, что моя БМС не балансирует сегменты.  :-( Она только отключает заряд если какой-либо сегмент переваливает за 4.21v, а так же отрубает батарею если какой-либо сегмент опускается ниже 3v. То есть только предохранительные функции, профилактики разбаланса нет. О степени сбаланчированности придется судить только по общему напряжению после полной зарядки.

LeoDron

Цитата: Evgeniy_D от 08 Янв. 2019 в 13:46Так же оказалось, что моя БМС не балансирует сегменты.   
1. Даже если это так (фото бы вашей BMS в студию) то это даже к лучшему. Не будете кипятить батарею, пытаясь ее отбалансировать. В ручном режиме это делать надежней, быстрее и безопасней :exactly:
2. Разбег ячеек в разумных рамках - ячейки неплохие. А какой общий пробег уже?
3. Если окажется, что балансира нет, а заморачиваться с ручной балансировкой не хочется, то балансир допаять всегда можно. Стоит он копейки.

«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

Evgeniy_D

Цитата: LeoDron от 08 Янв. 2019 в 15:45
1. Даже если это так (фото бы вашей BMS в студию) то это даже к лучшему. Не будете кипятить батарею, пытаясь ее отбалансировать. В ручном режиме это делать надежней, быстрее и безопасней :exactly:
2. Разбег ячеек в разумных рамках - ячейки неплохие. А какой общий пробег уже?
3. Если окажется, что балансира нет, а заморачиваться с ручной балансировкой не хочется, то балансир допаять всегда можно. Стоит он копейки.
Фото БМС, к сожалению, будет сделать проблематично, т.к. я закрыл ее с термоклеем между листами текстолита. Но она типа вот такой (фото пользователя EcoDrift  из темы "честные обзоры электросамокатов"):
По поводу излишней прожарки ради балансировки может оно и к лучшему, что её нету.

Пробега на этой батарее еще не было, он только начинается.  :-D Батарея пересобрана из штатной 10s4p в 10s7p, путем добавления 3 ноутбучных банок в параллель. А на изначальной штатной батарее было наверное ~15 циклов зарядки. По сравнению с 10s4p эта батарея совсем не греется, хотя я шунт в контроллере на половину типа "залудил".

cvanya

[user]Evgeniy_D[/user], добавил ноутбучных? Ну тогда разбалс только увеличиваться будет) Поставил бы балансиры на 60ма. Нужно отбалансировать - высывил на зарядке полное напряжение, нужно просто ездить каждый день - выставил напряжение до 70-80% от макс. заряда и не будет "кипячений" или как называют тут балансировку.
Может разбаланс и не большой, но я тут на форуме встречал людей, которые если увидят разбаланс в несколько мв у только что доставленных банок начинают вопить "в мусорку!" Всё же балансир лучше иметь, а то будет у человека, который мне продал "дохлую батарею", которая по факту оказась просто с диким расбалансом.

LeoDron

#1499
[user]Evgeniy_D[/user], если я вас правильно понял, то несмотря на то, что вы «изолировали» БМС у вас осталась возможность измерять напряжения на всех ячейках. Если это так, тогда
Цитата: Evgeniy_D от 08 Янв. 2019 в 13:46Буду выкатывать батарею полностью и следить за ее состоянием, а так же замерю на сколько км хватит полного заряда.
правильное решение, особенно проверить разбаланс на низких напряжениях.
[user]cvanya[/user], усилять батарею (ячейки) можно хоть аккумуляторами от смартфона  :pardon: Это не совсем правильно, особенно учитывая название темы, но если делать с умом и регулярно следить за состоянием батареи, то можно.
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

Evgeniy_D

Цитата: LeoDron от 08 Янв. 2019 в 18:52если я вас правильно понял, то несмотря на то, что вы «изолировали» БМС у вас осталась возможность измерять напряжения на всех ячейках.
Да, я проделал спец. дырочки напротив стыковых спаек (обведены синими кружочками). Открываю "капот" самоката и через эти дырочки меряю ячейки, и при желании записываю прям на батарее.

А еще у меня нашлись неск. фоток батареи, там и БМС немного видна, но надписи трудно разобрать. Батарея закутана в кожух из стекловолоконной серпянки, пропитанной эпоксидкой.







Цитата: cvanya от 08 Янв. 2019 в 18:10
[user]Evgeniy_D[/user], добавил ноутбучных? Ну тогда разбалс только увеличиваться будет) Поставил бы балансиры на 60ма. Нужно отбалансировать - высывил на зарядке полное напряжение, нужно просто ездить каждый день - выставил напряжение до 70-80% от макс. заряда и не будет "кипячений" или как называют тут балансировку.
Может разбаланс и не большой, но я тут на форуме встречал людей, которые если увидят разбаланс в несколько мв у только что доставленных банок начинают вопить "в мусорку!" Всё же балансир лучше иметь, а то будет у человека, который мне продал "дохлую батарею", которая по факту оказась просто с диким расбалансом.
Балансиры, это конечно, хорошо. Я-то думал, что моя БМС балансирует, но по ходу нет. Будем думать.

LeoDron

[user]Evgeniy_D[/user], мне очень нравится  идея размещения контроллера в одном корпусе с блоком питания. Надеюсь, что греться и кипятить батарею он не будет? Сам собираю подобную конструкцию для двухмоторного конфига, но с двухуровневым термоконтроллем и принудительным охлаждением/отключением  в случае перегрева.
По поводу дырочек - неудобно так, да и есть опасность КЗ. Для этих целей лучше использовать дополнительный шлейф, такой как на BMS, и подключённый параллельно к нему. Через него можно быстро контроллировать состояние ячеек (например, автомодельным тестером) и очень удобно балансировать внешним балансиром или даже вручную.
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

Evgeniy_D

#1502
Цитата: LeoDron от 08 Янв. 2019 в 21:03
[user]Evgeniy_D[/user], мне очень нравится  идея размещения контроллера в одном корпусе с блоком питания. Надеюсь, что греться и кипятить батарею он не будет? Сам собираю подобную конструкцию для двухмоторного конфига, но с двухуровневым термоконтроллем и принудительным охлаждением/отключением  в случае перегрева.
По поводу дырочек - неудобно так, да и есть опасность КЗ. Для этих целей лучше использовать дополнительный шлейф, такой как на BMS, и подключённый параллельно к нему. Через него можно быстро контроллировать состояние ячеек (например, автомодельным тестером) и очень удобно балансировать внешним балансиром или даже вручную.
Дырочки - это импровизация, т.к. на этапе сборки я не думал об этом. Т.к. я знаю как устроена батарея, то решено было получить доступ к ячейкам именно таким образом, как самым простым и на самом деле безопасным, т.к. сами контакты находятся чуть в углублении на уровне около 1-1.5мм от поверхности. Я не представляю как их можно замкнуть. Даже если к верху батареи приложить железную крышку, то замыкание исключено. Другое дело, что дырками удобно пользоваться только для измерения, а для подключения к ячейкам можно, но не удобно. Я хочу вместо таких дырок сделать так же внутри батареи одиночные розеточки-штекеры, в которые будет удобнее подключаться для балансировки.

Контроллер вроде пока сильно не греется. Но сейчас зима, да и мерил температуру контроллера я после покатушки не сразу, а после того, как самокат постоит в квартире неск минут и снег с него оттает и стечет. Там в корпусе все было холодным - ни малейшего следа сильного нагрева. Но надо разок померить температуру прям сразу после заезда. А еще летом картина может быть другая.
Между контроллером и батареями есть зазор 4-5мм. Контроллер плотно прислонен к нижней поверхности деки. Если будет летом греться, при необходимости думаю еще промазать термопастой между контроллером и дном деки.

LeoDron

[user]Evgeniy_D[/user], вижу ноутбучные элементы у вас очень разные. Присоединюсь к мнению  [user]cvanya[/user] не заряжать/разряжать батарею до упора. В таком случае, помимо уменьшения разбаланса, заметно вырастет и срок службы батареи. И встроенный балансир, считаю не нужен  - будете время от времени, при необходимости, внешним балансировать.
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

Evgeniy_D

Цитата: LeoDron от 08 Янв. 2019 в 21:24вижу ноутбучные элементы у вас очень разные
Вот как раз всё это я и буду проверять на практике )) И по мере получения какого-то опыта буду описывать его в теме "сборка батарей на б\у 18650, ваш опыт. Стоит ли ". Правда мои ноутбучные банки не б/у, они не использованные, но лежалые.

cvanya

Если уж и "усиливать", то делать это второй батареей со своими балансирами и связывать только силовую шину в общую. По своему опыту пришел к тому, что бу батареи из разнобоя можно без бмс использовать (разве только для зарядки). Из-за вн. сопротивления получается сильная просадка и бмс отключает раньше срока, а балансиры и так справляются. Нормальные батареи заряжаю до 70-80%, а старые до упора, чтобы каждый раз балансировались - им всё равно уже терять нечего (в плане ёмкости)

Evgeniy_D

Проехал еще 14.2км. Контроллер постарался потрогать побыстрее, поднялся на этаж, разулся, развинтил крышку деки, пощупал - контроллер холоднющий, градусов 17 наверное.  Всего пробег с полного заряда 10.2+14.2=24.4км.

Вот такая картина по ячейкам. Первая строчка - напруга после полного заряда, вторая строчка - после 10км пробега, третья строчка - после 24км.


Цитата: cvanya от 08 Янв. 2019 в 23:00сли уж и "усиливать", то делать это второй батареей
Я хотел всё уместить в деку, уместить можно было только перекомпоновав банки. Изначально не хотел тормошить штатную батарею, хотел сделать как можно проще - только надбавить параллели, но замеры пространства показали, что просто так дополнительные 30 банок просто не влезли бы.

cvanya

[user]Evgeniy_D[/user], да какая разница как располагать, не соединяй паралели, у каждой должен быть свой балансир.

LeoDron

Цитата: Evgeniy_D от 09 Янв. 2019 в 00:34Вот такая картина по ячейкам. Первая строчка - напруга после полного заряда, вторая строчка - после 10км пробега, третья строчка - после 24км.
Неплохо держится. Не знаю точной ёмкости вашей батареи, но предполагаю в районе 16-18Ач, тогда средняя скорость около 35 км/час, соответственно потребление  около 10А или 0.6С. Если так, то это довольно таки щадящий режим даже для ноутбучных элементов  :wow:
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

cvanya

[user]LeoDron[/user], для ноутбучных, наверное, нужно 0.25С, так как после снятия нагрузки на них 3.6-3.8в ещё есть. Может это только мне такие банки попадаются?

LeoDron

#1510
Цитата: cvanya от 09 Янв. 2019 в 01:07
[user]LeoDron[/user], для ноутбучных, наверное, нужно 0.25С, так как после снятия нагрузки на них 3.6-3.8в ещё есть. Может это только мне такие банки попадаются?
Пока-что информация о том [user]Evgeniy_D[/user] выкатал батарею до упора (контроллер/БМС ее отключили) не поступила. Почти уверен, что ваше предположение о просадке напряжения под нагрузкой на 6 В  O_O не подтвердится. Надеюсь [user]Evgeniy_D[/user] уточнит этот ньюанс, а также укажет режимы  эксплуатации, и я не буду гадать на кофейной гуще  :ah:
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

Evgeniy_D

#1511
Цитата: LeoDron от 09 Янв. 2019 в 01:04Не знаю точной ёмкости вашей батареи, но предполагаю в районе 16-18Ач, тогда средняя скорость около 35 км/час, соответственно потребление  около 10А или 0.6С.
Да, емкость 16.4Ач (это по замерам каждой банки током 2А) и среднее потребление 9-10А. По показаниям вольтметра в курке под нагрузкой проседает на 2 вольта или на 3, точно не засекал.
А вот насчет скорости 35км/ч - увы, нет  :-(  Макс скорость на полном заряде после добавления в самокат 11-го отдельного сегмента и повышения номинала батареи с 37в до 40в (две последовательные батареи 10s7p + 1s8p), а так же "лужения шунта" теперь наверное около 26км/ч, а была где-то 23-24км/ч. Вообще так и хочется 12-й сегмент добавить и даже собрать его не проблема, но места в деке уже нету  :-(