Использование литий-титаната в гибридах в качестве тяговой батарейки (ВВБ)

Автор ahfanil, 10 Дек. 2018 в 18:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

alex.net

Цитата: rusmax от 27 Авг. 2022 в 08:56
Ёмкость 20Ач.

Добавлено 27 Авг. 2022 в 08:59
- Да, 20Ач.
- Зачем? Для ПХЕВа смешно, для гибридности не будет разницы.
- + ресурс.
если 20ки то делай пхв. для справки 30ка пхв как раз такую емкость имеет. что для 25-30км хватит летом

rusmax

Цитата: alex.net от 31 Авг. 2022 в 22:09
если 20ки то делай пхв. для справки 30ка пхв как раз такую емкость имеет. что для 25-30км хватит летом
Хорошо. Подумаю следующим этапом.
А как быть с подсчётом ёмкости в авто? CAN-мост городить? Я в этом ничего не смыслю.
Приус 20 (Tosiba SCiB 60Ah 3p5s;Бинар-5Б-Компакт) + i-miev (титатантка)

nkh


Demon.com1993

И так, товарищи, поставил доп батарейку  титаната на акву... Как и ожидалось - токи выше: на прогретую батарею по гибрид ассист где то плюс минус 126 ампер (заряд) и разряд где то 140.
Ставил прошлой зимой, токи ограничивают мозги от "прогретости" Родной батареи, из за титаната батарею нагреть относительно сложно, но после +15 нагревается быстрее.
Титанат который взял прилично боится температуры при -26 просадки думал будут меньше...
Титаната поставил 68 элементов, 3 балансира на 21s и 1 балансир на 24s с блютуз, подключено к основной кабелем 16 квадратов.
По поводу эксплуатации летом - нагрев титаната при езде по городу минимален, чего не скажешь про трассу, частые обгоны с зажатой педалью в пол на продолжительное время разогревают батарею быстрее чем езда по городу в течении всего дня.
В итоге за 650 км и 5.5 часов в одну сторону было 2 остановки минут по 15, титанат нагрелся до 52-59 градусов, и расход около 8 литров😅 обратно же 8 часов 6 остановок титанат 45-48, расход 5, так же включался вентилятор на основной батареи (тот же гибрид ассист на 36 градусов)....
Вывод я придумал для себя... Если требовать от двух батарей больших токов на продолжительное время нужно охлаждение и титаната тоже.
P. S. : ёмкость ячеек родной батареи от 1.5а/ч до 1а/ч, и частенько выскакивала ошибка когда не было титаната, после установки еë не разу не было.

alx-spy4ik

подскажите, как устроена ВВБ на приусе 55? начал курить тему, нашел видео с заменой батареи от него на мою тойоту вокси.
В группе спросил - говорят на воксях есть 28банок (на каждой 7.2в потому что в банке 6  никелевых по 1.2В). 28банок соединены последовательно, контроллер знает напряжение на каждой паре банок - около 14,4в получается на паре.
Чтобы обмануть контроллер надо, соответственно, 14 ячеек с напругой 14.4в на каждой.
Это выходит 14штук сборок по 6s титаната.
Так?

alx-spy4ik


alx-spy4ik

Цитата: rusmax от 01 Сен. 2022 в 04:22А как быть с подсчётом ёмкости в авто? CAN-мост городить?

есть новости?
я так понимаю подхода два - либо подменять первичные данные (искать в контроллере датчик тока - полагаю это или шунт или датчик холла и корректировать их)
либо подменять вторичные данные - есть группа в телеге под названием канхацкер. у них можно заказать поиск силы тока в кан-обмене контроллера.

rusmax

Цитата: alx-spy4ik от 08 Дек. 2023 в 06:31есть новости?
я так понимаю подхода два - либо подменять первичные данные (искать в контроллере датчик тока - полагаю это или шунт или датчик холла и корректировать их)
либо подменять вторичные данные - есть группа в телеге под названием канхацкер. у них можно заказать поиск силы тока в кан-обмене контроллера.
Извинясь за свою нерасторопность. По вопросу ответить не могу. Знаю есть два варианта. Первый дёргать предохранитель. Второй купить приблуду у американцев (не знаю правда как сейчас с этим), которая по CAN даёт знать что батарея ещё не иссякла (вольное интерпретирование). Если интересно скину ссылки. Также есть что-то вроде википедии по PHEV где старатели набирают информацию.

Приус 20 (Tosiba SCiB 60Ah 3p5s;Бинар-5Б-Компакт) + i-miev (титатантка)

alx-spy4ik

оффтопом
--------
за темой послежу, сам копать не буду. нагуглилось мне что есть в продаже литий-какието ячейки уже в формфакторе в сборку ВВБ. Если родная сдохнет - буду ставить их. (=ЕСЛИ сдохнет до продажи).
Титанитий будет для12в вспомогательной сети (разделенной от штатной 12в сети).

dmitry_v

просто запишу мысли.
решил поставить титанат вместо свина на свой lexus rx 3 450h. аккумулятор не заряжается зимой. вообще хотелось сделать плагин. начал с того, что прилепил солнечную панель на крышу, чтобы заряжать ввб(сейчас она заряжает аккум) как в новом приусе - но для этого нужно найти зарядку(батарея 288V, таких зарядок не могу найти). если бы была такая зарядка, то можно было бы как из розетки, так и от солнца заряжать ввб.
батарею поменять тоже было бы интересно. есть ютуб канал и приложение doctor prius. эти американцы собирают ввб из лифера и продают. по моему опыту лифер - очень ненадежная штука. в начале форума была ссылка на интересные пакеты, вот такие сейчас есть в продаже https://www.alibaba.com/product-detail/GTK-2-4V-11Ah-12Ah-LTO_1600617925148.html, наверно это они. немного великоваты они в двух измерениях, хотя, возможно, влезут. получается 120 штук нужно * 2.4V = 288V. по цене это 1080$. а еще балансиры нужны.
в общем, когда-нибудь займусь, но это не точно

rusmax

Цитата: dmitry_v от 28 Дек. 2023 в 03:50начал с того, что прилепил солнечную панель на крышу, чтобы заряжать ввб(сейчас она заряжает аккум) как в новом приусе - но для этого нужно найти зарядку(батарея 288V, таких зарядок не могу найти). если бы была такая зарядка, то можно было бы как из розетки, так и от солнца заряжать ввб.
А ты сначала посчитал экономический эффект для заряда ВВБ от солнечных панелей?
Насколько я знаю, у тех кто используют, панели едва хватает для компенсации разряда 12В аккумулятора прожорливыми допами.

Цитата: dmitry_v от 28 Дек. 2023 в 03:50получается 120 штук нужно * 2.4V = 288V.
В твоём случае если оставлять штатную систему контроля напряжения, то оно должно быть кратным 20. По напряжению это либо 120, либо 140. Если штатную систему контроля обмануть, заменив на свою, то можно в этом диапазоне.
Вообще Приус 20-й при спускании с горы например превышает номинальное напряжение ВВБ (в районе 250В (точных цифр не помню) на 168 штатных элементов). Также необходимо учитывать нажний порог (на Приусе это ~200В). Чтоб батарея не высаживалась в ноль. Я наблюдал за напряжениями в приложении Гибрид Ассист на ходу.
Приус 20 (Tosiba SCiB 60Ah 3p5s;Бинар-5Б-Компакт) + i-miev (титатантка)

dmitry_v

Цитата: rusmax от 29 Дек. 2023 в 21:01А ты сначала посчитал экономический эффект для заряда ВВБ от солнечных панелей?...
солнечную панель ставил в надежде на то, что она будет подзаряжать аккум зимой. она недорогая 8.5к за панель+контроллер заряда и провода. идея не оправдала себя только потому что в моем регионе зимой нет солнца(ЦФО). в мае-июле был в грузии на машине - панель отлично работала, судя по графикам напряжения аккумулятор заряжался полностью задолго до окончания светового дня, то есть излишки можно было бы использовать на ввб.
по поводу замены ввб я пока всерьез не занимаюсь. вообще, стараюсь использовать только опробованные кем-то решения. про установку солнечной панели, например, есть видео на ютубе. первым делом хотелось бы найти зарядник. вот такой нашел на ибей https://www.ebay.com/itm/184393801178. нужно чтобы зарядник нормально работал с nimh. а еще, кстати, непонятно, справится ли он с напряжением 14.5V, тк все они рассчитаны обычно на входной ток 12V или 12.5V

rusmax

Цитата: dmitry_v от 30 Дек. 2023 в 00:10солнечную панель ставил в надежде на то, что она будет подзаряжать аккум зимой. она недорогая 8.5к за панель+контроллер заряда и провода. идея не оправдала себя только потому что в моем регионе зимой нет солнца(ЦФО). в мае-июле был в грузии на машине - панель отлично работала, судя по графикам напряжения аккумулятор заряжался полностью задолго до окончания светового дня, то есть излишки можно было бы использовать на ввб.
по поводу замены ввб я пока всерьез не занимаюсь. вообще, стараюсь использовать только опробованные кем-то решения. про установку солнечной панели, например, есть видео на ютубе. первым делом хотелось бы найти зарядник. вот такой нашел на ибей https://www.ebay.com/itm/184393801178. нужно чтобы зарядник нормально работал с nimh. а еще, кстати, непонятно, справится ли он с напряжением 14.5V, тк все они рассчитаны обычно на входной ток 12V или 12.5V
Попробую рассчитать за тебя. Благо онлайн калькуляторов в сети полно. Использовал первый попавшийся.
Исходные данные:
Координаты: г.Тбилиси
Солнечная панель: 1м.кв., расположение горизонтальное.
Выработка электроэнергии июнь-июль 1,2кВтч/сутки.
Окупаемость панели при цене электроэнергии 3р/кВтч - 13 лет. Это при стоимости панели  10248 руб, без учёта стоимости преобразователя и других мелочёвок.

Теперь по пробегу на солнечной энергии. Данные брал у Игоря для Prius PHV ZVW35.
Батарея:
Напряжение среднее - 207,2В
Ёмкость - 21,5Ач
Пробег размеренном темпе движения, без резких разгонов и ускорений - 20км
Считаем удельный расход:
207,2*21,5/20 = 223Втч/км = 0,223кВт/км.
Т.е. в сутки в Тбилиси в два самых тёплых месяца на солнечной энергии по ровной дороге в размеренном темпе на Приусе 35-м можно будет проехать:
1,2/0,223=5,4км.
И это без КПД преобразователя скорее всего. В остальные месяца будет печальнее.
Не знаю сколько будет кушать электричества "lexus rx 3 450h", но думаю можно смело делить на 1,5.  :-)
У плагинов мозги заточены под режим электротяги. У простых гибридов режим EV позволяет передвигаться со скоростью не более 40км/ч (беру в пример свой Приус 20) без резких ускорений, подъёмов и т.п.
Для южной части ЦФО кстати на удивление показатели летних месяцев не сильно отличаются.
Приус 20 (Tosiba SCiB 60Ah 3p5s;Бинар-5Б-Компакт) + i-miev (титатантка)

rusmax

Оживлю немного тему.  :-)
Осенью 2022г. я смонтировал ВВБ из титаната в "корыте" багажника своего 20-го Приуса.
Использовал последовательно соединённые сборки 12s из 20АЧ SCiB. Всего использовал 14*7=98 элементов. Кратное 14 для сохранения штатного контроля напряжения. Сами элементы предварительно я проверил на ёмкость, сопротивление, просадку под нагрузкой, саморазряд. И не зря. Один элемент оказался с повышенным саморазрядом.
Поскольку вариант был временный, штатные элементы не снимал. Просто откинул силовые концы (заизолировав) и контрольный разъём. Силовые провода сделал из резинового кабеля КГХЛ (сечение вроде 10мм2, могу глянуть позже) в раздельной оранжевой гофре. Перемычки между сборками тоже сделал с этого провода оконцевав наконечниками под пресс и изолировав наконечники в термоусадку. Примерно в середине силовой цепи подключил донорскую чеку. Внутри чеки есть предохранитель и она позволяет разорвать цепи в процессе монтажа и обслуживания. 
Контрольные провода соединил донорским разъёмом, тоже вывел в гофре. Концы опрессовал кольцевыми наконечниками.
В самих титанатных сборках уже есть резьбы для соединения силовых и контрольных проводов. В одном месте пришлось паять соединение (98 на 12 не делится).
Контрольные провода раскладывать не стал т.к. под конец дня темнело, а мне перед уездом на вахту не терпелось проверить свою разработку. :) По приезду резко приморозило, и я так и оставил контрольные провода лежать как на фото.
Машина стала меньше заводиться после прогрева, не тратя бесполезно энергию. Напряжение меньше просаживалось. В режиме EV (электромобиль) максимально смог проехать чуть больше 6км. Дальше хоть заряд и напряжение позволяли ехать на электричестве, всё равно запускался ДВС. Алгоритм ЭБУ ВВБ подсчитывает израсходованную ёмкость. Для того чтоб можно было израсходовать полностью энергию надо либо прошивать ЭБУ ВВБ (или гибридки, не знаю есть ли вообще в природе такая прошивка), покупать CAN-мост (вроде есть где-то в америке) или самое простое дёргать какой-то предохранитель. В других гибридах алгоритмы подсчёта ёмкости работают по другому.
Использовать Приуса в режиме Plug-IN (подзаряжаемый гибрид) имея полноценный титанатный электромобиль я не планировал. Тем более в режиме EV скорость и мощность сильно ограничена. Возможно это как-то решается прошивками.
Балансиры я приобрёл, но подключать не стал. Во-первых места под них почти не оставалось, условий с приходом холодов стало минимум, вариант был всё же временным, а главное хотелось посмотреть насколько разбегутся напряжения на элементах. За примерно полгода и 5-10т.км. эксплуатации (точно не помню) разбег не превысил одну-две сотых вольта. Даже запоминать не стал.
По весне всё это хозяйство разобрал. Не понравилось, что доступ к докатке под "корытом" был перекрыт, места заняло много (хотя в принципе всё оставалось под полом багажника и даже немного под инструмент оставалось), лишний вес ~60кг. А главное собрался ставить ГБО, ниша докатки нужна под баллон и сама докатка тоже нужна.
Считаю что для переделки ВВБ под титанат нужны другие элементы, которые поместятся в штатный корпус или не выйдут сильно за его габариты. Из Тошиб элементы 10/20/23Ач одинакового размера. Остаются только 2,9Ач. У них я считаю посложнее с соединениями. Пакеты категорически не приемлю по ряду причин, хотя если кому-то заходят пожалуйста.
Возможно когда штатная батарея начнёт помирать подумаю о переделке на литий-ион. Там плотность энергии выше. Наработки по стране уже есть.
Знаю одного товарища из здешних, параллельно со мной (и даже раньше) занимавшимся подобным проектом. Попрошу отписаться. На мой взгляд у него получилось гораздо лучше.
Спасибо за внимание. По некоторым нюансам обнаруженных на 20-м Приусе напишу позже.

   
Приус 20 (Tosiba SCiB 60Ah 3p5s;Бинар-5Б-Компакт) + i-miev (титатантка)

SMILE1

Цитата: rusmax от 03 Янв. 2024 в 09:44Окупаемость панели при цене электроэнергии 3р/кВтч - 13 лет. Это при стоимости панели  10248 руб, без учёта стоимости преобразователя и других мелочёвок.
Бонус тут не в окупаемости по энергии, а скорее, в отсутствии необходимости подзарядки при простоях.
Например, хозяева улетают в отпуск на месяц или два. Что им делать с машиной чтоб сигнализация не высадила аккумулятор??
Да, можно поставить в гараж, но его сначала нужно купить. Да, можно поставить на платную стоянку, но за нее придется платить. И да, можно не ставить на сигнализацию, но это ненужный риск.
А с солнечной панелью можно оставлять машину на стоянке аэропорта (если машина застрахована конечно), т.е. еще и такси туда-сюда не брать.
Это и удобно и в общем-то выгодно.
За 1-2 отпуска может окупиться.

Ну и 3р/кВтч - это какой-то сказочный ценник. У нас в Омске был 5,14 и стал 5,61р в 2024.
Non credo quia absurdum

rusmax

Приус 20 (Tosiba SCiB 60Ah 3p5s;Бинар-5Б-Компакт) + i-miev (титатантка)

rusmax

Цитата: SMILE1 от 09 Янв. 2024 в 05:57Бонус тут не в окупаемости по энергии, а скорее, в отсутствии необходимости подзарядки при простоях.
Например, хозяева улетают в отпуск на месяц или два. Что им делать с машиной чтоб сигнализация не высадила аккумулятор??
А ты точно название темы прочитал?  ;-)
Цитата: dmitry_v от 28 Дек. 2023 в 03:50вообще хотелось сделать плагин. начал с того, что прилепил солнечную панель на крышу, чтобы заряжать ввб(сейчас она заряжает аккум) как в новом приусе - но для этого нужно найти зарядку(батарея 288V, таких зарядок не могу найти). если бы была такая зарядка, то можно было бы как из розетки, так и от солнца заряжать ввб.
Цитата: dmitry_v от 30 Дек. 2023 в 00:10солнечную панель ставил в надежде на то, что она будет подзаряжать аккум зимой. она недорогая 8.5к за панель+контроллер заряда и провода. идея не оправдала себя только потому что в моем регионе зимой нет солнца(ЦФО). в мае-июле был в грузии на машине - панель отлично работала, судя по графикам напряжения аккумулятор заряжался полностью задолго до окончания светового дня, то есть излишки можно было бы использовать на ввб.



Цитата: SMILE1 от 09 Янв. 2024 в 05:57Что им делать с машиной чтоб сигнализация не высадила аккумулятор??
А так для 12В аккумулятора полностью согласен. Такую идею реализовывали на 30-м Приусе и не только.

Цитата: SMILE1 от 09 Янв. 2024 в 05:57Ну и 3р/кВтч - это какой-то сказочный ценник. У нас в Омске был 5,14 и стал 5,61р в 2024.
Ты ещё сказочных ценников не видел  :-D
Приус 20 (Tosiba SCiB 60Ah 3p5s;Бинар-5Б-Компакт) + i-miev (титатантка)

SMILE1

Цитата: rusmax от 09 Янв. 2024 в 19:41А ты точно название темы прочитал?  ;-)

:-D а ты точно в нем солнечные панели видишь??  :-D

Цитата: rusmax от 09 Янв. 2024 в 19:41Ты ещё сказочных ценников не видел  :-D
Это говорит о том что в Вартовске пока еще сказочно датируют. А в других регионах уже сворачивают эту развращающую население практику.  6_6
Non credo quia absurdum