avatar_3D-SPrinter

Самодельный двухместный электро-катамаран

Автор 3D-SPrinter, 12 Авг. 2021 в 12:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


AlexS4

[user]Андрей937[/user], почему нет ;) , надо только понимать что панель "100W" в наших широтах даст значительно меньше (иногда в разы), а количество таких панелей на 1 судно ограничено...   скорее всего это имеет смысл только если cовсем нет других источников (вроде бензогенератора скажем) но много времени на зарядку батарей и не жалко денег на кучу подобных панелей.

Андрей937

Вместо брезентовой крыши поставить солнечные панели, судя по характеристикам они могут в паре выдать 10 А, при солнечной погоде, т.е. при среднем ходе полностью покрывать расход эл.энэргии мотором. При стоянках заряжать аккум.  Интересно, на сколько дней хватит такой энергии при сплаве по реке при ежедневном проходе 25 км.?

3D-SPrinter

Цитата: Андрей937 от 10 Сен. 2021 в 13:56А есть ли возможность подключить солнечные панели ?
Вот такие , к примеру
Да, конечно можно. Только лучше такие складные панельки https://aliexpress.ru/item/32973997445.html?spm=a2g0o.cart.0.0.33053c0073mjnG&mp=1&_ga=2.144836790.386991887.1631245057-550629327.1631245057 . В очень солнечный день в средней полосе они могут выдать Ватт 100, и этого будет достаточно для хода со скоростью 4 км/ч. За летний световой день так можно пройти километров 25-30. Или километров 20 с перекурами на обед для путешественников и подзарядку батарей.
Цитата: Андрей937 от 11 Сен. 2021 в 12:03Вместо брезентовой крыши поставить солнечные панели,
Лучше не вместо, а на брезентовую крышу. Так панельки не сломаются. И если они будут не нужны во время дождя, например, то их можно убрать, а брезентовая крыша будет очень полезна. 
Цитата: Андрей937 от 11 Сен. 2021 в 12:03Интересно, на сколько дней хватит такой энергии при сплаве по реке при ежедневном проходе 25 км.?
Теоретически - бесконечно. А практически - смотря сколько солнечных дней подряд будет.

Alexander82

у катамарана есть один существенный минус перед лодкой: на скоростях 15+ кмч всё не закрепленное начинает с палубы улетать))) а так да, идут они в разы лучше, при этом вес груза на скорость почти не влияет. У нас 8-ми метровый кат с 10ю людьми на борту до 15кмч от 9.9 сильного мотора разгонялся

а можно про автопилот по подробнее:   какая точность ведения по маршруту? есть учет течения  рельефа дна и возможность задействовать эхолот в проге автопилота? есть ли обратная связь от мотора и сервы? 35кг тяга сервы получилось с запасом или впритык?   

3D-SPrinter

Цитата: Alexander82 от 02 Окт. 2021 в 02:50на скоростях 15+ кмч всё не закрепленное начинает с палубы улетать)))
Меня интересует в основном экономичный ход на скорости 5-6 км/ч. Ну максимум 8-10. На этих скоростях катамаран прекрасен. 
Цитата: Alexander82 от 02 Окт. 2021 в 02:50какая точность ведения по маршруту?
Не знаю, не измерял. Но как-то плывёт от точки к точке примерно по кратчайшей прямой. INAV в этом смысле очень сырая и малофункциональная прошивка. Нужно ставить ArduPilot. Заодно можете почитать всё, что с ним связано https://ardupilot.org/ .
Цитата: Alexander82 от 02 Окт. 2021 в 02:50есть учет течения  рельефа дна и возможность задействовать эхолот в проге автопилота? есть ли обратная связь от мотора и сервы?
У меня на INAV ничего этого нет. С АрдуПилотом пока всерьёз не разбирался. Но очень сомневаюсь, что там есть подобные функции.
Цитата: Alexander82 от 02 Окт. 2021 в 02:5035кг тяга сервы получилось с запасом или впритык?   
Для моей конструкции мотора хватает с небольшим запасом. Тут ведь, знаете ли, у симметричного пера руля с осью поворота посередине получается минимальный момент на баллере https://poznayka.org/s86467t1.html  . Вот и на моторе так же - чем ближе винт к оси рулевой колонки, тем меньше момент на рулевом устройстве.  А вот у такого уродца https://www.raffa.ru/upload/iblock/52f/52f878da069fe03743e817b0409bff07.jpg момент на румпеле будет максимальный.

Leon_68

Самые "скоростные" винты - это с узкими саблевидными лопастями с большим отброс лопасти назад

Попробуйте такой напечатать 3-5 лопастной и не узнаете свой катамаран

У знакомого двухместный кат с таким винтом под 2 л/с "летает над водой"
WS-PRO 2500

3D-SPrinter

Цитата: Leon_68 от 05 Окт. 2021 в 20:49Попробуйте такой напечатать 3-5 лопастной и не узнаете свой катамаран
То же самое будет, только КПД чуть меньше.  Пробовал я все эти винты https://3deshnik.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=1031 и остановился на "золотом стандарте" Wageningen B-series с Rake (выкосом лопасти) 10 градусов. Дорабатывать такой винт - только портить.  Да и по прочности саблевидные лопасти очень проблемные. Их даже металлические "треплет" нечто типа флаттера. И при малейшем задевании за грунт они очень весело отлетают.

faids

все винты на ваших фото имеют маленький отброс, за счет этого у них высокое сопротивление вращению

у винта с большим отбросом сопротивление кромки маленькое, а площадь большая



вот у винта такого типа попробуйте сделать лопасти при той же ширине и толщине чуть длиннее и "загнутые назад" (я не знаю как еще объяснить термин "отброс лопасти винта") - лопасти получатся "выше" чем втулка - типа "короны" винт будет выглядеть

то есть при большей длине лопасти диаметр даже немного сократится

faids

вот нашел фото - скоростные винты с большим отбросом лопасти




ввиду небольшой мощности вы можете уменьшить площадь лопасти в неэффективном диапазоне для снижения трения не печатая указанные участки




такие винты на небольшую мощность для скоростных легких лодок выпускали фирмы Раскал и Солас (точнее выпускали многие, но нам по цене были доступны только эти)





просто мы устраивая гонки на легких катамаранах с моторами 5-25 л.с. попилили таких винтов немало

ВАЖНО!!! обрати внимание на "юбку" на ступице винта - она отжимает поток воды на лопасти повышая КПД
начиная с определенной скорости потока есть смысл выбирать между "пулей" и "юбкой"
но плоские блинчики которые я вижу на всех твоих винтах имеют наименьший КПД

3D-SPrinter

#46
Цитата: faids от 06 Окт. 2021 в 12:56я не знаю как еще объяснить термин "отброс лопасти винта"
Если не знаете, то лучше не пишите всякие глупости странности.  ;-)
Видимо, то что вы называете отбросом, это шаг винта. Он напрямую зависит от проектной скорости судна. В моём случае это 5-8 км/ч, а вы мне показываете скоростные винты для глиссирующих лодок под скорости 40-50 км/ч.  На скоростях 5-10 км/ч КПД таких винтов ниже плинтуса.
Цитата: faids от 06 Окт. 2021 в 13:09ввиду небольшой мощности вы можете уменьшить площадь лопасти в неэффективном диапазоне для снижения трения не печатая указанные участки
Угу.. это сопротивление формы называется. Только ослаблять лопасть в корне очень нежелательно. И с переменной погибью (у ступицы шаг больше) эта часть лопасти работает вполне эффективно.
Цитата: faids от 06 Окт. 2021 в 13:09ВАЖНО!!! обрати внимание на "юбку" на ступице винта - она отжимает поток воды на лопасти повышая КПД
Открою страшную тайну - юбка эта в виде дудки делается для разряжения в выхлопе бензинок через ступицу винта. КПД самого винта она только снижает.  А струю воды от винта поджимает (собирает в кучу) рейк (выкос лопасти к центру).  Он тоже от скорости судна зависит - чем больше скорость, тем больше рейк.  А ступица в виде "пули" всегда даёт лучший КПД. На фотках она на винте от "Ветерка", потому что у него выхлоп через дырку, а не через ступицу. У меня ступицы тупые с отверстиями тоже для разряжения и прокачки воды через щель между фланцем мотора и винтом - для лучшего охлаждения мотора.
Цитата: faids от 06 Окт. 2021 в 12:56но плоские блинчики которые я вижу на всех твоих винтах имеют наименьший КПД
Шаг моих винтов больше, чем у стандартных "блинчиков" для лодочных электромоторов. И КПД у моих винтов стремится к максимальному для экономичных скоростей 5-8 км/ч. Потому мои моторчики на катамаране жрут примерно вдвое меньше, чем фирменные электромоторы на надувных лодках при тех же скоростях.
Кстати, все винты на ваших фотках это как раз классические Wageningen B-series, которые я и использую при моделировании своих винтов. Просто все эти винты спроектированы для разных скоростей с шагом от 0.5 до 1.5 (отношение шага к диаметру винта).

faids

#47
Цитата: 3D-SPrinter от 06 Окт. 2021 в 19:09Видимо, то что вы называете отбросом, это шаг винта. Он напрямую зависит от проектной скорости судна. 
я называю то что называю так как оно называется
шаг винта определяет расстояние в воде на которое перемещается лопасть винта за один оборот
отброс лопасти определяет насколько она загнута назад от точки крепления, то есть проекцию ее длины по ходу движения винта

винты с разным отбросом могут иметь одинаковый шаг и с разным шагом одинаковый отброс

Цитата: 3D-SPrinter от 06 Окт. 2021 в 19:09В моём случае это 5-8 км/ч, а вы мне показываете скоростные винты для глиссирующих лодок под скорости 40-50 км/ч.
скоростная характеристика винта широкий термин - в разных случаях используется в разных смыслах и зависит не только от скорости судна, а от оборотов вращения - можно иметь на барже скоростной винт с маленьким шагом
увеличение шага и площади лопасти повышает также сопротивление формы
одним из способов борьбы с этим является шаг с узкими лопастями с большим отбросом назад
это позволяет использовать высокооборотистые моторы и тут у электромоторов большая фора

мы когда правила соревнований ограничивали нас в мощности мотора единицами л.с. брали заведомо более мощный винт с больмшим отбросом и выпиливали у лопастей внутреннюю часть

я не сомневаюсь, что ваши винты прекрасны, но если у вас будет время и желание - попробуйте - возможно вам понравится :)

3D-SPrinter

Цитата: faids от 07 Окт. 2021 в 15:07отброс лопасти определяет насколько она загнута назад
Ну вот нет такого термина в судостроительных науках. По крайней мере, я за 6 лет обучения на корфаке в универе не слышал про отброс винта.  ;-)
Ваши практические ощущения от эксплуатации и подбора винтов мне вполне понятны. Но насчёт винтов для электротяги Вы заблуждаетесь.
У фирменных электро-винтов "отброса" вообще нет. И это правильно.   :-)



faids

не отброс винта, а отброс лопасти винта - в универе на корфаке не учился, но среди водномоторников давно и винтов лично попилил и потестил немало

форма фирменных электровинтов определяется дешевизной изготовления - винты с большим отбросом лопасти требуют намного более сложной пресс-формы и значительно дороже в литье/штамповке

а подход "Римского-Корсакова не читал, но осуждаю" так себе - заставить не могу, но если попробуете - напишите о результатах

тут ведь два варианта - либо на сверхмалых мощностях это не работает, либо вы получите интересную очень редкую штуку

и если получится вариант 2 - я буду одним из ваших покупателей на эту редкую штуку, так как мне некогда самому заниматься расчетами и печатью




3D-SPrinter

Цитата: faids от 07 Окт. 2021 в 20:03форма фирменных электровинтов определяется дешевизной изготовления - винты с большим отбросом лопасти требуют намного более сложной пресс-формы и значительно дороже в литье/штамповке
Шутите?  Совсем уж за идиотов инженеров Minn Kota и пр. считаете?    ;-)
Цитата: faids от 07 Окт. 2021 в 20:03либо вы получите интересную очень редкую штуку
Я её уже получил. Лучше не будет.

faids

Цитата: 3D-SPrinter от 07 Окт. 2021 в 21:14Совсем уж за идиотов инженеров Minn Kota и пр. считаете? 

я занимаюсь постановкой продукции на производство и точно знаю - мнение инженеров учитывается сильно после маркетологов...
так что мифы про "инженеров" в корпорациях для тех кто сильно не в теме...
иначе не было бы смысла заниматься тюнингом ...

и вы скорее всего тоже купили бы винт, а не занимались их печатью... да и мотор тоже вряд ли колхозили бы...

3D-SPrinter

Цитата: faids от 07 Окт. 2021 в 21:26мнение инженеров учитывается сильно после маркетологов...
Всё это так, но в случае с винтами не до такой степени. Всё же оно должно работать в первую очередь.
Нарисовать винт, который вам нравится, дело пяти минут.





Но это совершенно неуместный винт для данного применения. Вся кораблестроительная наука и здравый смысл на это намекает.

faids

то что я имею в виду выглядит примерно так - и лопастей для начала вполне может быть три




я могу ошибаться в конкретной форме, но направление именно такое

по поводу "должно работать" - оно же работает, но никто не обещал что оптимально