avatar_3D-SPrinter

Самодельный двухместный электро-катамаран

Автор 3D-SPrinter, 12 Авг. 2021 в 12:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

3D-SPrinter

Самодельный двухместный электро-катамаран длиной 380 см, шириной 138 см, диаметр двухкамерных баллонов 42 см. Грузоподъёмность около 300 кг.
Моторная установка - две батареи на банках Li-Ion 18650 4S12P по 36Ah каждая. Бесколлекторный подвесной электромотор 6384 120KV с дистанционным управлением и автопилотом на OMNIBUS F4 и INAV 2.6.0 BOAT.  Крейсерская скорость 5-6 км/ч, запас хода около 20-24 км.  На скорости 5 км/ч с нагрузкой 200 кг (два человека) мотор потребляет 12А  (мощность 168W)  https://3deshnik.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=1034  .

Вес баллонов с транцами и мягким полом 14 кг. Вес сланей 3.5+3.5=7 кг. Вес сидений со стойками 3.3+3.3=6.6 кг.
Вес электромотора 2.7 кг. Вес аккумуляторов 3+3=6 кг. В идеальных условиях на одном аккумуляторе 36Ah можно проплыть до 15 км, в реальных условиях 10-12.

Неспешная сборка / разборка 10 мин. Сборка / разборка гооораздо проще лодки с жёстким дном, потому что тут слани просто кладутся сверху и поджимаются после докачки баллонов до рабочего давления.

Обошлось мне всё это примерно  в = 45000 руб. С одной стороны дороговато, но с другой - гоораздо дешевле аналогичных серийных катамаранов (например, двухместная Ондатра = 99500 руб.). И это катамаран с нормальным жёстким дном, на котором можно стоять и ходить, с тентом от дождя и солнца, да ещё и с электромотором, автопилотом и аккумуляторами!   :D

Подробности на форуме ТриДэшник https://3deshnik.ru/forum/viewforum.php?f=35 .



Мотор 6384 120KV + 3-лопастной гребной винт диаметром 200 мм.



Мотор 6384 170KV + 5-лопастной гребной винт диаметром 180 мм.

























Продолжение следует..  :)

TOLSPB

Ондатра - рыболовный катамаран, а ваш - прогулочный :-)

AlexS4

от чего/почем баллоны?
и какие винты лучше/экономичнее/мощнее ?   форсировать/глиссировать же будем, да?!)

Surf_el

[user]3D-SPrinter[/user], мотор не громко работает? Или это обманчиво на видео? Что такое автопилот?
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

3D-SPrinter

#4
Цитата: TOLSPB от 12 Авг. 2021 в 16:39Ондатра - рыболовный катамаран, а ваш - прогулочный
Ну так прогулочный всегда можно превратить в рыболовный. Если удочки с собой взять.  ;-)
Цитата: AlexS4 от 12 Авг. 2021 в 16:55от чего/почем баллоны?
Баллоны изготовлены по моим чертежам в дружественной конторе по изготовлению лодок ПВХ. Вместе с вклейкой транцев и мягкого дна обошлось где-то в 27 тыс. Но все деревяшки я сам фрезернул на станке ЧПУ.
Цитата: AlexS4 от 12 Авг. 2021 в 16:55и какие винты лучше/экономичнее/мощнее ?
Сейчас я предпочитаю 5-лопастной винт диаметром 180. Видео снято как раз с этим винтом на пол-газа. Но на полный газ он будет жрать около 30А, а скорость увеличится только до 7-8 км/ч. Так что 5 км/ч на 12А - самый оптимальный режим.
Цитата: AlexS4 от 12 Авг. 2021 в 16:55форсировать/глиссировать же будем, да?!)
Я чё с дуба рухнул глиссировать на электро?   ;-D  У меня для этого несколько подвесных бензинок есть, да и другие плавсредства.
Цитата: Surf_el от 12 Авг. 2021 в 17:09мотор не громко работает? Или это обманчиво на видео?
Мотор нормально работает, просто микрофон у камеры хороший.
Можно сделать гораздо тише, если применить более "умный" контроллер с датчиками (например, Маркус https://markusdrive.com/buy/ ), но это вряд ли экономически-целесообразно в данном случае. Здесь же используется копеечный китайский контроллер с алишки за 1300 руб.  https://aliexpress.ru/item/4000133432837.html?spm=a2g0o.cart.0.0.33053c006VySYX&mp=1&_ga=2.5439412.623798721.1628765376-1656330134.1627926020 .
Цитата: Surf_el от 12 Авг. 2021 в 17:09Что такое автопилот?
Обычный полётник от квадрокоптера на INAV https://youtu.be/VqwcyH5TzQQ . Настроено под лодку (микшер BOAT). В принципе нафиг не нужно. Просто мне было удобно для испытаний вывести на экран (штатный OSD) сразу все параметры (ток, скорость, мощность, эффективность А/ч/км, пройденный путь и т.д.). Там дофига параметров можно на OSD вывести. Ну и ещё он может держать курс (на самом деле так себе держит) и плавать по точкам (прямо тут же на телефоне через блютуз можно натыкать маршрут). Лучше было бы прошить под ArduPilot, но мне было лень в его ужасном интерфейсе копаться. INAV гооораздо проще в настройке.

TOLSPB

В чём смысл 5-ти лопастного винта? Экспериментировал с печатью винтов с количеством лопастей от 2-х до 9 и разным шагом и остановился на 3-х лопастном. Получил максимальную тягу с минимальным током.

3D-SPrinter

#6
Цитата: TOLSPB от 12 Авг. 2021 в 20:40остановился на 3-х лопастном. Получил максимальную тягу с минимальным током.
Аналогично. Долго выбирал между трёх и пятилопастным, и мне таки больше 5-лопастной 180 мм понравился. Он лучше на пол-газа плюхает (чуть меньше ток при той же тяге). А это основной режим для скорости 5-6 км/ч.  И моторчик его как-то легче крутит, чем 3-лопастной 200 мм. Теоретически у 5-лопастного сопротивление формы больше (по дисковому отношению), но лопасть тоньше и уже получается. И он "мягче" и тише работает, вибраций меньше. Так что чисто интуитивно предпочёл 5-лопастной. А в серию, наверно, пойдёт более оптимальный 3-лопастной. Потому что на полном газу 3-лопастной эффективнее. Значит, и мотор в целом как бы лучше становится.

3D-SPrinter

#7
p.s. Кстати, небольшое дополнение насчёт 5-лопастного винта.
На современных подводных лодках 7-лопастные винты с саблевидными лопастями делают не ради КПД, а ради акустической скрытности подлодки.



Саблевидные лопасти превращают винт в "диск" с перекрытием лопастей. Это снижает уровень пульсаций давления при работе винта. Он типа "льёт" одной равномерной струёй. Ну а семь лопастей (обязательно нечётное число), грубо выражаясь, создаёт взаимо-гасящие  гармоники в волновом акустическом сигнале.
С житейской точки зрения, вспомните старые аудюшные рядные пятёрки. Эти моторы вибрировали меньше любых других и тянули очень плавно и приятно.  И звук выхлопа у них был неповторимый и узнаваемый (непрерывный "трубный" звук). Потому что в 4-6-цилиндровых моторах цилиндры работают попарно, а тут как бы вразнобой.



7-лопастной винт очень тихий и плавный, но для применения на электро-катамаране имеет слишком большое сопротивление формы и недопустимо "испорченный" этим КПД. Потому я и остановился на 5-лопастном винте. Хотя он и хуже по КПД, чем 3-х и тем более 2-лопастной? но "тянет" приятней.   :-)

julio

прикольное решение управления рулем мотора.
не могли бы поделиться макетом для солида .... попробую распечатать и поиграться....
интересует только механизм поворота ( кронштейн с сервой и сопрягаемый кронштейн )
был бы благодарен
почта tizercom@gmail.com

TOLSPB

Бизнес проекты обычно не продаются. Но через несколько лет (если не выстрелило) авторы иногда выкладывают модели в свободный доступ. Иначе будет обидно купившим готовые детали.

Добавлено 15 Авг. 2021 в 13:52

По поводу многолопастных винтов для лодочных электромоторов: чем больше лопастей - тем ровнее работает мотор. Это факт. Но и травы мотается намного больше. Говорю как практик и 3D модельер/печатник. И производители троллинговых моторов со мной согласны )))

3D-SPrinter

Цитата: julio от 15 Авг. 2021 в 11:31не могли бы поделиться макетом для солида .... попробую распечатать и поиграться....
Лучше сами нарисуйте. Там делов на 10 минут, когда понятно, что рисовать.



Цитата: TOLSPB от 15 Авг. 2021 в 13:49Бизнес проекты обычно не продаются.  Иначе будет обидно купившим готовые детали.
Абсолютно согласен.
Цитата: TOLSPB от 15 Авг. 2021 в 13:49Но через несколько лет (если не выстрелило) авторы иногда выкладывают модели в свободный доступ.
А вот это считаю вредным, ибо "халява" больше вредит, чем помогает в развитии технического творчества.
Цитата: TOLSPB от 15 Авг. 2021 в 13:49Но и травы мотается намного больше.
Наверно, так и есть. Тут уж каждый сам выбирает, что важнее - меньше травы, или вибраций.  Я не люблю сильно заросшие водоёмы и по ним не плаваю. Вот и предпочитаю для себя 5 лопастей, но "среднестатистическим клиентам" рекомендую 3 лопасти.  А кто-то даже серийные винты с алишки предпочитает, для них тоже есть печатные переходники. Но лично мне эти винты очень не нравятся своим слишком малым шагом. А двухлопастные ещё и дикими вибрациями с подсосами воздуха.

julio

попробую, хотя я ничинающий в работе с программой.
скажите - каков угол поворота руля что на серве?

3D-SPrinter

Цитата: julio от 15 Авг. 2021 в 16:08я ничинающий в работе с программой.
Попробуйте Тинкеркад. Там вообще всё элементарно.
Цитата: julio от 15 Авг. 2021 в 16:08скажите - каков угол поворота руля что на серве?
Точно не знаю, не измерял. Наверно, градусов 60-70 суммарно. Катамаранчик  крутится почти на месте.
Единственная рекомендация - заказывайте серву с максимальным углом поворота (270 град.).

Ghozt

[user]3D-SPrinter[/user], серва управления на сколько кг применена?

3D-SPrinter


TOLSPB

Контроллер мотора поддерживает реверс?

3D-SPrinter

Цитата: TOLSPB от 17 Авг. 2021 в 08:50Контроллер мотора поддерживает реверс?
Нет, не поддерживает.

TOLSPB