Сборка акка из 18650

Автор lexo, 11 Янв. 2013 в 11:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

licwn

Рулон медной фольги можно взять из любой не нужной 18650 банки. Правда не знаю какая там толщина, подойдет ли.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

artmixer

Спасибо, думал над таким вариантом, и даже банки дохлые есть, но там она слишком тонкая - 0,01-0,02 мм

artmixer

#146
при том что моя сварка раз плюнуть приваривает никель 0,2 мм без прорезей между точками сварки попробовал варить медь 0,1 мм
итог - без прорезей после сварочного импульса вообще даже не держится на аккумуляторе, просто одна прорезь ножницами на сантиметр вглубь заставляет медную ленту хотя бы держаться но тест на отрыв не проходит, глубокая прорезь шириной 0,5мм между точками сварки позволяет еле как приварить, да и то только к плюсовой крышке, но 60% точек не проходят тест на отрыв что не может считаться годным результатом
следующий шаг попробовать медную фольгу 0,08 и 0,05 (хотя 0,05 уже маловато)
Спойлер



P.S. толстые медные электроды не прилипают к медной фольге
P.P.S. поэкспериментировав ещё с разной длительностью сварочного импульса, с разного рода фигурными вырезками медной фольги и с отдельными медными жилами которые приваривались вообще раздельно, сдаётся мне что у меди есть какие-то свои причины нежелания привариваться к никелерованному железу (днищу аккумулятора 18650) помимо низкого сопротивления фольги, возможно это всему виной сильная разница в удельном сопротивлении материалов, а толщина самой фольги роли вообще не играет

artmixer

выложу свои сборки с классической сваркой никелем



artmixer

Как думаете стоит ли вообще использовать толстый никель для сварки?
Ведь сопротивление самого аккумулятора в 15-20 раз больше чем сопротивление перемычек и в результате вклад данных перемычек в суммарное сопротивление батареи совсем не значительный и по идее можно было бы никель 0.1 мм использовать + это ещё дополнительная пассивная аварийная защита на случай КЗ вне зависимости от того в каком месте батареи оно произошло

spb-e

очень красиво  :wow:
Мне толстый не нравиться никель в работе.  И безопасность хромает. лучше где большие токи сделать лишних неск соединений.
С толстой лентой то недовар то перевар бросил это дело ни эстетики ни толку  :-\
Помогу со сборкой, ремонтом батарейки и прочего...
9II-I82-78-78

big17

Ну вот, решил и я собрать батарейку из 18650... Сейчас есть около сотни  элементов (ноутбучных) в более-менее нормальном состоянии (около 10-20% потери от первоначальной емкости, а сопротивление - 40-55мОм, судя по показаниям зарядника). АКБ нужна не для двигателя, а для организации бортовой сети на 12В для электромашинки (ссылка в подписи). Так как всякой электроники планируется понавешать немало (ближний/дальний свет, дневные огни, указатели поворотов, стопари, простенькая магнитолка), то вряд-ли ток будет превышать 5А. Но зато разгрузится "тяговая" батарея.
Так как элементов много (и еще штук 10 неразобранных ноутбучных аккумуляоров лежит), то есть из чего повыбирать.
И вот такие вопросы появились:
- Так как элементов много, а напряжение нужно 12В (т.е. 4S), то можно набрать много элементов в паралель, например, 4S15P или много элементов в параллель нежелательно ставить?
- по какому принципу нужно объединять элементы в ячейки? По форуму прочитал, что в ячейке должны быть элементы с одинаковой емкостью и сопротивлением, а насколько может быть большим разброс?
- подойдет ли вот такая BMS-ка (выбирал по принципу 4S ток 5-6А, недорогая): http://ru.aliexpress.com/item/4S-6A-Li-ion-8-4V-18650-BMS-PCM-battery-protection-board-bms-pcm-for-li/32371599562.html?spm=2114.03010208.3.174.2pQUGn&ws_ab_test=searchweb201556_10,searchweb201602_5_10039_10037_10017_507_10032_401,searchweb201603_2&btsid=82e39717-be91-4495-976a-ed2737d42b7a . Только непонятно, есть ли в ней балансировка при зарядке.

Вот такой крепеж:


На стадии проектирования сборки: легкая открытая прогулочная двухместная машинка: 48V 2+2 КВт Quanshun'ы 100Ач !!!
https://electrotransport.ru/index.php?topic=26801.0 (заходите, критикуйте)

licwn

В паралели элементы должны быть со схожим сопроивлением, что бы не  сваливалась вся нагрузка на элемент с наименьшим сопротивлением. Примерно схожее - это значит что не должно различаться в более чем примерно в 1.25 раза. Между собой последовательные паралели должны примерно совпадать по емкости, что бы не было так что одна паралель уже истощилась, а у другой еще половина емкости доступна. Ну и по сопротивлению нужно подобрать примерно, что бы просадка на одной из паралелей не был гораздо больше чем на других.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

big17

А по BMS-ке и большому кол-ву элементов в параллели кто что подскажет?
На стадии проектирования сборки: легкая открытая прогулочная двухместная машинка: 48V 2+2 КВт Quanshun'ы 100Ач !!!
https://electrotransport.ru/index.php?topic=26801.0 (заходите, критикуйте)

Василий22

Цитата: big17 от 10 Июнь 2016 в 21:26
А по BMS-ке и большому кол-ву элементов в параллели кто что подскажет?
Чем больше- тем лучше(по желанию), реже придется заряжать, но тогда и зарядку надо на соотв-й ток. БМС похоже там может быть 2-х видов: с порогами 4.25 или 4.35v ±0. 05 В, видимо надо уточнять при покупке(если я правильно понял). Балансировки похоже нет, ток балансировки не указан..  :bn:
ALPINE с карданом и 8ск.планетаркой, FDD 48в 500Вт  Акк 55в 16Ач

gekanaz

Цитата: big17 от 10 Июнь 2016 в 21:26
А по BMS-ке и большому кол-ву элементов в параллели кто что подскажет?
большое число элементов по сути не страшно, но учитывая то, что они БУ, вы будете переодически сталкиваться с проблемой "группового мора" ячеек , то есть, если одна ячейка уходит в саморазряд, он будет утаскивать всю параллель, и если вовремя это не заметить, или в режиме хранения вы будете терять всю параллель, или будете заниматься поиском плохой банки, которую найти будет нереально, пока не разберете их по одному.
БМС по ссылке без балансировки
а ионки кстати, принято делать 3s для 12 вольтовой аппаратуры, так как в заряженном состоянии 4s это 16.8  - далеко не вся электроника может переварить
такая БМС имеет балансировку

licwn

Цитата: gekanaz от 10 Июнь 2016 в 22:03
но учитывая то, что они БУ, вы будете переодически сталкиваться с проблемой "группового мора" ячеек , то есть, если одна ячейка уходит в саморазряд, он будет утаскивать всю параллель, и если вовремя это не заметить, или в режиме хранения вы будете терять всю параллель, или будете заниматься поиском плохой банки, которую найти будет нереально, пока не разберете их по одному.
Какой бред. Имейте совесть. Если автор их протестил, с какого перепугу ячейки должны переодически выходить из строя? Спустя 1 зарядку, ячейки из вашего магазина тоже будут бу. И что???
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

Василий22

Цитата: licwn от 10 Июнь 2016 в 22:33
Цитата: gekanaz от 10 Июнь 2016 в 22:03
но учитывая то, что они БУ, вы будете переодически сталкиваться с проблемой "группового мора" ячеек , то есть, если одна ячейка уходит в саморазряд, он будет утаскивать всю параллель, и если вовремя это не заметить, или в режиме хранения вы будете терять всю параллель, или будете заниматься поиском плохой банки, которую найти будет нереально, пока не разберете их по одному.
Какой бред. Имейте совесть. Если автор их протестил, с какого перепугу ячейки должны переодически выходить из строя? Спустя 1 зарядку, ячейки из вашего магазина тоже будут бу. И что???
Кстати да, и даже если и умрет параллель, то заменить не проблема, тем более банки на такой случай у человека имеются. И если в параллели их будет много, то токи с каждой банки будут около номинальными, что и продлит им жизнь. Я себе и еще одному знакомому е-байкеру добавлял б/у акки в лисапед для увеличения емкости - работают уже 1,5-2года без проблем при токах повыше чем в данной ситуации
ALPINE с карданом и 8ск.планетаркой, FDD 48в 500Вт  Акк 55в 16Ач

big17

Цитата: gekanaz от 10 Июнь 2016 в 22:03
а ионки кстати, принято делать 3s для 12 вольтовой аппаратуры, так как в заряженном состоянии 4s это 16.8  - далеко не вся электроника может переварить
Согласен. Буду именно 3S делать.
На стадии проектирования сборки: легкая открытая прогулочная двухместная машинка: 48V 2+2 КВт Quanshun'ы 100Ач !!!
https://electrotransport.ru/index.php?topic=26801.0 (заходите, критикуйте)

Василий22

[user]big17[/user], БМС с балансиром на 3-4S  и током на 8А можно взять например такую..
Спойлер
ALPINE с карданом и 8ск.планетаркой, FDD 48в 500Вт  Акк 55в 16Ач

gekanaz

Цитата: licwn от 10 Июнь 2016 в 22:33
Цитата: gekanaz от 10 Июнь 2016 в 22:03
но учитывая то, что они БУ, вы будете переодически сталкиваться с проблемой "группового мора" ячеек , то есть, если одна ячейка уходит в саморазряд, он будет утаскивать всю параллель, и если вовремя это не заметить, или в режиме хранения вы будете терять всю параллель, или будете заниматься поиском плохой банки, которую найти будет нереально, пока не разберете их по одному.
Какой бред. Имейте совесть. Если автор их протестил, с какого перепугу ячейки должны переодически выходить из строя? Спустя 1 зарядку, ячейки из вашего магазина тоже будут бу. И что???
ячейки из любого магазина через 1 цикл становятся БУ , но они далеко не сразу становятся старыми от времени. да и ячейки обычно используют те, которые прошли как правило 100-300 циклов + время2-5 лет...
Конечно, при увеличении количества параллелей , потребляемый ток снизится в пересчете на каждый элемент, что несомненно продлит их срок службы.   А периодический перебор банок делают тем чаще, чем больше токи потребления..
я все это написал не просто так... а из статистики, и опыта, были попытки сделать батарею для тестирования БМСок из старых банок, после постоянной балансировки и периодической замены элементов, это окончательно надоело и было принято решение сделать из новых.  (при предварительном тестировании элементы показывали адекватные емкости, и казалось, что они вполне приличные)

а на счет сложности определения больной банки - скажем имеем 15 элементов в параллели, и сборка имеет утечку, чтобы найти элемент 1 из 15, надо их распараллелить,  выждать время, затем заменить ...

это я к тому, что при сборке батареи надо иметь ввиду  возможную переборку, и делать так, чтобы потом приложить для этого минимум усилий

artmixer

Можно для большей отказоустойчивости сделать две-три одинаковые батареи с собственной БМС у каждой и соединить их параллельно, при этом разделять их диодами мне кажется не обязательно, однако нужно иметь возможность их быстро разъединить чтобы проверить напряжение на каждой

big17

Паять планирую вот так, как на фотке, т.к. с никелевой лентой нет ни опыта работы, ни соответствующего оборудывания, типа точечной сварки. А при таком подходе, когда каждый элементик припаян тонкими проводами к общей шине, нет проблем отпаять один проводок от нужного элемента и протестировать его.

Цитата: Fin4master от 09 Апр. 2016 в 13:54
Сама батарея

На стадии проектирования сборки: легкая открытая прогулочная двухместная машинка: 48V 2+2 КВт Quanshun'ы 100Ач !!!
https://electrotransport.ru/index.php?topic=26801.0 (заходите, критикуйте)