LiPo Аккумуляторы и всё что с ними связано, покупка, характеристики, опыт эксплу

Автор DmitryPopov, 18 Апр. 2010 в 15:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

zap

Цитата: TRO от 13 Июнь 2011 в 07:11
С чего бы у отстающих ячеек появился шанс?
С того, что у заряженных ячеек энергия преобразуется в тепло, а в недозаряженных - в химическую энергию.

Цитата: TRO от 13 Июнь 2011 в 07:11
Ячейки включены последовательно, и ток через них все одинаковый. На ячейках с увеличившимся внутренним сопротивлением растёт напряжение, а поскольку мощность это V*А, то мощности в зарядившиеся ячейки будет вдуватся ещё больше(если балансиры её не отбирают).
При разнице напряжений в 0.02В не думаю что разница во вдуваемой мощности настолько существенна :) С другой стороны, когда эффективность заряда недозаряженной ячейки составляет 95% а почти заряженной, скажем, 50% - разница в скорости зарядки становится ощутимой.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

TRO

Цитата: zap от 13 Июнь 2011 в 14:13
При разнице напряжений в 0.02В не думаю что разница во вдуваемой мощности настолько существенна :) С другой стороны, когда эффективность заряда недозаряженной ячейки составляет 95% а почти заряженной, скажем, 50% - разница в скорости зарядки становится ощутимой.


При разнице в 0.02В и разницы в сопротивлении такой не будет чтобы 50% в нагрев шло(если мы конечно про липольки говорим). Липольки жрут энергию без существенного падения сопротивления вплоть до 4.3в, только ресурс у них при этом раз в 10 падает. Лифер же накушавшись, увеличивает своё сопротивление в десятки раз, и напряжение на элементе может запросто улететь выше десятка вольт. И только литиймарганец при перезаряде пытается упиратся и держит напряжение (по типу металгидгидных и никелькадмиевых) уводя излишек в нагрев(но без снижения тока в конце заряда, тоже улетает). Кстати, когда липолька при перезаряде начинает грется, она ещё и газит изнутри, и после нескольких таких циклов вздувается, так что ну его к лешему такое выравнивание, учитывая цену на литий.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

илс

Цитата: zap от 13 Июнь 2011 в 02:27

Имел же я в виду следующее. Общеизвестно, что на всех типах аккумуляторов по мере заряда растёт тепловыделение. К концу заряда тепловыделение достигает ощутимых величин; всем известен метод определения конца заряда по температуре ячейки.

Так вот, единственным возможным источником этого тепловыделения является внутреннее сопротивление. При зарядке в какой-то момент сопротивление начинает расти, отчего КПД заряда начинает падать - часть заливаемой энергии переходит в тепло. Далее если не прекратить заряд, то сопротивление растёт до таких величин, что тепловыделение приводит к перегреву ячейки и выходу её из строя, а в особо клинических случаях - к возгоранию и/или взрыву.


То что на всех типах аккумуляторов к концу заряда растет тепловыделение, это действительно научный факт, но природа этого процесса зависит от типа аккумулятора, напр. для свинцового аккума, внутренне сопротивление с ростом заряда УМЕНЬШАЕТСЯ ... подробнее здесь http://www.at-systems.ru/quest/new-quest/battery-resistance-y.shtml
Вообще, на русском яз. инфы о взаимосвязи между внутренним сопротивлением и степенью заряда именно для лития, я не нашел, однако у меня нет оснований не верить вашим практическим замерам по просадке напряжения, на свежезаряженной и разряженной батарее.
При случае, также постараюсь записать данные с цикланалиста по просадке напряжения для 2-х крайних состояний батареи. Раньше мне казалось, что оно (примерно) одинаковое и составляет 2В-3В в зависимости от значения максимального тока.
Кстати, в большинстве формул, для большей точности, рекомендуется не просто измерить просадку под максимальном токе и сравнить ее с Uхх, а сначала нагрузить батарею током 0.2С, а потом 1С, см. подробнее в приложенной статье. Для современных липошек с разрядным током до 40С, думаю эти коэффициенты следует увеличить раз в пять  :)

zap

Есть подозрение, что внутреннее сопротивление при разряде и заряде это абсолютно разные вещи. При разряде внутреннее сопротивление обуславливается сопротивлением электродов и катодного/анодного материала, а при зарядке обуславливается способностью химического наполнителя преобразовывать электроэнергию в хим. энергию. Когда запасы хим. веществ для преобразования в хим. энергию исчерпываются, внутреннее сопротивление аккумулятора на заряд растёт экспоненциально, что и обуславливает эффекты типа "напряжение на элементе может улететь выше десятка вольт".

Для практики больше имеет значение внутреннее сопротивление при разряде, поэтому его при заряде и не меряет никто. Можно провести следственный эксперимент. У лифера, кстати, когда он "голодный" можно заливать в него хоть 5C, напруга всё равно будет жёстко фиксирована на ~ 3.33В. А когда он насыщен достаточно небольшого тока, чтобы напруга быстро улетела выше 3.8В.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

closer_to_sky

Иногда высказывается мысль о "раскачке" ёмкости лития.....

Взял пару элементов:
1. 18650  элемент от ноутбучного аккумулятора DELL, новый.
2. Свежеполученный от китайцев безродный аккумулятор 18650.
3. такой же как пункт два (они шли в одной упаковке).
1 и 2 интерестны тем, что первый цикл заряд-разряд показал примерно одинаковую ёмкость - 2000ма/ч

Дальше пошли циклы - заряжаем в отдельном заряднике до 4.17 вольт и разряжаем Аймаксом (ток разряда 0.5 ампера) регистрируя полученный результат по ёмкости.
Первый цикл:
2000
2000
2500
Второй цикл:
2000
2100
2500
Третий цикл:
2000
2300
2500
Четвёртый цикл:
2300
2400
2500
Пятый цикл:
2350
2450
2500
Шестой цикл:
2350
2450
2500

Эксперимент продолжается, но результат уже есть - ёмкость действительно изменилась после нескольких циклов.
А вот 3 элемент немного выбился из общей картины - изначально показав хорошую ёмкость, он её просто держит при циклировании.

Своей очереди ждёт и липолиевая сборка - "чёрная котлета" 3S с Ебея.

Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

TRO

Собрал себе батарею из [b-b]9 чёрных котлет 4S 5.2Ач[/b-b], и дополнительно к ним [b-b]3 штуки по 4Ач[/b-b]. Конфигурация [b-b]12S[/b-b].
Засунул их все в свой фоторюкзак, он весьма плотный, они там в картонной коробочке очень плотно уместились.
Сделал на руле разъём к ваттметру и вывел туда провод из рюкзака(при падении выдёргивается, уже проверил неспециально  :D ), друзья прикалываются, вспоминают фильм Аватар.
Сегодня специально откатал в городском цикле(много горок и разгон-торможений без рекуперации) на этих липольках посадив батарею до отключения БМС.
Почти всю дорогу тапка в пол, [b-b]максималка у меня 28-30км/ч[/b-b](переднее от Электра 500W), [b-b]проехал 45км(педали не крутил принципиально)[/b-b].
По ваттметру сборка не додала пару амперчасов(неудивительно, почти год, после проверочных циклов, котлеты лежали нетронутыми).
Внутри [b-b]запаралелил силовые провода котлет штекерами от разъёмов ШР[/b-b] (тут уже кто-то приводил испытания их на токах 50А), на руле тоже они.
Балансирные разъёмы запаралил при помощи 3х длинных плАток с ответными балансирными разъёмами (специально куплен комплект разъёмов на ебай). От этих 3х платок идут по одному стандартному балансирному разъёму на выход для обслуживания (можно умную зарядку подключать, или ватметр в режиме тестера или балансира). Заряжаю пока через эти разъёмы по 4S умной зарядкой, пока ещё высоковольтную зарядку не собрал.
После ватметра поставил автомат с паралельно включенным сопротивлением 10 Ом. Провода подключаю с выключенным автоматом, а то если не выключить, то искры летят, за транзисторы в БМС страшно.

П.С. За время поездки, когда я четыре раза подряд обганял одну и туже маршрутку на остановках, она меня догнала, и мужики прямо в пасажирское окно, на скорости, начали спрашивать чё за лисапед такой. Когда ехал по тропинкам прибрежной лесополосы, то подвыпившая молодёж в плавках, с криками "Да ты охренел", провожали меня с хохотом и недоумением когда я по извилистым тропам, в горку с гулом мотора нёсся вверх по склону. Ну и других зевак наслушался пока по району батарею выкатывал. С батареей в рюкзаке оказалось вполне комфортно, раньше когда педали крутил спина потела, а сейчас вполне нормально.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

NikolayS

Эх, здорово конечно кататься летом, а я ремонтом дома занимаюсь :(

По хорошему автомат бы до ваттметра ставить, ну логичнее это. Максималка для 500Вт маловата что-то... Рюкзак под 6кг - а что не на багажник - смысл какой его тащить? Обычно попа сильно от рюкзаков устает :)
Cute-100 350Вт
10s6p NCR18650

mevial

Цитата: closer_to_sky от 15 Июнь 2011 в 17:10
Иногда высказывается мысль о "раскачке" ёмкости лития.....

Взял пару элементов:
1. 18650  элемент от ноутбучного аккумулятора DELL, новый.
2. Свежеполученный от китайцев безродный аккумулятор 18650.
3. такой же как пункт два (они шли в одной упаковке).
1 и 2 интерестны тем, что первый цикл заряд-разряд показал примерно одинаковую ёмкость - 2000ма/ч

Дальше пошли циклы - заряжаем в отдельном заряднике до 4.17 вольт и разряжаем Аймаксом (ток разряда 0.5 ампера) регистрируя полученный результат по ёмкости.

До скольки вольт разряжаете?

closer_to_sky

TRO, что то у тебя не то - напиши точные циферки по ушедшим амперам.
Я, при похожей батареи (12S 16 а/ч) так пока и не добился отключения БМС, хотя катал до 70км.
Уходит в среднем 7 ампер на 30 км

Цитата: NikolayS от 16 Июнь 2011 в 02:25
Максималка для 500Вт маловата что-то...

12S это всего 44 вольта батарея, да и МК смотря какое - есть модели и от 60 вольт не выше 35 едут.

mevial, до 3 вольт.
Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

TRO

Сначала наездил 3.8Ач. Потом пришлось батарею отстегнуть, и показания сбросились. Потом на напряжении 41.5 стал вырубать электровский контроллер (ехал рывками), при этом показания были 12Ач с хвостиком. Дальше ехал около 2км на половине ручки газа, так не вырубало, но тяга была слабенькой совсем (~200ват). По окончании этих 2х км. вырубила БМСка. Показания амперчасов глянуть не успел, но там добавился кропаль совсем. В итоге по моим прикидкем потратил не больше 16.5Ач.(из 19.6 паспортных, в которые я не верю). Наверно так мало наездил потому, что ездил специально в агресивном режиме, разгон-торможения до максималки, и горки, ветер в ушах на прямолинейных участках достал, в следующий раз одену наушники. А в общем, на этот пробег по этим амперчасам и расчитывал. Промерил вольтаж элементов, нашёл паралель по которой вырубилась БМС, на ней 3.5в, на остальных от 3.63 до 3.68. Наверно припаяю к ней пару банок от мобилки (лишний амперчас не помешает). Напоминаю, педали не крутил вообще(рзве что в обратную сторону по приколу). И ко всему у меня сборка из самых-самых дешёвых липочек.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

xaoyag

Цитата: TRO от 15 Июнь 2011 в 23:23
Собрал себе батарею из [b-b]9 чёрных котлет 4S 5.2Ач[/b-b], и дополнительно к ним [b-b]3 штуки по 4Ач[/b-b]. Конфигурация [b-b]12S[/b-b].
Засунул их все в свой фоторюкзак, он весьма плотный, они там в картонной коробочке очень плотно уместились.
Сделал на руле разъём к ваттметру и вывел туда провод из рюкзака(при падении выдёргивается, уже проверил неспециально  :D ), друзья прикалываются, вспоминают фильм Аватар.

Скажите а можно ссылочку каких котлет и где брали. :ah:
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

batiskaf

Цитата: xaoyag от 16 Июнь 2011 в 21:35
Цитата: TRO от 15 Июнь 2011 в 23:23
Собрал себе батарею из [b-b]9 чёрных котлет 4S 5.2Ач[/b-b], и дополнительно к ним [b-b]3 штуки по 4Ач[/b-b]. Конфигурация [b-b]12S[/b-b].
Засунул их все в свой фоторюкзак, он весьма плотный, они там в картонной коробочке очень плотно уместились.
Сделал на руле разъём к ваттметру и вывел туда провод из рюкзака(при падении выдёргивается, уже проверил неспециально  :D ), друзья прикалываются, вспоминают фильм Аватар.

Скажите а можно ссылочку каких котлет и где брали. :ah:
Черные не советую.
Моя конфигурация: МК 500W 16S2P липо
Максималка 50 км/ч
Клуб "Электроавтосам"/ Таврия электро, пробег 88000 км.

TRO

Цитата: batiskaf от 16 Июнь 2011 в 22:24
Цитата: xaoyag от 16 Июнь 2011 в 21:35
Цитата: TRO от 15 Июнь 2011 в 23:23
Собрал себе батарею из [b-b]9 чёрных котлет 4S 5.2Ач[/b-b], и дополнительно к ним [b-b]3 штуки по 4Ач[/b-b]. Конфигурация [b-b]12S[/b-b].
Засунул их все в свой фоторюкзак, он весьма плотный, они там в картонной коробочке очень плотно уместились.
Сделал на руле разъём к ваттметру и вывел туда провод из рюкзака(при падении выдёргивается, уже проверил неспециально  :D ), друзья прикалываются, вспоминают фильм Аватар.

Скажите а можно ссылочку каких котлет и где брали. :ah:
Черные не советую.
Правильно, я тоже не советую, тем более что с момента покупки их цена выросла вдвое. Кстати после суток отстоя без подзарядки, на всех банках стало напряжение от 3.73, до 3.75в. Т.е. элементы истощились в процессе езды ещё до того как из них вышла вся ёмкость, несмотря на конфигурацию по 4 котлеты впаралель. Кстати, когда сегодня подключал временную зарядку, закоротил случайно мнгожильным пропаянным проводком в один квадрат, штекеры на выходе батареи. Феерверк, и пары сантиметров проводка как небывало, и оплавленныё штеккер (прийдётся надфилем вернуть ему форму, потом перепаяю). БМС почемуто не сработала, наверно потому что я переманьячил и заказывал БМС на рабочие 40А(полевиков на ней дофига).

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

closer_to_sky

Могу заранее обрадовать - "чёрные котлетки" раскачиваются.
Моя подопытная после пяти циклов пошла с 4400 до 4900 ма/ч

Банки от мобилки не советую - из за разного внутреннего сопротивления на них может оказаться неподъёмная нагрузка.
К тому же никаких амперов разбаланса в котлетах не заметил - разница между самой "живой" и самой просевшей по тестам 200ма всего (сборка 3 в параллель).

Кстати эти котлетки похоже не липоли, а литий в чистом виде. Нагрузку выше 1С не держит, просаживается так же как литиевые (поэтому хорошо работают в паре с ними).
Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

hochdorf

Можно ли заряжать lipo параллельно?
Тут: http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=15237
продаётся сплиттер 1->6.
Можно заряжать 6 аккумуляторов одной заряжалкой.
Что будет, если подключить аккумуляторы с разным напряжением ячеек?
Как я понимаю, если нет защиты, то будет лавинообразное перетекание заряда из одной ячейки в другую и возможно взрыв.
Есть ли защита от этого в данном сплиттере?
По моему простейшая защита это резистор. Он конечно замедлит скорость зарядки, но и предовратит лавинообразное перетекание заряда из одной ячейки в другую.

yokneamcity

Цитата: hochdorf от 22 Июнь 2011 в 01:00
Можно ли заряжать lipo параллельно?
Тут: http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=15237
продаётся сплиттер 1->6.
Можно заряжать 6 аккумуляторов одной заряжалкой.
Что будет, если подключить аккумуляторы с разным напряжением ячеек?
Как я понимаю, если нет защиты, то будет лавинообразное перетекание заряда из одной ячейки в другую и возможно взрыв.
Есть ли защита от этого в данном сплиттере?
По моему простейшая защита это резистор. Он конечно замедлит скорость зарядки, но и предовратит лавинообразное перетекание заряда из одной ячейки в другую.
Правильно понимаете,будет ба-бах :bm:
Резистор вам надо ватт так на 100
А защиты там никакой.

илс

Цитата: hochdorf от 22 Июнь 2011 в 01:00
Можно ли заряжать lipo параллельно?
Тут: http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=15237
продаётся сплиттер 1->6.
Можно заряжать 6 аккумуляторов одной заряжалкой.

Заряжать одновременно сборки липо, соединенные параллельно можно, но их напряжение (и желательно емкость) должны быть одинаковыми.
Чтобы избежать больших токов перетекания при подключении - следует выровнять потенциал всех ячеек перед подключением.
В простейшем случае - разрядить до установленного уровня. Можно и зарядить по отдельности, а потом разряжать при последовательном соединении.

А вообще это тупиковый путь. От постоянной перекоммутации у вас со временем начнут пропадать контакты в разъемах, а про затраченное время я даже не говорю :(
Заряжайте последовательно - это гораздо проще. Я обычно заряжаю 21S, вчера попробовал 25S, а в планах перестроить зарядник на одновременный заряд 29S,.... главное не увлекаться большими токами зарядки :)   

mevial

Цитата: ilyukhs от 22 Июнь 2011 в 11:04
Я обычно заряжаю 21S, вчера попробовал 25S, а в планах перестроить зарядник на одновременный заряд 29S,.... главное не увлекаться большими токами зарядки :)   
Когда в планах переход на 120S и питание от контактной сети? :)