avatar_DED

Проект гусеничного самоката/буксировщика

Автор DED, 06 Окт. 2019 в 17:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Александр CRV

Я подтверждаю - шпилька м12 плохое решение. У меня ломались они под нагрузкой.
Моторчик 500ват сломал шпильку. Шпилька это поврежденный прут.  Если будут ударные нагрузки то большие шансы сломать.


Электрикер

Цитата: DED от 19 Март 2020 в 22:46С другой стороны гуси стоят опорные ролики.  Они исключают поперечные перекосы гуси.
Насколько я рассмотрел по фото, натяг гуси общий для всего блока роликов и звёзд.  Т.е. правая и левая стороны гуси имеют пусть небольшой, но все же разный натяг.  Может быть это действительно не критично.

Цитата: DED от 19 Март 2020 в 22:46И то это перестраховка. На танкетке "Маугли" без них с промежуточными опорными звездочками гуся не закручивается
Так в Маугли две гуси, а у вас одна.

DED

Честно скажу - не знаю как ЭТО себя поведет, и где всплывут засады. Проект поисково-экспериментальный.

Болты М12 длиной 80мм, на которых стоят звезды погнуть в данном конструктиве просто нереально.
Скорее можно было опасаться деформации дюралевого профиля в котором они стоят. Поэтому для прочности я использовал  двойной прямоугольный  профиль - в 65х25 вставлен еще один 50х20. Плюс  к этому внутри внутреннего профиля на самих болтах М12 стоит распорный отрезок трубы, чтоб не деформировать профили при затяжке гаек.

Гуся очень упругая на скручивание. Особенно при нормальном натяге. Тем не менее, при поворотах позволяет немного подгибать край гуси  и  заваливать аппарат в сторону поворота. Гуся работает не на боковой срыв, как в танкетке, а как покрышка колеса.
Тут многое будет зависеть от навыков и координации ездока. Без навыков будет несравнимо сложнее управляться на виражах по сравнению с традиционными транспортными средствами. Не получится, чтоб любой сразу сел и поехал.
Но проект изначально задумывался как скоростной, прикольный и драйвовый.  Традиционные покатушки на одно, двух, трех и четырех колесных вариантах уже наскучили.

DED

Ужасно обидно - все полностью  закончил кроме ручки газа. Она уже пришла на почту в Москве, но я наглухо застрял на даче. По крайней мере еще на карантинную  неделю.
Зато эта задержка дала возможность устранить всякие "мелочи",  на которые обычно не хватает времени.
В первую очередь сделал "кОзлы" для вывешивания аппарата для холостых прогонов и настройки вращения гуси.
Кроме того, всякие там защитные кронштейны на случай падений на бок.
А также по советам бывалых дополнительно поставил большую аварийную кнопку глушения мотора на спинку сиденья. На случай, если ездок растеряется при заклинивании заслонки газа.




Ну, и самое главное. При моделировании техники катания и управления изначально искалось место установки стационарных подножек. Предполагалась езда с периодическим переносом на них ног.
Но после всяческих доступных проб и экспериментов сам собой напросился вариант постоянного скольжения ногами по насту,  динамического переноса на них веса по мере необходимости и даже периодического подтормаживания при маневрировании.

Звучит мудрено и настораживающе, но на практике все не так сложно. Сложнее оказалось отказаться от привычных стереотипов в голове. Только потребуется одевать на ботинки (валенки, чопперы) небольшие специальные мини лыжи.


DED

#166
Мой экспериментальный монотрак сейчас в версии с  ДВС, но переход на электро тягу при необходимости может быть быстро осуществлен заменой движка на электро мотор с аккумулятором.
Сейчас хотелось бы поделиться результатами первых прогонов концепции папелаца на снегу.


Были вопросы, как им управлять без поворотной лыжи?  Оказалось, что управлять виражами за счет переноса центра тяжести тела и опоры (торможения) ногами вполне реально после небольшой тренировки. Но только по снежному насту, никаких веток и пеньков - иначе можно поломаться. Только покатушки-развлекушки.
Но выявилась принципиальная засада, присущая любому гусеничному варианту - отсутствие наката у гусеницы и моментальная остановка хода при сбросе газа. Даже на небольшой скорости есть риск перелететь через руль.  Кувырок при трогании менее реален, так как при ограниченной мощности движка разгон идет более плавно.
Именно это очень затрудняет управление аппаратом. Как ни крути, но без опорной передней лыжи никак не обойтись. Придется возвращаться к классической схеме снегохода. Благо я изначально заложил в конструктив переднюю стойку с регулируемым наклоном. Сиденье надо немного сместить вперед для распределения веса между гусей и лыжей. Подножек не будет, ноги по-прежнему останутся в работе. Так гораздо драйвовее.
Сейчас вес монотрака с заправленным бачком 27кг. С передней опорно-поворотной лыжей общий вес будет около 30кг. Без проблем помещается в любой легковой багажник.

AlexS4

Цитата: DED от 06 Дек. 2020 в 20:28отсутствие наката у гусеницы и моментальная остановка хода при сбросе газа.
а если какуйнить обгонную муфту вроде бендикса стартерного поставить на ведущую ось гуси? вроде должно быть несложно, цепную звезду можно прямо на корпус бендикса наварить или наоборот между осью и звездой гуси.   как колесная конечно не покатится но всетаки...)

DED

Даже если гуся будет на холостом ходу без каких либо муфт, цепной передачи и пр., для ее вращения в режиме наката требуется "подкачка" энергией.  Не поможет минимальное натяжение гуси. Все равно нужна энергия на загиб/разгиб тела гуси. На глазок в моем варианте эдак ватт 150-200. Это чисто непроизводительные "гусевые" расходы.
Увы, обгонная муфта ничего не даст.

AlexS4

#169
наверное да, в тяжелых просто это менее заметно за счет приличной инерции и передних лыж мешающих клевать.

тогда каойнить демпфер на троссик газа со стороны мотора чтоб плавно отпускал(забирал троссик обратно), мож мебельный доводчик каконить))
и отдельный рычажек+троссик которые сжимают этот демпфер насильственно для торможения.

DED

Делать механическую систему автоматического натяжения тросика газа крайне ненадежно.
Для регулировки газа в ДВС варианте хорошо подходит обычная серва от RC моделей. Достаточно усилия в пару кг на валу.  А вот управлять ею при помощи электроники и ручки газа от электро транспорта.  В этом случае управление гусеничным вариантом независимо от варианта исполнения (ДВС или электро) становится одинаковым, чтобы обеспечить режим наката гуси.  Вернее "псевдо наката".
То есть, управлять гусей, чтобы она вела себя как колесо в электро велосипеде или скутере при сбросе газа - плавно сбрасывала скорость вращения при пассивном накате. Для этого надо плавно уменьшать обороты гуси при сбросе газа, но резко набирать при форсаже.
Торможение будет осуществляться остановом гуси, лучше не придумать. Для этого на ручке газа должна быть дополнительная кнопка тормоза.

В своей версии монотрака пришлось ввести в конструкцию дополнительную опорно-рулевую переднюю лыжу.
Ее основное значение - устранение клевков вперед при сбросе газа. Руление ею неэффективно и лишь вспомогательно, и по прежнему осуществляется телом и ногами.

В транспортном положении передняя стойка складывается, как в самокате.

AS2

[user]DED[/user], да просто на дроссель ставят демпфер, что-бы газ резко не скидывался. На дизельных авто такое встречается. (ну на крайняк в магнитофоных на выброс кассеты были варианты пневмо, были гидронаполненные) :) )

AlexS4

да, мне тож кажется что электрическая сервомашинка c питанием и кучей проводов не намного надежнее зимой чем троссик с демпфером, но конечно зависит от конкретной реализации)


а испытания уже были?
Спойлер
зы свиду она сейчас до первой кочки а дальше вместе с рулем  останется вмятой в след гусянки ))   но хз.
стойку лыжи мож не фиксировать, при клевке автоматом будет выбрасываться шасси))).  ещеб наклончик у трубы сделать и подпружинить лыжу чуток с ходом ~100..200mm чтоб она почти не отрывалась от снега. 


DED

#173
Испытания провожу  по мере возможности (присутствия испытателей зятя и внука).

Увы, концепция управления наклонами, балансом и ногами на практике оказалась не так хороша, как хотелось бы. Особенно для подростка. Езда смахивает на родео. Аппарат получился легкий и мощный, и не прощает небрежностей в управлении. Выскакивает из под седока при малейшем переборе газа, либо крутит на месте при лишнем наклоне. Драйва оказалось больше, чем предполагалось. Явно не по зубам подростку.

Мощности ДВС 3кВт с узкой гусей хватает для преодоления снежных сугробов и рыхляка. Это если управляет подросток. Со взрослым по рыхляку едет медленнее, больше зарывается и режет сугроб с большим шлейфом снега за кормой.



Буду мудрить дальше.

DED

#174
До новогодних праздников все раздумывал, по какому пути идти дальше - мотособака или обычный устойчивый снегоход? После праздников  решил и то, и другое в одном флаконе.
Решил сделать мотособаку с быстро устанавливаемыми/снимаемыми рулевыми лыжами. "Набросал" макетный вариант. Все на болтиках из дюраля и фанерок. Никакой сварки и токарки.  Вес переднего рулевого блока в сборе 6кг.
Вставляется в мотособаку в дюралевые профили и фиксируется парой "барашков".
Сборка занимает меньше минуты. Удобно при перевозке. Вес собранного снегохода 33кг.
Увы, допустил ошибку. Поставил на каждую из лыж свой длинно ходовой амортизатор.
Получилось мягко, но неустойчиво. Зачем ставил? С узкой гусей да еще на  рыхлом снегу они только во вред. 
Лыжки использую детские но усиленные профилями сверху, и дополнительными дюралевыми полозьями снизу.  Для лучшего сцепления со снегом.

Подправил переднюю часть. Убрал никому не нужные амортизаторы. Наконец добился устойчивости.
Понравилась возможность изменять длину (базу) снегохода. Под разные габариты седока и желаемый стиль езды.


Конструкцию с внуком окрестили "Metallica" за брутально-заклепочный внешний вид.

Вот аналогичный вариант https://www.youtube.com/watch?v=SfDMOYWWLQU&feature=emb_logo


Электрикер

Цитата: DED от 20 Дек. 2020 в 15:57Увы, концепция управления наклонами, балансом и ногами на практике оказалась не так хороша, как хотелось бы
ДЕД, а может попробуйте вашу гусю перевернуть? Устойчивости добавиться, и эфект "неволяшки" уйдет.

DED

В смысле, перевернуть наизнанку?  Тогда зачем гуся?
Пропадет проходимость, начнет буксовать на месте.
Да и отказался я от концепции балансного управления.


edw123

Цитата: DED от 09 Янв. 2021 в 10:57
Да и отказался я от концепции балансного управления.
А нет видеоролика такой поездки? Интересно взглянуть.

DED

Эти прыжки по несколько метров с крутыми виражами на месте и выкидыванием из седла никак не назовешь поездкой. Скорее родео. Даже стыдно было снимать на видео. Мелкому от греха так и не  разрешили пробовать.
Увы, оказался не прав с балансным управлением.

edw123

Цитата: DED от 09 Янв. 2021 в 13:00
Эти прыжки по несколько метров с крутыми виражами на месте и выкидыванием из седла никак не назовешь поездкой. Скорее родео. Даже стыдно было снимать на видео. Мелкому от греха так и не  разрешили пробовать.
Увы, оказался не прав с балансным управлением.
Поэтому и интересно B-) Вы же вроде писали, что после тренировок вполне осваиваемо. Вот и взглянуть бы... Есть просто у личные идеи, либо плюнуть, либо додумывать... Лишний аргумент пригодится всегда.