avatar_Slider

Безопасность литиевых аккумуляторов

Автор Slider, 08 Окт. 2019 в 14:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Slider

Все чаще приходят новости о возгорании транспортных средств (ТС), снабжённых литиевыми аккумуляторами. Поэтому рассмотрим основные причины и факторы, способствующие их возгоранию, и меры по их предотвращению.

1) Механические повреждения. Старайтесь размещать сборки аккумуляторов в крепком корпусе (лучше всего металлическом), а также проверять надёжность фиксации элементов акума внутри сборки и самого корпуса. Не рекомендуется использовать всякие легко возгораемые "пенки" и другие полимерные материалы, дающие много опасного дыма. В крайнем случае в качестве прокладок лучше использовать резину в небольшом количестве. При подозрении в том, что акум мог получить механические повреждения (в результате падений, дтп и прочего) - обязательно разбирать и проверять на наличие таких повреждений. При наличии таких повреждений необходимо заменить  повреждённые элементы, до замены отказавшись от эксплуатации такого аккумулятора.

2) Коррозия. Старайтесь делать корпуса аккумуляторов достаточно герметичными, так как сочетание воды и тока способствуют быстрой коррозии как самих элементов, так и соединительных проводов, что может привести к КЗ, а следовательно и возгоранию. При малейшем подозрении на "залив" акума осмотрите сборку. Если есть малейшие следы воды, просушите аккумулятор, возможно даже разобрав (освободив при этом от термоусадки, если такая есть, и затем поставив новую).

3) Неисправность БМС или её отсутствие. Несмотря на все заверения, эксплуатация без БМС аккумуляторов настоятельно не рекомендуется. Даже если отсутствует функция балансировки, как минимум должна присутствовать функция отключения аккумулятора по превышению верхнего или нижнего порога заряда/разряда. Контролировать работоспособность БМС достаточно сложно, но при малейших подозрениях обратитесь к специалистам.

4) Короткое замыкание (КЗ) проводки. Проверяйте целостность проводки и надёжность соединений. Проверяйте надежность фиксации проводов внутри вашего ТС и все подозрительные места, где они могут перетираться. Используйте плавкие предохранители или автоматы.

5) Неисправность зарядного устройства (ЗУ) или использование ЗУ на не подходящее напряжение. Проверяйте что напряжение вашего ЗУ соответствует напряжению сборки вашего аккумулятора. Для этого можно использовать обычный тестер. Для ли-он аккумуляторов со средней точкой в 36 в (10s) максимальное напряжение заряда (напряжение ЗУ) - 42 в. Для 48 в акума (13s) - 54,6 в. Для других типов сборок нужно умножить количество последовательных элементов (s) на верхнюю границу напряжения элемента - 4,2 в для ли-он (LIOn). Для лифера (литий-железо-полимер, LiFePo4) данный порог меньше, поэтому нельзя использовать ли-он зарядки для лифера (как и наоборот, это не так опасно, но не рекомендуется). Также ЗУ должно поддерживать режим cc/cv. Если есть подозрения на неправильную работоспособность ЗУ - обратитесь к специалистам, или замените его. Не оставляйте на долгое время процесс заряда без присмотра. Если есть возможность - купите "умную" розетку с отключением по таймеру. Время отключения можно вычислить поделив ёмкость вашего акума в ампер часах (ач) на ток заряда вашего ЗУ (на нем должен быть указан), с некоторым запасом, учитывая режим cc/cv и балансировку. Старайтесь заряжать ваше ТС в местах, не захламлёнными легко возгораемыми предметами.

Я надеюсь, что выполнение данных рекомендаций привнесёт большую безопасность в ваши дома, и эксплуатация ваших ТС будет приносить только радость, а не огорчения.

PS. Если что забыл или упустил - дополнения и разумная критика приветствуется
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Stanislavchik

[user]Slider[/user],
Я бы заряжал в нежилом проветриваемом помещении, на балконе к примеру. Горение батарей связано с большим выделением газов. Уже зафиксирован смертельный случай смерти.

Периодическая диагностика батарей, особенно баночных.

Последние случаи горения батарей на самокатах сопровождающиеся взрывами, 3 случая, сопровождаемые вылетом стёкол, а в одном случае вылетом двери, намекают на необходимость возможности извлечения батарей из герметичных, плотно закрытых объёмов.

кмк  :ah:
Кастом нельзя закончить, только остановить. https://electrotransport.ru/index.php?topic=52641.0

alayf78

из всего перечисленного в рекомендациях практически ни один не годится для простого пользователя,не разбирающегося в технических подробностях устройств.
то есть девушка купившая самокат в качестве гаджета в любом случае рано или поздно обречена сгореть. потому что она не будет проверять работает ли у нее в батарее бмс,не перетерлись ли где провода,не попала ли вода в батрею и тд. и пока будет такое положение вещей ситуация не изменится.

батареи не должны гореть при любых обстоятельствах, ни в воде,ни без бмс ни при кз. пока этого не будет-не будет безопасности...
Скорость,Дальность,Дизайн,Цена. Выбери только три

Slider

Ну это советы для тех кто немного разбирается или хочет разобраться в электротранспорте (ЭТ). Для всех остальных при малейших подозрениях неправильности работы, типа слишком быстро разряжается, заряжается, или наоборот долго заряжается, внезапно отключается, настоятельно рекомендуется обратиться к специалистам отправив транспорт на диагностику. И средства индивидуальной мобильности, как их сейчас стали называть, как и любые другие транспортные средства, требуют регулярного технического обслуживания (ТО), хотя бы раз-два в год (сезон). Не стоит об этом забывать.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

gdfgdgd

БМС не обязательна, если есть что-то, что заменяет её функции. Например умная зарядка для заряда акб и пищалка липо в сочетании с предохранителем для подключения нагрузки. А в остальном согласен.
Xofo 350 Вт 14Т, Infineon 6FET, CycleAnalyst 2.4, Li-Ion Samsung 35E 12S3Р, Li-Ion Tesla M3 13S2P

tmiaer

Цитата: gdfgdgd от 11 Окт. 2019 в 04:32
БМС не обязательна, если есть что-то, что заменяет её функции. Например умная зарядка для заряда акб и пищалка липо в сочетании с предохранителем для подключения нагрузки. А в остальном согласен.
Были тут уже любители пищалок, темы "сгорела квартира" найти не составит труда.


[user]alayf78[/user], абсолютной безопасности не бывает. Вопрос приемлемого уровня. Даже с текущими аккумуляторами его можно добиться. В китайских же самокатах сделано всё, чтобы они рано или поздно загорелись. Я не особый сторонник всяких запретов, но здесь именно тот случай, когда только жёсткий контроль за импортом и продажей литий-содержащих устройств, с требованием обязательной сертификации по безопасности может решить проблему...

PeaceHaver

Активная безопасность - это хорошо, но самоспас, огнетушитель и противопожарное полотно упомянуть всяко стоит. Хороший такой набор по цене не дороже батареи, но спокойствия прибавить должен. И держать форточки широко открытыми, чтобы стравливалось избыточное давление, когда лупанёт - тоже хороший совет. И не заряжать рядом со входной дверью, если нет возможности выпригнуть в окно без вреда для тушки.

И, да, регулярное ТО с проверкой всех элементов поячеечно и их подтяжкой. И зарядку отключать не сразу, как жужжать перестанет, а держать ещё несколько часов для балансировки параллелей, потому что какое там БМС стоит и какими токами она балансирует - зачастую неизвестно никому.

Ну, и про правильное хранение в межсезонье, для тех, кто не отбитый. Что надо полуразряженную батарею держать в холоде. И какие там ещё требования вспомнить тяжело. Ну, и главное - не брать пакеты, и не экономить на банках, чтобы они были качественные и с клапаном. Потому что мнимая экономия - это, собственно, то, что подводит. А по факту выходит экономия на здоровье.

Татос

Куда правильнее подключить автомат, между АКБ и BMS или между BMS и контроллером?
Ром? Джин? Сэр, я на службе . Ясно, значит Виски.

gdfgdgd

Конечно между АКБ и БМС, как самым слабым звеном цепи.
Xofo 350 Вт 14Т, Infineon 6FET, CycleAnalyst 2.4, Li-Ion Samsung 35E 12S3Р, Li-Ion Tesla M3 13S2P

muxomor

Добрый вечер ,  подскажите пж  какой автомат мне нужно использовать? :ah: батарея  48в 32ач  контролер 12фет инфинион мотор 1,5кв  заранее благодарен

Slider

В связи с последними событиями, появилась еще одна рекомендация: заряжайте ваше ТС в хорошо проветриваемых помещениях.
При обнаружении странных запахов от ТС не ставить на зарядку и настоятельно рекомендуется отправить его на ТО/диагностику.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

PeaceHaver

Цитата: Slider от 27 Фев. 2020 в 13:12
В связи с последними событиями, появилась еще одна рекомендация: заряжайте ваше ТС в хорошо проветриваемых помещениях.
При обнаружении странных запахов от ТС не ставить на зарядку и настоятельно рекомендуется отправить его на ТО/диагностику.
В связи с ним же рекомендуется, если дверь всё же не вынесло, купить самоспас, чтобы дышать в дыму, а также противопожарное полотно, чтобы накрыть открытый огонь. Я вот заказал феникс-2 и пп-1000.

sky-d

Можно ли лифер LiFePo4  призматический (кирпич)  эксплуатировать лежа?

zedmen

Добрый день коллеги ! Давно не писал на форуме  :-) В тему пожарной безопасности, могу добавить свои выводы.
С 2008 года в теме, в эксплуатации были несколько акб собранных на продажу и себе.
Себе собирал из аккумуляторов sony химии литий марганец, проблем с ними в процессе эксплуатации не было.
Первый акб прожил 5 лет, второму уже 6-ть лет и все еще его использую.
Вольтаж текущего 36 вольт, 10S8P емкость 860 Вч. Бмс не использую, если нужно балансировать, то есть отдельно балансир. Мониторю состояние ячеек через целлоги.
Первоначальный вариант размещения акб был в раме велосипеда, но позже отказался от этого в пользу переносного, рюкзачного варианта. До сих пор так езжу.
Итог: акб в целости и сохранности, тряска его не убивает. Да и на мой взгляд, экономия денег на покупки аккумулятора, в итоге и приводит к печальным последствиям. Бмс не могу доверять, был уже случай у меня, когда дорогая бмс подвела, начала высаживать  одну из ячеек ниже других, сборка была на 16S1P, но то была сборка для знакомого.
Заметил, что сониковские элементы сами по себе умирают тихо, без шума, просто уходят почти в ноль вольт.
Donor: MeridaHARDY3, Motor:MAC 8T, Battery: Panasonic NCR21700A 10S,6P 42V, 2 pieces (2140 w/h) and 10S,8P 42V, Sony (858 w/h), Controller: Infineon LYEN edition 206, 4110, Max. speed: 51 km/h 
Donor: HUDORA Big Wheel AIR 205, Motor:  AD-hub motor 250W, Battery: 10S8P, Sony, LiMn2O4, Controller: Infineon306, 4110,  Speed: 32 km/h