Восстановление АКБ малыми токами по версии Branimir

Автор Branimir, 11 Окт. 2019 в 17:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Vedroslav


audivw

Приветствую, коллеги.
Сначала коротко опишу ситуацию. Есть большое количество автомобильных АКБ AGM, с паспортной емкостью от 70 до 110 Ач, и довольно свежих по году выпуска (2018-2020), но в силу естественных причин, высажены до 0, и простояли в таком состоянии, неизвестное время. Речь идёт об АКБ с автомобилей BMW, купленных на аукционах США. Битые или утопленники, не суть..

На входе, как правило имею околонулевой потенциал на клеммах. Хороший случай, если 1 Вольт.

Изначально, пробовал заряжать такие АКБ стандартной зарядкой, рекомендованной BMW, где нет ограничения по току. Точнее, физическое ограничение самой зарядки, в 110 А. Напряжение при этом стабилизированное, выставил в 14.5 В

Как вели себя такие АКБ: некоторое время - иногда сутки, а то и больше, вообще не проявляли никакой жизни. Ток заряда - 0 А. Затем ток плавно начинает расти, процесс разгоняется, в АКБ скармливается какое то количество Ач (зарядка со счетчиком), но финиш как правило, был неудовлетворительный. 7 из 10 таких батареек, выбрасывал на помойку, после этих попыток зарядки. Бесконечно долго стоят, жрут 5А, которое рассеивается в тепло, более 40 градусов.

Ознакомился с методом Бранимира. Осмыслил. И впервые в жизни, начал срывать наклейки и откручивать крышки на банках, на AGM. С целью проверять влажность матов.
Почти во всех подопытных АКБ, маты были сухие. В какие-то, было достаточно 100 грамм на всю батарейку, но некоторым и 500 грамм дистиллята требовалось. Куда делась вода, понять не могу, до сих пор. Автомобили довольно свежие, и проблем по перезаряду с сопровождающим "кипением" и выбрасыванием через клапан водорода - нет.
Просто пока путешествовали с одного континента на другой (около полугода), батарейка села в ноль. Но куда ушла вода - загадка.

Над чем пытаюсь экспериментировать сейчас, и какие практические выводы:
1. Добавляю воды, обильно. Чтобы полностью покрывала маты. Это даже не блеск, а скорее 0.1 мм выше матов.
2. Даю отстояться, сутки.
3. Ставлю на зарядку с ограничением по току в 1А (для любой батарейки, по ёмкости), и напряжением в 14,7 В. Терпеливо жду завершения процесса, с наблюдением за токами в конце зарядки.

Результат пока получается довольно кучным. Уже восьмая по счету ПОДРЯД батарейка, выходит на финиш при 14,7 В кормления "пипеточным" методом в 1А, на ток в конце заряда, около ноля (0,1-0,2% от паспортной емкости). Результат, радует  :wow:  Т.е. метод работает. (на зарядке без ограничения с токами - я выбрасывал 80% АКБ в помойку)
Но вторая стадия (CV=16,2-16,3v) идет не по плану. Даю 2А ограничения по току, и 16.3 V по напряжению, но редко какая батарейка выйдет даже на 16 V.
Просто стоят, и кипят активно. Какая на 15,8 V, какая на 16 V

Коллега, Бранимир.. моей квалификации явно не хватает, для осмысления процессов в АКБ AGM, которые были просажены почти в ноль, и находились в таком состоянии довольно долгое время. Прошу совета, или комментариев.





Branimir

Цитата: audivw от 26 Июль 2023 в 21:11Прошу совета, или комментариев.
Имеет смысл такие АКБ держать при Umax=14,4-14,7v очень долго (хорошо для понимания состояния банок иметь побаночный замер U при этом в процессе заряда).
Если побаночное U приблизительно равно 2,4-2,45v или разбег не более 0,02v
то дозаряд повышенным особо не требуется (для контроля требуется замер плотности сверху матов и замер НРЦ после отстоя более 2 суток ---> что позволит понять степень расслоения электролита по высоте и насколько удалось устранить сульфатацию низа пластин, где обычно скапливается риск роста тока утечек из-за возникающих полуКЗ пластин).
Если же разбег более серьезный, то логично ставить на дозаряд  длительно (более 4-6 суток) при токе 1% без ограничения Umax (и t<+25гр С при избыточной влажности матов сверху, т.е. явная лужа сверху ---> т.о. сбудет сообщено более 1-1,5С емкости перезарядом для выравнивания банок и более равномерного заряда поверхности пластин и их десульфатации) ---> Umax может при этом не подниматься выше 15,6-15,9v и это нормально.

Разбег по банкам более 0,02v при заряде Umax=14,4-14,7v (а также очаговый нагрев в банках с более низким Umax может свидетельствовать о наличии повышенного тока утечки, который может возникать в т.ч. и из-за неравномерных наростов сульфатов и/или даже повреждении намазок отдельных пластин ---> может помочь 2-3 КТЦ в полным зарядом и выравниванием (что требует очень много времени!!! ---> что оправданно лишь для себя ЛЮБИМОГО...)


krufel

#8751
Цитата: audivw от 26 Июль 2023 в 21:11Приветствую, коллеги.
Сначала коротко опишу ситуацию. Есть большое количество автомобильных АКБ AGM, с паспортной емкостью от 70 до 110 Ач, и довольно свежих по году выпуска (2018-2020), но в силу естественных причин, высажены до 0, и простояли в таком состоянии, неизвестное время. Речь идёт об АКБ с автомобилей BMW, купленных на аукционах США. Битые или утопленники, не суть..

Хех, ну, прям, коллега, так коллега.)
У нас таких америкосов в Питере пруд пруди. Агм-ы в них на каждом втором захудалом авто, и ....Бранимир с ними небезуспешно справляется. Будьте просто последовательны процессу.

KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.

UDAV

Цитата: audivw от 26 Июль 2023 в 21:11Приветствую, коллеги.

Почти во всех подопытных АКБ, маты были сухие. В какие-то, было достаточно 100 грамм на всю батарейку, но некоторым и 500 грамм дистиллята требовалось. Куда делась вода, понять не могу, до сих пор. Автомобили довольно свежие, и проблем по перезаряду с сопровождающим "кипением" и выбрасыванием через клапан водорода - нет.
Просто пока путешествовали с одного континента на другой (около полугода), батарейка села в ноль. Но куда ушла вода - загадка.


Вода никуда не девалась.  Ее там изначально с завода самый минимум.    Дабы плотность была по выше и НРЦ по больше и температура замерзания соответственно, вендор же не знает в каком климатическом поясе вы будете эксплуатировать батарею и задирает плотность дабы не разморозилась.      Я пару раз не поленился вскрыл новые с завода АКБ - долил воды - тоже влезло прилично до блеска.   После чего  АКБ  работали  ничуть не хуже чем их не вскрытые собратья, однако они не подвергались переохлаждению.   Идея снижать плотность где то за полярным кругом не самая лучшая на самом деле. 
Подпись ;)

krufel

"Вода никуда не девалась".

Угу, а клапаны тогда для чего? Стравливать невесомый газ?)

Сохнут они на ура, особенно в подкапотке.
KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.

Winter4x4

Цитата: krufel от 27 Июль 2023 в 09:12Сохнут они на ура,
кроме того, как сохнут - так они еще и с завода сухие, как показывает практика  :pardon:

krufel

С завода они правильные. Полусохлые)
KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.

Cyberpapa

Цитата: UDAV от 27 Июль 2023 в 07:14Я пару раз не поленился вскрыл новые с завода АКБ - долил воды - тоже влезло прилично до блеска.
Надо бы поделится своим опытом с технологами заводов производящих AGM батареи. Они ведь глупые, не учитывают советов гаражно-диванных специалистов, не знают какое количество пор стекломатов должны быть свободны от электролита,... Лучше же нахренячить водицы под сами клапана, либо приколхозить дополнительный бак с водицей, как у верблюда, дабы запаса воды хватило на весь срок службы батареи. )

audivw

Разумеется, меня тоже интересовал вопрос, как должны выглядеть маты, в новых или по крайней мере, не пострадавших батарейках.

Повторю, речь идет про оригинальные батарейки, которые устанавливает BMW с завода. Они бывают разных производителей, поэтому для чистоты эксперимента, я искал именно такую же батарейку, в которую вошло накануне 800 мл дистиллята, чтобы маты визуально увлажнились.
Это была батарея 105 Ач, производства фирмы Seabang.

И нашёл. На годовалом иксе пятом, который еще даже на гарантии. С позволения владельца, аккуратно отклеил наклейки, открутил пробки, и заглянул под них.
Маты были влажными. В эту батарею, даже 100 мл дистиллята, было бы уже выше матов.

В подтверждение наблюдений за этим моментом, сообщу следующее. Открутил пробки с целью добавления дистиллята, уже пожалуй на четырёх десятках АКБ. В какие то вообще добавлять почти ничего не пришлось, а в какие то по литру вливалось. При этом, производитель один и тот же.

krufel

Большую роль играет место расположения АКБ. Уже говорил, что подкапотный сохнут куда больше, чем ты которые в багажнике или под сидушкой в салоне. Поскольку у меня есть доступ и к новым АКБ, вскрывал не раз и новые. Добавить туда ещё 20-60мл можно, но...при заряде уровень повышается и глянец матов превращается уже в лужу над ними.
Но! Мы получали новые Агм от Атласа и Эксайда с уровнем электролита порядка 5мм над матами, оба производителя сообщили, что это не брак.
Так что ещё вопрос, какая влажность должна быть.
И по Себангу на х3 они, кста, сохнут немного меньше, чем оригинальные Варты и Истпенны на х5 и х6. Просто мое наблюдение
KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.

audivw

Цитата: Branimir от 26 Июль 2023 в 21:51Разбег по банкам более 0,02v при заряде Umax=14,4-14,7v (а также очаговый нагрев в банках с более низким Umax может свидетельствовать о наличии повышенного тока утечки, который может возникать в т.ч. и из-за неравномерных наростов сульфатов и/или даже повреждении намазок отдельных пластин ---> может помочь 2-3 КТЦ в полным зарядом и выравниванием (что требует очень много времени!!! ---> что оправданно лишь для себя ЛЮБИМОГО...)



Побаночно еще не делал измерений U, наверняка до этого еще дойду.  :-)

С этими трупами, высаженными до нуля, пытаюсь собирать статистику по следующим критериям (кормлю их нынче всех, одним Ампером):
 
1. Как быстро начинают принимать заряд. Тут зависимость прямая, чем быстрее пошёл ток заряда, тем больше шансов. Если стоит двое суток(и более) под напряжением, и только потом вяло начинает раскачиваться, шансы на здоровье этого АКБ - не очень велики.
2. Как низко падает U в процессе, при ограничении I одним Ампером. Чем ниже упало в процессе такой зарядки напряжение, тем выше шансы на восстановление такого АКБ.
3. Сколько Ач отдает устройство в процессе зарядки (для таких батареек, хорошо когда как минимум двойная емкость отдана)
4. На какое U выходят на финише, и с каким I. (при ограничении U=14.7V)

Вот прямо сейчас, наблюдаю картину - 80Ач батарейка, стартанула в зарядку довольно быстро (через два часа достигла ограничения по току 1А), и напряжение спустя сутки, просело хорошо (до 10,1 В), Ач (по счетчику зарядки) отдало почти 120, и в конце зависла на напряжении 13,41V при 1А кормежки.
Поднимать ток - очевидно пойдет в нагрев, батарейка.

Бранимир, Ваше мнение? их на мусор, или попробовать три медленных КТЦ?



krufel

Блин, было бы поближе, забрал бы весь мусор)
KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.

Branimir

Цитата: audivw от 29 Июль 2023 в 22:03Бранимир, Ваше мнение?
Мало данных.
Такие образцы я обычно ставлю под ток 1-1,5% без ограничения Umax (до 32v) пока не начнут брать выставленный ток с падением U (ниже 12v)
и с последующим плавным подъемом U, т.е. зарядом (важно, чтобы маты сверху были влажными и пробки приоткрыты).
Практика показывает, что такие образцы требуют  заливки более 3-4С.
Важными показателями является рост плотности в банках сверху и разбег по Umax в банках после достижения 14,4-14,7v
(при сильном разбеге побаночного U имеет смысл сразу снять ограничение по Umax, при токе 1-1,5% не допуская нагрева)
Если разбег сохраняется даже после залива 4С (не забывать доливать до избыточной влажности сверху!!!), то вероятно имеется повышенная утечка тока в банке, отстающей по U.
Размер этого тока утечки обычно связан с различием U этой банки по отношению к остальным и может служить индикатором "мусорности"
(т.к. при наличии явного локального нагрева КТЦ спасает лишь 1 из ~7)

slav

Цитата: Cyberpapa от 28 Июль 2023 в 12:05Они ведь глупые, не учитывают советов гаражно-диванных специалистов, не знают какое количество пор стекломатов должны быть свободны от электролита,...

Но могут быть заинтересованы в быстром высыхании аккумулятора , дабы продать поболее .  :mus:

krufel

Теория заговора очередная)
Они льют ровно столько , сколько указано в технологических картах на производстве.
И если бы Лили меньше специально, то путь на конвейеры автозаводов был бы закрыт, господин заговорщик)
KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.

Cyberpapa

Цитата: krufel от 28 Июль 2023 в 23:11Мы получали новые Агм от Атласа и Эксайда с уровнем электролита порядка 5мм над матами, оба производителя сообщили, что это не брак.
При избыточном кол-ве электролита в AGM батареях происходит сравнительно быстрая потеря воды...
Женя, ты измерял плотность электролита, когда при эксплуатации батареи заполнение пор жидкостью стало нормальным ? 

Cyberpapa

Цитата: slav от 30 Июль 2023 в 07:25Но могут быть заинтересованы в быстром высыхании аккумулятора , дабы продать поболее .
Ни один производитель АКБ не стремится сделать батарею хуже, ибо ее перестанут покупать.
Производитель старается минимизировать затраты на производство продукции, но сделать конкурентоспособную на рынке батарею.
Грубо говоря - из г... сделать конфетку, затратив при этом минимум денежных средств.