Varta Black Dinamic C14 56AH 12V (480EN)

Автор SapienzSPB, 13 Нояб. 2019 в 17:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SapienzSPB

Всем привет.  Приблудилась на мой автомобиль АКБ Varta. Долгое время она стояла на машине тещи. Машина стоит почти постоянно и каждую зиму повторяется ситуация когда нужно завестись и поехать а аккумулятор не крутит.  Через пару дней приезжает тесть, прикуривает авто от своего, теща едет к примеру в торговый центр, и авто опять становится на несколько недель. Потом ситуация повторяется. Так проходит зима. 
Видимо тестю в очередной раз не захотелось продолжать танцы с проводами и он просто привез новый заряженный аккумулятор, установил, а сегодняшнего пациента просто оставил до конца зимы на морозе под открытым небом. Зима кончилась, прошло лето, наступила осень. Мои дети слушали музыку в машине и высадили ее в ноль. Посаженный аккумулятор коротнул одной банкой и позже отправился в переполюсовку. Я вспомнил что на куче кирпичей с зимы отдыхает бедолага Варта, померял - НРЦ. Оно говорило о том что она не с КЗ. Подключил ее к солнечной системе часа на четыре и она завела мой автомобиль. На удивление откатала чуть более двух лет после повторного ввода в эксплуатацию. Как ни стыдно но ЗУ она никогда после этого не видела. Раз пять снова сажалась в ноль маленькими любителями русской попсы. Прикуривалась и работала снова.  Недавно с заморозками начала показывать что морозов она не выдержит.  В целом - достойная боевая батарея. 
Было решено приобрести новый АКБ а старушку Варту всесторонне обследовать.
Итак, задача - выяснить состояние АКБ, постараться его улучшить рекомендованными производителем методом заряда. После этого проверить будет ли прирост параметров от использования метода заряда малым током (от ув. @Branimir).  Принес домой промерял самодельным аналогом ланкола. Сопротивление и ток холодной прокрутки будут в попугаях, позволяющих оценить динамику. Все остальные вольты, амперы, амперчасы - достаточно точные. Я проверял.
1) Начальное состояние
Uнрц =  12,40В , Rвн = 10,2 мОм ТХП = 270А (EN)
Производитель  в инструкции
Спойлер
рекомендует заряд до 14,4В током 1/10С. Ставлю на заряд током 5,6А 14,4В.
2) Закончили заряд при напряжении 14,4В как нам рекомендует производитель. https://electrotransport.ru/index.php?msg=1755592
За 6 дней и пять часов тихим сапом залили в батарею 31,43АЧ. После 11 часового отстоя параметры АКБ выглядят так: Uнрц = 12,49В12,98В Rвн=9,07мОм; ТХП = 304(EN)
Отправляю на разряд током ~1,9 А (0,034С) до напряжения 12В. После разряда - отстой для фиксации отскока и измерения параметров. Затем снова заряд током 5,6А, 14,4В.






Посмотреть логи можно программой AnalogovnetSerialMonitor - https://drive.google.com/open?id=1IZWqGV4UvaRMMt561ZjTBi6mJ6sgx81y

SapienzSPB

Каюсь когда в первый раз читал инструкцию не заметил важного пункта оценки полной зарядки батареи.

Условие заряда батареи - Рекомендуется: Зарядный ток: 1/10 ампер-часовой характеристики АКБ  Зарядное напряжение: 14,4В для АКБ 12В
... и тут же, ниже....
АКБ является полностью заряженной , если в регулируемом током зарядном устройстве напряжение и сила тока остаются постоянными; в регулируемом током зарядном устройстве зарядное напряжение не растет на протяжении 2 часов; автоматическое зарядное устройство отключается или переключается на сохранение заряда.

У меня возникает вопрос. Регулируемое током зарядное устройство = источник тока? Без ограничения напряжения?

Второй вопрос. Если в первом пункте производитель сказал нам ограничивать напряжение заряда до 14.14В, а во втором диктует нам следить за изменением напряжения чтобы понять что батарея заряжена - каким режимом заряжать то?

И третий вопрос. Какое именно зарядное устройство Varta имеет ввиду?

Вопросы конечно риторические.

xeus

Обычно это все общие писания, чтоб снять с себя ответственность.
Может даже криво перевели.

krufel

А что это за инструкция? Она была с гарантийным талоном или приклеена к задней стенке АКБ?
Если первое, то кто продавец?
KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.

SapienzSPB

Это книжечка которая была приклеена на боку АКБ. Как я понимаю в ней производитель делит пользователей на тех у кого есть зарядное устройство(и на нем написано 14,4В) и на тех кто понимает значение слова ЗУ управлемое током. Вторые не только обеспечат пуск автомобиля, но и подлечат батарею, зарядив ее полностью.
Кстати у многих производителей сказано о первой стадии зарядки током 1/5 емкости до напряжения 14,4-14,7В, а потом сброс тока до 1/10 и дозаряд источником тока с ограничением напряжения 16,3В. Varta не стала парить цифрами и указала сразу весь цикл гнать пониженным током. Вот только с напряжениями они не определились.

krufel

#5
Цитата: SapienzSPB от 13 Нояб. 2019 в 19:38И третий вопрос. Какое именно зарядное устройство Varta имеет ввиду?
Варта имеет ввиду только "подходящее зарядное устройство постоянного тока".

У вас либо старый паспорт, либо с добавлениями дилера.

Сейчас инструкцию клеют на задней стороне АКБ и в новой редакции нет упоминаний о напряжении заряда вообще, в конце добавление - см. сайт в своей стране.

Там в частности вещают следующее -

Не используйте зарядное устройство без функции автоматического отключения
Рекомендуется использовать электронное зарядное устройство с контролируемым напряжением, предпочтительнее на основе режима зарядки IUoU
Зарядка не допускает расслоения электролита (не требуется для AGM)
Используйте зарядное устройство с возможностью регулировки напряжения и тока и высоким зарядным напряжением (2,6 В на ячейку) - а это ни много, ни мало - 15,6В.
Этот «перезаряд» должен использоваться только короткое время для предотвращения потерь воды
Напряжение разомкнутой цепи после зарядки должно составлять 2,12–2,13 В на ячейку
На каждые 0,1 В до достижения 12,7/12,8 В, аккумулятор следует заряжать 1 час
Никогда не заряжайте замерзшие аккумуляторы или аккумуляторы, разогретые свыше 45˚




Еще даны графики заряда - на них, о боже, нет никаких 15,6, а для агм -14,8 и обычных 14,4 - чот запутка какая-то - все наоборот!!!






При этом есть приписка -
"Как зарядить автомобильный аккумулятор (НЕ ЗАРЯЖАЙТЕ аккумуляторы AGM и EFB, им требуется профессиональное обслуживание; см. «Проверьте свой аккумулятор»)."  :-D

На глобальном сайте нет вообще никаких упоминаний о напряжении зарядки.
KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.

Branimir

Цитата: krufel от 14 Нояб. 2019 в 13:24
Спойлер

Варта имеет ввиду только "подходящее зарядное устройство постоянного тока".

У вас либо старый паспорт, либо с добавлениями дилера.

Сейчас инструкцию клеют на задней стороне АКБ и в новой редакции нет упоминаний о напряжении заряда вообще, в конце добавление - см. сайт в своей стране.

Там в частности вещают следующее -

Не используйте зарядное устройство без функции автоматического отключения
Рекомендуется использовать электронное зарядное устройство с контролируемым напряжением, предпочтительнее на основе режима зарядки IUoU
Зарядка не допускает расслоения электролита (не требуется для AGM)
Используйте зарядное устройство с возможностью регулировки напряжения и тока и высоким зарядным напряжением (2,6 В на ячейку) - а это ни много, ни мало - 15,6В.
Этот «перезаряд» должен использоваться только короткое время для предотвращения потерь воды
Напряжение разомкнутой цепи после зарядки должно составлять 2,12–2,13 В на ячейку
На каждые 0,1 В до достижения 12,7/12,8 В, аккумулятор следует заряжать 1 час
Никогда не заряжайте замерзшие аккумуляторы или аккумуляторы, разогретые свыше 45˚




Еще даны графики заряда - на них, о боже, нет никаких 15,6, а для агм -14,8 и обычных 14,4 - чот запутка какая-то - все наоборот!!!






При этом есть приписка -
"Как зарядить автомобильный аккумулятор (НЕ ЗАРЯЖАЙТЕ аккумуляторы AGM и EFB, им требуется профессиональное обслуживание; см. «Проверьте свой аккумулятор»)."  :-D
На глобальном сайте нет вообще никаких упоминаний о напряжении зарядки.
[user]krufel[/user], ну а кому тогда продавать АКБ, если все начнут их правильно и вовремя заряжать?

SapienzSPB

Аккумулятор стоит на первой стадии зарядки. С момента начала зарядки влилось 4,2АЧ 13,88АЧ. Ток снижается оооочень медленно. Кажется что уже больше снижения не будет - ан нет с утра еще чуть упал.

Зарядный ток реагирует на температуру. Около двух, в полчетвертого ночи и в половину первого дня - открывалось окно для проветривания. Это отзывается небольшими провалами тока на графике.

SapienzSPB

Аккумулятор все еще на зарядке 14,4В. Ток снизился до 120-140мА. Залитая емкость около 30 Ач. Ждем снижения тока до минимальных значений.
График за последние 3 дня 18 часов заряда. Резкие иголки повышения зарядного тока - открытие двери балкона - повышение температуры. Медленные волны повышения тока - прогрев балкона с заряжаемым аккумулятором.


Cyberpapa

#9
Цитата: SapienzSPB от 19 Нояб. 2019 в 17:10Резкие иголки повышения зарядного тока - открытие двери балкона - повышение температуры
У тебя регистрируется напряжение на клеммах, у меня на каждой банке, по изменению напряжений можно определить с какой стороны дул ветер ночью.

только что покурил на балконе, дверь закрыл неплотно

Батарея немного охладилась, на конце графика наблюдается спад, ща отогреется и всё пойдет по прежнему.



[user]SapienzSPB[/user], у меня давнишняя мечта - сделать подобие термокожуха, дабы перед десульфатацией разогревать батарею до более высоких температур, т.к. сульфаты растворяются более быстро. Ты человек с руками выросшими из правильного места, если заинтересовало - предлагаю напрячь серое вещество, потом обсудим варианты.

SapienzSPB

Спойлер
Цитата: Cyberpapa от 19 Нояб. 2019 в 17:51предлагаю напрячь серое вещество, потом обсудим варианты.
Я тут сделал контроллер станка для изготовления прутка 3D принтера из пластиковых бутылок. Так там используется ПИД регулятор на Ардуино который отлично себя зарекомендовал.

Держит температуру точно. Надеюсь его можно будет без переделок использовать для удержания температуры внутри любого подходящего ящика с аккумулятором внутри. Нагревателем будет обычная автолампочка обдуваемая кулером. Если  у тебя есть желание (а главное место) для такого эксперимента - могу чуть погодя выслать сей контроллер.

Cyberpapa

SapienzSPB

Спасибо за доверие, но у меня имеется набор таких ртутных термометров с установкой температуры включения/отключения. Т.е. - один транзюк и поехали удЁрживать температуру.
И шнурочек с датчиками. За пол года руки не дошли припаять 3 проводочка к логгеру.


Пока ты доедешь до почты и обратно - я успею припаять проводочки с датчика, экранчика и кнопочек к Ардуино, а мой киндер сюрприз накликает прогу, или почти накликает.
Лучше бы не предлагал свой контролер, а заставил сделать подобное самому. :-)

Branimir

Цитата: SapienzSPB от 13 Нояб. 2019 в 17:34
Спойлер

Всем привет.  Приблудилась на мой автомобиль АКБ Varta. Долгое время она стояла на машине тещи. Машина стоит почти постоянно и каждую зиму повторяется ситуация когда нужно завестись и поехать а аккумулятор не крутит.  Через пару дней приезжает тесть, прикуривает авто от своего, теща едет к примеру в торговый центр, и авто опять становится на несколько недель. Потом ситуация повторяется. Так проходит зима. 
Видимо тестю в очередной раз не захотелось продолжать танцы с проводами и он просто привез новый заряженный аккумулятор, установил, а сегодняшнего пациента просто оставил до конца зимы на морозе под открытым небом. Зима кончилась, прошло лето, наступила осень. Мои дети слушали музыку в машине и высадили ее в ноль. Посаженный аккумулятор коротнул одной банкой и позже отправился в переполюсовку. Я вспомнил что на куче кирпичей с зимы отдыхает бедолага Варта, померял - НРЦ. Оно говорило о том что она не с КЗ. Подключил ее к солнечной системе часа на четыре и она завела мой автомобиль. На удивление откатала чуть более двух лет после повторного ввода в эксплуатацию. Как ни стыдно но ЗУ она никогда после этого не видела. Раз пять снова сажалась в ноль маленькими любителями русской попсы. Прикуривалась и работала снова.  Недавно с заморозками начала показывать что морозов она не выдержит.  В целом - достойная боевая батарея. 
Было решено приобрести новый АКБ а старушку Варту всесторонне обследовать.
Итак, задача - выяснить состояние АКБ, постараться его улучшить рекомендованными производителем методом заряда. После этого проверить будет ли прирост параметров от использования метода заряда малым током (от ув. @Branimir).  Принес домой промерял самодельным аналогом ланкола. Сопротивление и ток холодной прокрутки будут в попугаях, позволяющих оценить динамику. Все остальные вольты, амперы, амперчасы - достаточно точные. Я проверял.
1) Начальное состояние
Uнрц =  12,40В , Rвн = 10,2 мОм ТХП = 270А (EN)
Производитель  в инструкции
Спойлер
рекомендует заряд до 14,4В током 1/10С. Ставлю на заряд током 5,6А 14,4В.
[user]SapienzSPB[/user], отличная затея! Огромная благодарность за время и усилия!

Выскажу немного своих мыслей:
на тему что понимается под зарядом от производителя.

Рассуждаю так:

1. Есть рекомендации-критерии от производителя той же BL1204: дождаться окончания заряда, когда замигает зеленым, но не более 2 суток
(ЗУ просто отключается автоматом через 48 часов ---> то же самое заложено в КУЛОНЕ ---> это про МАХ длительность заряда)

2. при этом в той же инструкции к BL1204 (БЛ-ка) для выбора программы заряда (и соотв-но Umax) есть две таблички,
которые для наливного WET и t 20-25 градусов рекомендуют программу №2 c Umax=14,7v (это про U заряда)
У того же IMAX B6 тоже на программе PB-6 Umax=14,7v...
Но у того же ЗУ BOSCH C7 для наливных Umax=14,4v и тоже ограничено время заряда <41 часа.
+ есть рекомендации от FIAMM (кажется) о выравнивающем заряде в течение опять же 48 часов не более  --->
думаю, что 90 часов заряда это КРУТО даже при 14,4v и МОЖНО СЧИТАТЬ АКБ ПОЛНОСТЬЮ ЗАРЯЖЕННЫМ.

3. Критериев min-тока окончания заряда практически ни у кого не встречал (но, может, и не обращал внимания),
кроме СОНЕНШАЙН ---> там есть формула (поищу и сообщу чуть позже).
На той же BL-автомате никто не знает при каком токе она переходит в буфер (и не спешат замерять ---> я бы замерил простым амперметром, но думаю меня обсмеют опять...доброжелательные критики).
На ЗУ BOSCH C7 моими кривыми-дешевыми приборами показал Imin~ 200мА на окончании заряда.
Поэтому можно смело ориентироваться на тот же IMAX B6, у которого ток окончания заряда для режима PB-6 =100mA, т.к. с этим трудно спорить.

Поэтому думаю, что можно смело уже закончить заряд, дать отстояться 12 часов, замерить НРЦ и тестером и на разряд.

[b-b]4. Остается только выбрать Umin разряда.[/b-b]
Здесь много тонкостей:
Мы не знаем какое сейчас состояние АКБ (ни его ~емкости, ни величины разбаланса банок).
При разряде сразу до 10,5v можем убить-добить ряд слабых банок (они наверняка есть) и потом их будет тяжко вернуть даже малым током, без доступа к ним отдельно.
Поэтому (ИМХО) стоит разрядить до 12v током [b-b]0,05С[/b-b] (или 0,1С) и далее разряжать током [b-b]0,05С[/b-b] ступеньками:
до 11,8v - 11,7v - 11,6v - 11,5v (если не будет видимых провалов U, говорящих об отвале слабых банок)
До Umin=11,5v и токе разряда 0,05С выдерживают АКБ с остатком емкости ~65-75%
Разряжать ниже можно, если есть уверенность, что в АКБ точно осталось более 80-85% ---> чего точно в нем нет (возраст знаете ли и уход...)
Поэтому предлагаю снять график ступенчатого разряда током 0,05С до 12-11,8-11,7-11,6-11,5v до первого резкого обрыва U>0,2-0,3v  за короткий интервал времени

Извиняюсь за много букафф...

SapienzSPB

Товарищи. У меня назрел вопрос. Для выявления конца заряда АКБ (по инструкции производителя батареи) нам нужно дождаться неизменности тока и напряжения. Но батарея стоит на зарядке уже более 4х суток. Сомневаюсь что кто либо из автолюбителей подзаряжает свои АКБ более 24 часов. В кулоне время зарядки ограничено 48 часами. Если смотреть на графики - снижение тока продолжается конечно - но это снижение обычный автолюбитель доступными ему приборами просто не зафиксирует. Не нарушается ли условие зарядки батарей до первого КТЦ моей ловлей блох? Или можно  уже прервать заряд по времени и считать батарею заряженной?
Второй вопрос. До какого напряжения вести разряд при первом КТЦ. С одной стороны если мы придерживаемся рамок теста производителя - то логично разряжать током 0,05-0,1С до 10,5-10,8В. Но с другой стороны АКБ явно сильно изношена и лишний стресс ей будет явно не на пользу. Я считаю что первые два КТЦ нужно вести до 12V током 0,05С, и отталкиваясь от полученных результатов оценить - стоит ли третий контрольный КТЦ проводить до 10,5-10,8В. В принципе если одна из слабых банок будет резко проваливаться по напряжению - это будет видно по отслеживанию дельты напряжения(оно выводится 6ым графом лога в 30секундном интервале) правда зарядник пока не умеет отключать заряд на основании этого критерия. Но научить его делать это - дело пары минут. 
Спойлер
[user]Cyberpapa[/user],  Я бы с удовольствием сделал бы такой бокс - но у меня просто напросто не осталось свободного места на балконе. В связи с разработкой станков для 3d печати - на балкон приходится входить бочком.  :-D

Cyberpapa

Цитата: SapienzSPB от 19 Нояб. 2019 в 20:34В принципе если одна из слабых банок будет резко проваливаться по напряжению - это будет видно по отслеживанию дельты напряжения(оно выводится 6ым графом лога в 30секундном интервале) правда зарядник пока не умеет отключать заряд на основании этого критерия. Но научить его делать это - дело пары минут. 
[user]SapienzSPB[/user], курни, возможно поможет найти правильную дельту, однако я делаю упор на дельту за период 5 мин, чтобы простой люд не обладающий наворочанными приборами мог обычным тестером определить остановку разряда.
Цитата: Cyberpapa от 17 Нояб. 2019 в 20:25Для разработчиков разрядных устройств

SapienzSPB

Цитата: Cyberpapa от 19 Нояб. 2019 в 20:53курни,
Спасибо. Освежил память. Учту.
[user]Branimir[/user],  [user]Cyberpapa[/user], есть мысли по поводу того как поступить?
1) продолжаем ждать снижение тока до минимума ->можно ждать еще очень долго. Производитель мог бы сказать - чтож вы его перезарядили-то?
2) ждем снижения тока тока до 100мА (как в имаксе)
3) считаем что АКБ превысил время зарядки напряжением рекомендованное не регламентированное производителем и снимаем его с зарядки.

После того как сниму батарею с зарядки - выложу общий файл лога.  Его можно будет открыть и изучить в программе анализаторе.

Branimir

Цитата: Branimir от 19 Нояб. 2019 в 20:24Поэтому думаю, что можно смело уже закончить заряд, дать отстояться 12 часов, замерить НРЦ и тестером и на разряд.
Я уже высказал свое мнение - хватит его заряжать.

SapienzSPB

#17
Снял аккумулятор с зарядки. Через десяток минут
Uбат = 13,10В; Rвн = 9,35мОм; ТХП = 295А(EN)
Просветил фонариком банки - у крайней плюсовой уровень электролита на сантиметр-полтора ниже чем у остальных. Аккумулятор установлен как раз этой банкой к двигателю.
Жаль что не додумался просветить его перед зарядкой.
По сравнению  с изначальными (Uнрц=12,40В , Rвн=10,2 мОм ТХП=270А (EN)) - параметры улучшились. Уверен что к концу отстоя еще подрастут.
Итак графики:
Заряд батареи длился 6 дней 5 часов 21 минуту
Спойлер
За это время в батарею влилось 31,43 АЧ (синяя линия). К сожалению из-за нестабильной работы домашнего роутера в первые дни заряда запись лога прерывалась, это заметно по скачкам емкости. Сейчас я исключил роутер из работы и запись ведется прямиком из зарядного устройства (оно теперь точка доступа). Таким образом сами данные емкости правильные так как хранятся в самом заряднике и им все равно есть связь с ПК или нет.  В будущем думаю проблем с обрывами не будет и логи будут писаться без перерыва.
Вот так выглядит график тока.
Спойлер
Я уже указывал на колебания при изменении температуры.
Батарея отправилась на 8-24часовой отстой.
Прошу высказаться - каким режимом требуется разряжать батарею. Сам склоняюсь к 0,1С током в 5-5,5А до 12V

Кому интересно посмотреть лог - он пришпилен ниже.  Посмотреть его можно программой отсюда (версия от 2019.07.02) https://electrotransport.ru/go.php?url=aHR0cHM6Ly9kcml2ZS5nb29nbGUuY29tL29wZW4/aWQ9MUlaV3FHVjRVdmFSTU10NTYxWmpUQmk2bUo2c2d4ODF5

Продолжение следует.