Азы управления трёхфазным двигателем понять хочу..

Автор варп, 18 Сен. 2012 в 09:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

nikvic

Цитата: VladimirA от 10 Дек. 2012 в 21:52
Цитата: nikvic от 10 Дек. 2012 в 21:46
Цитата: VladimirA от 10 Дек. 2012 в 21:37
Но, вот, коммутация батареи параллель-последовательно, мне кажется, принесет экономичность.
Представте, что нет у авто педали газа - только старинная КПП.
Вы, наверное, не поняли. К контролеру на вход не ДС-ДС для изменения батарейного напряжения, как предлагает ВАРП, а комутацию.
Понял вполне. Для 12 элементов возможные напряжения перекоммутацией - 1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/6, 1/12.
Для других - ещё хуже...

варп

nikvic ,
1/ здесь ключевой вопрос принципа - как лучше , так или сяк...., а не цены - это отдельная тема ....
2/мне кажется , что на самом деле качество питающего напряжения для мотора - по-барабану...Ну на что могут повлиять эти всплески? Сделать инвертор 500Вт-1000Вт с регулировкой от нуля до Ебат , не скажу ,что легко , но возможно - точно ...Поле хорошо  вспахано....и всплески подстрижены....

VladimirA , голову на посты повыше поднимите , я пять раз всё аргументировал , хоть что-нибудь оттуда или туда возразите....Ну не могу я каждому персонально писать....

TRO, Вы всё в одну кучу валите - так истину никогда не найти....

варп

VladimirA , коммутация сильноточных цепей неприемлема впринципе...Это такой геморой - врагу не пожелаю...Кроме того , это приведёт к неравномерной разрядке элементов ...., а заряжать потом этот винигрет как ? Категорически - нет....Выигрыш - копеечный - затрат - на миллион....

VladimirA

#525
Цитата: варп от 10 Дек. 2012 в 22:30
VladimirA , коммутация сильноточных цепей неприемлема впринципе...Это такой геморой - врагу не пожелаю...Кроме того , это приведёт к неравномерной разрядке элементов ...., а заряжать потом этот винигрет как ? Категорически - нет....Выигрыш - копеечный - затрат - на миллион....
ВАРП, идея, конечно хорошая. Сам продумывал это в позапрошлом году. Но, т.к. на ключи, все равно, надо заводить защиту по току, посчитал, что прще завести на них и управление. Схема проще будет. Меньше ключей с радиаторами и потерь на них.  Да и на верхний ключ, все равно, надо заводить ШИМ или использовать Р-тип ключа.

Но, Вы правы, что при старте и малых оборотах на более низком напряжении ключи работают в "лучшем" режиме. Поэтому и предложил использовать обычный контроллер с двойным переключением батарей. Кто-то, кажется уже делал это.
А, для Вашей цели (тут подумал), наверное, проще взять обычный мощный контролер для колекторника, и переделать нижний ключ на верхний с заменой схемы управления ключами. Тем более, что он уже адаптирован под ручку газа, да и его зашиту по току можно использовать. Как и питание +14В.

варп

VladimirA , мы вообще , вот о чём говорим -
https://electrotransport.ru/index.php/topic,15206.306.html
ЧТО ? предлагаете Вы , просто с Ваших слов понять совершенно невозможно...Если говорите серьёзно - свою схему нарисуйте , вот её и обсудим ...От просто букв - толку мало.

all_bud

варп. я так понял у тя уже все почти готово, принцип твой я понял, так делались некоторые частотные регуляторы асинхронных ЭД. Ток меряй батарейный и его ограничивай. Фазный ток можешь ограничить шунтами на каждую фазу в цепи нижнего мосфета и земли.
ну и управление верхних ключей, как ты меня учил https://electrotransport.ru/index.php/topic,15206.198.html думаю что у тя есть уже готовое решение.
плюсы твоей схемы с DC-DC преобразователем, это высокий КПД трехфазного моста, а что бы малину не испортить то и КПД преобразователя должно стремиться к ста. Проще говоря имеем электронный коллектор без заШИМленного напряжения и преобразователь с гладким по характеристикам напряжением и током. Линейность вольтамперной составляющей это полезно для радиокомпонентов.
Строить е-байки, это вам не "байки" на форуме строчить.
Мой байк https://electrotransport.ru/index.php/topic,13368.0.html
Мой контроллер https://electrotransport.ru/index.php/topic,17507.0.html

nikvic

Цитата: all_bud от 11 Дек. 2012 в 10:26
Фазный ток можешь ограничить шунтами на каждую фазу в цепи нижнего мосфета и земли.
Купи сахар и выкинь половину - штоп не было диабета :pardon:

i

Единственный неоспоримый минус отдельного DC-DC, это усложнение схемы, введение дополнительного ключа. А плюс - упрощение логики управления фазными ключами.
Соотношение этих плюсов и минусов - субъективно, кому-то проще сделать DC-DC, кому-то проще логику изменить.
Но не стоит забывать, что ШИМ не всегда работает, основной режим езды - 100%ШИМ, в этом случае оба варианта почти равнозначны (на постоянно открытом ключе в DC-DC, что-то все равно потеряется).

варп

 i , вот и я до конца определится не могу...С DC , очевидно , что старт будет мягче , и ездить не  на 100% процентах , видимо всё -таки выгоднее , но , согласен - мы чаще прем , как танки....Ладно - будем иметь ввиду , а время рассудит...
nikvic -  :-D....
all_bud , у меня никак не выходит конвертировать буквы - в схемы...Ничего не понял , про шунты ...

У меня праздник сегодня - мой контроллер и мотор DD от LG - ожили !!!!!!!!!!!!!! :dance:
Подробности позже расскажу , а сейчас примите мой низкий поклон за Вашу помощь и поддерку , за терпение моего занудства и глупые вопросы...Без Вашей помощи я бы не только ничего не сделал , а даже бы не начал...Спасибо всем , кто в тяжёлые моменты всегда оказывался рядом
. :exactly:

all_bud

#531
варп фотки в студию и видео если не трудно

Купи сахар и выкинь половину - штоп не было диабета
nikvic шутку понял :wow: это первое что пришло в голову для простого ограничения тока - увеличить сопротивление цепи. %-)
Строить е-байки, это вам не "байки" на форуме строчить.
Мой байк https://electrotransport.ru/index.php/topic,13368.0.html
Мой контроллер https://electrotransport.ru/index.php/topic,17507.0.html

Тунгус

Цитата: варп от 11 Дек. 2012 в 12:58С DC , очевидно , что старт будет мягче , и ездить не  на 100% процентах , видимо всё -таки выгоднее

А из чего это очевидно? Какая, в конечном счете разница, где стоит ключ ШИМ?
Большой Брат видит тебя!

Есть такие решения, после принятия которых, тараканы в голове аплодируют стоя!

Мой проект.

варп

Тунгус , мне, даже больше , чем тебе интересны ответы на эти вопросы ...Но ты же видишь - людям , которые , в отличие от нас тобой , умеют считать , пока считать влом ..., как в прочем - и тебе и мне ....Так что оставим пока всё как есть ...Припрёт , или время и желание появится - сосчитаем....
all_bud , конечно - всё покажу и расскажу в ближайшие дни ....

варп

#534
Кто не в курсе вообще о чём речь , схему контроллера найдёте вот здесь -
https://electrotransport.ru/index.php/topic,15206.468.html
Мотор , о котором идёт речь , здесь -
https://electrotransport.ru/index.php/topic,15402.162.html
________________




Итак , как включал первый раз ...по порядку - то , что сначала проверялась вся сигнальная часть по кускам , это - само собой...Первый серьзный затык - драйвер IR2113S ( у разных буков в конце - разная цоколёвка , имейте ввиду ...) - проверял в статическом режиме ...., все питания - есть , высокий уровень на входе - есть ..., сигнал на выходе - ноль...И что? Проверяю соседний - тоже ноль...Позже выяснилось, что после кратковременного отключения питания , +15 Вольт на выходе драйвера всё же появляется..., а потом вруг исчезает ...Начал подозревать вход SD...и , точно - в даташите выяснилось , что если на вход SD подать импульс ( а у меня туда уже шли импульсы с ШИМ ) , выход драйвера уйдет в ноль , и там и останется до тех пор пока на его вход не придёт очередной импульс...А у меня - то на входе постоянно висел высокий потенциал...Время терять на разборки с входом SD терять не стал - посадил вход на землю , а сигнал ШИМ подал на свободный адресный вход ПЗУ...И , как позже выяснилось - правильно сделал - если не принять особых мер , мотор с нуля , сам , стартануть бы и не смог - сигнал ШИМ на вход SD при старте идёт постоянно , а импульсов на входе - нет...мотор -то -стоит ...и сигналы с датчиков Холла не меняются....Команд на ключи - нет, мотор -стоит...
Затем - повесил на фазы " звезду " из резисторов , подал питание на ключи и медленно вращая роттор проверил соответствие приходящих напряжений на фазы с кодами датчиков ...Всё в норме...
Подключил мотор, прибавил ШИМ ...., мотор подёргался секунду и затих...Всё ..приплыли....Первое , что пришло в голову - поменять местами фазы А и С...Меняю ...Кручу ШИМ , всё! - поехали...!Штука конечно забавная , смешно смотреть , как роттор вращается со скоростью один оборот за три секунды без всяких редукторов....
Где - то небольшой косяк - то ли платку с датчиками не промеж нужных катушек фаз засунул - не разбирался ещё ...Реверс , который должен происходить просто сменой нуля на четвёртом адресном бите ПЗУ , на плюс пять вольт , не происходит , пока не вернёшь фазы А и С взад...После с этим разберёмся....
Роттор с неперемотанными катушками пока , расчитанными на 220 Вольт.Больших оборотов от него не ждал, естественно - уж очень самоиндукция велика....Сейчас , при питании 21 Вольт он делает 82 оборота в минуту , ток ХХ - 0,6 Ампер.....Сосчитать удалось просто " глазом " засекая время. При питании 31,5 Вольт - где-то оборотов 180( то ХХ- 0,8А) ...Но это уже результат какого-то шаманского пересчёта периода всплесков импульсов фазного тока , снятого с датчика тока , включенного в одну из фаз...Кстати до сщас не могу сообразить , как пересчитать период в обороты ....28 мСек - при 21 Вольте и 13, 3 - при питании 31.5 Вольт...В шаманском пересчёте пришлось использовать цифру 48 - типа - там столько отдельных полюсов ( 12 магнитов * на 4 полюса в каждом) .
Всё пока , про остальное - позже....

Утром спалил контроллер - подал 40 вольт ..., забыл подлючить стабилизатор на 12 Вольт от отдельного БП...В  итоге он сдох , убил микросхему в ШИМ и пару силовых ключей.Чинил до обеда...Пытался с реверсом разобраться - влёт не вышло , надо будет ещё бумажки порисовать ...Зато прямой ход - отличный...Понял , как пересчитать частоту импульсов (точнее - период ) в обороты роттора ...Итог - без нагрузки , от батарей 31,7 Вольт - 271 оборот \ мин.Работает ровно , ни помех , ничего такого , чтобы раздражало...Стартует сам , тормозишь - сопротивляется....Сомнений нет - точно поедет...
Посмотрел форму и померил фазный ток ...Вы не поверите - рамах фазного тока ( отклонение от нуля до максимума ) - действительно выше батарейного... :exactly: :-D
Форма тока - классическа " попообразная " , как на рисунке , который i показывал....Но , чтобы её увидеть , неоходимо хоть чуть-чуть двигатель нагрузить ...., без нагрузки форма фазного тока похожа на синусоиду треугольной формы с парой небольших полукруглых выпуклостей на гранях...Под нагрузкой - " попа".От заполнения ШИМ сама форма не меняется , меняется только сам размах ( как и от увеличения нагрузки на двигатель)...
То что вызывало отдельное беспокойство -Холлдрайверы от компьютерных вентиляторов вместо датчиков Холла и собственно ПЗУ - работают просто идеально .ПЗУ потребляют в паре довольно большой ток - около 200 мА от 5-ти вольт ( это , видимо плата за высокое быстродействие ) , поэтому пришлось стабилизаторы разместить на основной радиатор ( а не на плату, как планировал )...
Защита по току сделана в самом простом варианте умышленно - проект пилотный , я и так сильно рисковал ..., не хотел сильно перегружать схему...Туда ,конечно, просится более низкоомный датчик тока и компаратор ..., плюс второй дачтик для контроля батарейного тока ...( мне долго объясняли зачем он нужен , я теперь - согласный ....).Но с другой стороны - для негоночного транспорта , где не нужна большая динамика разгона  , пойдёт и так ....
Честно сказать - контроллер-то наш ( я не оговорился - именно - наш ...фиг бы я чего сделал без Вашего опыта и мозгов ) довольно простой получился ....и пашет же , что удивительно....Ключи бы туда путние поставить ( сейчас снятые с бесперебойника  стоят ), да заводской мотор покрутить ....Дури  у драйверов хватит любые феты раскачать.

Про форму фазного тока , как выяснилось сегодня , я немного наврал - у меня ( правельнее сказать - у моего мотора ) , " попные выпуклости " вверх " ( от нуля ) , а не вниз , как на рисунке i...Постараюсь фото осцилограмм выложить ...Выводов никаких не делаю , это не ко мне ...., просто констатирую факт...

варп

#535
Ушёл в следующий пост - в том тесно уже...Вот , о чём говорил -
Осцилограмма снята с резистора 0,15 Ом вставлнного в разрыв фазного провода...Шкалы - 0,1 Вольт и 10 mS в клетке.

nikvic

#536
" попные выпуклости " вверх " ( от нуля ) , а не вниз , как на рисунке i...

Что-то не так с датчиками или логикой.
Очевидная неприятность: обмотка работает 1/3 времени, а должна - 2/3.

all_bud

варп, ну ты молодца, а фазный ток считается от ноля. типа +ХХампер и -ХХампер.
Строить е-байки, это вам не "байки" на форуме строчить.
Мой байк https://electrotransport.ru/index.php/topic,13368.0.html
Мой контроллер https://electrotransport.ru/index.php/topic,17507.0.html

варп

nikvic , не портите праздник... :-D...Я на попах верх буду ездить - более конфортно... :laugh:
all_bud , там где горизонтальные промежутки , там ток равен нулю ..., затем - меняет направлелие , как и должен...

варп

#539
nikvic , на дня присмотрелся повнимательнее к взаимному расположению зубцов фаз и полюсов магнитов ( риски на "моих магнитах" ) и понял ,что упрощённую бумажню модель можно было не рисовать - на реальном моторе и так всё очевидно - одна фаза , прямо на против полюса - отдыхает, две другие - одна , чуть не доехала до полюса , а вторая чуть переехала его ...
Зная , где какой полюс ( это легко определить датчиком Холла) , зная , где стоят датчики ( между зубьев ), зная , какой будет полюс на зубьях , при протекании тока , легко составить те таблици соответствия , которые я рисовал на упрощённой модели  на бумаге...Надо будет ещё раз перепроверить , кстати..

Что уже здесь очевидно, что если поменять местами две активные фазы , из за смены напраления тока,  зубья сменят полюса ...И в одном случае роттор будет пытаться повернуться по часовой стрелке  , а при смене - против....Но просто смены - недостаточно - надо ещё , чтобы датчики,после сдвига роттора ,потом  поддержали выбранное направление....