avatar_Alex_Soroka

Герметичные SLA аккумуляторы технологии AGM. Что внутри.

Автор Alex_Soroka, 27 Май 2009 в 19:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

flicker

Цитата: Cyberpapa от 17 Фев. 2022 в 20:32Мои эксперименты показали, что плотность выдавленного электролита равняется среднему арифметическому плотностей электролита из нижней и верхней части стекломатов.

Это интересно. Это подразумевает, что над матами выдавливается электролит не из верхней части, а из всего мата. А наверх он попадает по боковой стороне.

Если так, то подход к усреднению плотности электролита электролизом принципиально разный для AGM и наливных аккумуляторов. В наливных мы считаем, что перемешивание обеспечивают поднимающиеся наверх под воздействием гравитации пузырьки газа. Чем дольше кипятим - тем больше перемешивание.

А для AGM (с избыточной влагой) выходит, что усреднение плотности получается за счёт выдавливания электролита из матов и его последующего впитывания по всей высоте мата. Тогда нужна продолжительность кипячения, а количество циклов выдавливания-впитывания.

Тот же самый эффект может приводить к увеличению расслоения, если сбоку от мата достаточно много места и весь выдавленный электролит остаётся там, не поднимаясь наверх.

avtoneru

Цитата: flicker от 18 Фев. 2022 в 10:52Это интересно. Это подразумевает, что над матами выдавливается электролит не из верхней части, а из всего мата. А наверх он попадает по боковой стороне.
Это объясняет, почему считается, что эффективнее ложить "на бочок, что бы пластины были горизонтально". В этом случае, за счет сил гравитации, идет перемешивание электролита, находящегося по бокам и снизу сжатого пакета. Может будет эффективнее, если сделать небольшой, градусов 15 наклон "сторона пробок ниже дна", а потом наоборот. И так на каждом боку АКБ.
Следствие - наиболее эффективно, для самой банки, будет этот электролит впитать. Значит перемешивать надо в момент, когда есть что перемешивать ( то есть в самом конце заряда), а после перемешивания - обязательно делать разрядку для впитывания перемешанной части электролита. Делать это, скорее всего, придется несколько раз...

avtoneru

Цитата: flicker от 18 Фев. 2022 в 10:52Тот же самый эффект может приводить к увеличению расслоения, если сбоку от мата достаточно много места и весь выдавленный электролит остаётся там, не поднимаясь наверх.
Наверное в этом случае и получается наибольший эффект от "положить на бочок".
Воду то мы получается не сверху добавили и она в маты впиталась, а просто по бокам налили...
Когда ложим на бок - плотный электролит со дна перемешивается с добавленной водой, что и требуется.

Дм.

Цитата: avtoneru от 17 Фев. 2022 в 04:47Исходя из описанного выше думаю, что проще имитировать работу АКБ. Только определиться бы с параметрами циклирования, изображающего работу на авто.
Начните уже пользоваться батареей, а то устраиваете танцы с бубном.
Смысл технологии VRLA АКБ в том, чтобы сократить убыль воды из АКБ при эксплуатации. Перелив воды этому замыслу никак не мешает, просто первое время избыток газов будет чаще стравливаться через колпачки.

Цитата: Yurkinson от 18 Фев. 2022 в 10:03Задача  была обеспечить максимально быстрый ввод в эксплуатацию после долива, критерием оценки являлось внутреннее сопротивление и ёмкость.  Сначала вращал по длинной стороне, а потом оказалось что лучше с торца на торец.
Ну, так, собранные данные у Вас есть или нет? Сопротивление и емкость батарей, подвергшихся "вращению", такие же данные по "контрольной группе"? - оценить разброс значений внутри группы, сравнить его с разницей между группами и понять, есть ли эффект на самом деле. (можете почитать про Т-критерий Стьюдента или U-критерий Манна-Уитни)

Цитата: flicker от 18 Фев. 2022 в 10:52Это подразумевает, что над матами выдавливается электролит не из верхней части, а из всего мата. А наверх он попадает по боковой стороне.

Если так,
Совсем не так...

avtoneru

Цитата: Дм. от 18 Фев. 2022 в 12:14Начните уже пользоваться батареей, а то устраиваете танцы с бубном.
Сегодня утром было -32, АКБ в холодном багажнике. Поэтому и танцы с бубном. Летом - поставил бы и не заморачивался ни на минуту.

flicker

Цитата: Дм. от 18 Фев. 2022 в 12:14
Совсем не так...
Не слишком ли сильно вас затруднит пояснить свою мысль? Экспериментальные данные Киберпапы неверны, или вы можете объяснить их иначе?

avtoneru

На некоторых моделях АКБ для Приусов (там с завода стоят AGM) бывает светлый корпус и видно уровень в банках.
Примерно вот так:

Взято отсюда https://www.drive2.ru/l/457593375932025374/
Видно, что сбоку пакета с "бутербродами из матов" должно быть почти до верха пластин, но бывает и пусто, тогда АКБ умирает...

Дм.

Цитата: Cyberpapa от 23 Янв. 2022 в 15:20При КТЦ остаточные оксиды свинца веселей преобразуются в АМ, также увеличивается доля β модификации диоксида свинца,  что увеличивает площадь поверхности положительных электродов и емкость батареи увеличивается.
Источник этой логики приведете?

Цитата: Cyberpapa от 23 Янв. 2022 в 15:20Кол-во КТЦ зависит от толщины АМ, чем толще - тем больше КТЦ надо провести.  Например в советское время, в стартерных батареях, делали пластины толстыми, посему рекомендовали перед эксплуатацией проводить 4-6 КТЦ. Для импортных батарей с тонкими пластинами рекомендовали 1-3.
При упоминании "советского времени", наверное, в первую очередь желательно упоминать, что те рекомендации относились к распространенным в то время "малосурьмянистым" батареям.

Цитата: Yurkinson от 18 Фев. 2022 в 12:40Данные не собирались
...
Подход понятен, но  мне лично сие абсолютно неинтересно.
В таком случае стоит осознавать, что Ваше "оказалось что лучше":
Цитата: Yurkinson от 18 Фев. 2022 в 10:03критериями оценки являлись внутреннее сопротивление и ёмкость.  Сначала вращал ... потом оказалось что лучше ...
могло быть кажущимся, а не реальным эффектом.

Цитата: avtoneru от 18 Фев. 2022 в 12:48Сегодня утром было -32, АКБ в холодном багажнике. Поэтому и танцы с бубном.
Связи не улавливаю.  При такой температуре замерзает электролит с плотностью ниже 1,2 г/см3.

Цитата: flicker от 18 Фев. 2022 в 12:57Экспериментальные данные Киберпапы неверны, или вы можете объяснить их иначе?
Экспериментальные данные демонстрируют, что выделяющиеся при заряде газы перемешивают электролит.  Точка. Ваши рассуждения - отсебятина.


avtoneru

Цитата: Дм. от 18 Фев. 2022 в 14:21Связи не улавливаю.  При такой температуре замерзает электролит с плотностью ниже 1,2 г/см3.
Мне неизвестна плотность электролита, выступающего поверх матов после доливки воды, а заморозить не хочу.

Пока жду чем измерить плотность, делаю КТЦ по Методичке Branimir(а) с зарядкой током 0,02С и разрядом 0,05С. После первого заряда и разряда до 10,5 В получилась емкость 42,3 из 45 а/ч, сейчас идет зарядка. После 15 часов зарядки, напряжение дошло до 12,28 В, температура АКБ на 1 градус больше, чем в помещении (в гараже +17). .

А тут такие дискуссии интересные... вникаю.

Дм.

Цитата: avtoneru от 18 Фев. 2022 в 16:14Мне неизвестна плотность электролита, выступающего поверх матов после доливки воды, а заморозить не хочу.
Воля Ваша. Опасения понятны, дальше дело за самообразованием.
Цитата: avtoneru от 18 Фев. 2022 в 16:14делаю КТЦ по Методичке Branimir(а) с зарядкой током 0,02С и разрядом 0,05С.
Зачем Вам заряд малым током?

flicker

Цитата: Дм. от 18 Фев. 2022 в 14:21Экспериментальные данные демонстрируют, что выделяющиеся при заряде газы перемешивают электролит.  Точка. Ваши рассуждения - отсебятина.

Насколько же отсебятина, как и ваше "совсем не так". Электролит может перемешиваться именно таким образом, как я описал. Вы это не опровергли и даже не предложили другое объяснение тому, что вытесняемый электролит имеет плотность выше, чем взятый из матов в верхней части.

Дм.

Цитата: flicker от 18 Фев. 2022 в 17:57Электролит может перемешиваться именно таким образом, как я описал. Вы это не опровергли и даже не предложили другое объяснение тому, что
Не каждая фантазия нуждается в обсуждении. Откройте пару книг по VRLA АКБ и почитайте, что известно об интересующем Вас явлении, прежде чем изобретать в форуме квадратное колесо.

flicker

Цитата: Дм. от 18 Фев. 2022 в 18:57
Не каждая фантазия нуждается в обсуждении. Откройте пару книг по VRLA АКБ и почитайте, что известно об интересующем Вас явлении, прежде чем изобретать в форуме квадратное колесо.

Наверное, это интересные книги, в которых описано поведение избыточно долитой воды в AGM батарее. Ссылкой поделитесь?
Возможно, здесь найдётся один-два пользователя, которые, как и я, будут Вам благодарны.
Если такая информация в книгах действительно есть.

Дм.

Цитата: flicker от 18 Фев. 2022 в 20:02Наверное, это интересные книги
Berndt D. - "Maintenance-free batteries", 1997.
D.A.J. Rand, P.T. Moseley и др. - "Valve-regulated Lead-Acid Batteries", 2004.
Pavlov D. - "Lead-Acid Batteries. Science and Technology", 1-е изд. 2011 или 2-е изд. 2017.
"Encyclopedia of EPS", том 4, 2009.
...

avtoneru

Цитата: Дм. от 18 Фев. 2022 в 17:47Зачем Вам заряд малым током?
Есть время, ну и думаю это не навредит батарейке.

Дм.

Цитата: avtoneru от 19 Фев. 2022 в 03:09
Есть время, ну и думаю это не навредит батарейке.
Батарее не навредит, даже, если ее отложить в темный угол вместо проведения очередных экзекуций.
Малый ток используется при трудноустранимой сульфатации, когда батарея еще не зарядилась, а "нормальный" зарядный ток уже приводит к повышению уровня напряжения на АКБ до газовыделения. Тогда и приходится понижать зарядный ток и "тошнить" с ним до победного. В остальных случаях на стадии основного заряда ток можно выкручивать до максимума.

avtoneru

[user]Дм.[/user], Просто заряжаю после разрядки до 10,5 В небольшим током. В конце зарядки буду ложить на бок, с небольшим наклоном в сторону пробок, а потом на другой бок... есть время, вот и экспериментирую. У меня никогда не было AGM АКБ, всегда были обычные кальциевые (с которыми вообще не заморачивался, но не забывал обязательно прокипятить небольшим током в конце зазряда, который никогда не делал регулярно) и мне пока интересно этим заниматься. К тому же есть и чем заряжать, и чем разряжать. Не у каждого автомобилиста есть эл. разрядка, настроенная по калиброванным приборам...

avtoneru

Может кто подсказать, как проверить саморазряд АКБ?
Первая мысль - зарядить и измерять через какие-то промежутки времени НРЦ. Вопрос в том, какие это должны быть промежутки времени и что считается нормой.