avatar_Яков93

Разрядная кривая свинцовых АКБ

Автор Яков93, 28 Июль 2016 в 17:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Cyberpapa

Цитата: Viktor- от 09 Авг. 2019 в 23:15Может кто подскажет .Сколько за полный цикл ( разряд до 10.5 - заряд ) теряет воды?  Понимаю что не много но циклов уже 9 было .
Коль все молчат, выскажу свои предположения:
ЦитироватьНеделю простоял а таком виде .
За такой период сульфаты не могли сильно закристаллизоваться, т.е. - имеем дело с нормальными, мелкодисперсными, которые быстро гидратируют.
ЦитироватьСнял лампы через два час НРЦ 1.3 в.
Наверняка кислота отсутствует, в стекломатах вода, часть банок начала переполюсовываться, поры отрицательных пластин закрыты наглухо,.... => пока поры не откроются - рекомбинация не начнет работать и газы начнут увеличивать давление, расширять поры стекломатов, далее - покидать ячейки.
К счастью, поры отрицательных пластин, забитые нормальными сульфатами, открываются очень быстро. Буквально за 10 - 30 минут заряда малым током (0,02-0,05 С), они приемлемо открываются для возобновления работы рекомбинации. Также, за сей период, поры стекломатов насытятся газами.
=> на этой стадии заряда потеря воды будет незначительной и её можно не учитывать.

Основная потеря воды начнется при напряжении ячейки более 2.26 В (13,6 В - на 6 ячеек)
К сожалению, никогда не занимался подсчетами потерянной воды, посему могу ошибаться. Если я не прав - спецы поправят.

Я бы подсчитал кол-во разложившейся воды. Т.е. - необходимо знать количество Ач залитых в батарею после достижения АКБ 13,6-13,8 В. Т.к. КПД заряда на этой стадии ниже плинтуса - опустим энергию ушедшую в нужное русло, будем считать, что все Ач потрачены на электролиз.

Т.к. подсчитать точно не получится - считаем приблизительно:
Допустим, после 13,8 В Вы залили в батарею 200 Ач
=> перевели в газы ~ 200 / 3 = 67 гр воды.
Производитель AGM батарей обещает, за счет рекомбинации газов, вернуть в батарею 98,5 - 99 %  воды
=> 98,5 x 67 / 100 ≈ 66 мл воды вернули.
=> 67 - 66 = 1 мл воды пополнил нашу атмосферу кислородом, за что [user]Viktor-[/user]у спасибо.
400 000/0,88 ≈ 450 000 таких зарядов в год и [user]Viktor-[/user] обеспечит себя кислородом, даже дерево садить не придется.

Коллеги, поправьте если ошибаюсь.

SanSanich

Цитата: Tarashak19 от 10 Авг. 2019 в 06:39Каким максимальным током, полупустой или пустой АКБ подзаряжается в авто? Максимальным, какой может дать генератор? Генератор у меня 100 А.
Задался тем же вопросом! Но когда АКБ подсел, подцепил тестер и завёлся. Поначалу на холостом ходу напряжение было 12.5в и стало медленно расти. Когда добавил обороты, стало живей подниматься, но до 14.2 дошло минут через 10 и при оборотах около 2000. Какой ток был не знаю, врать не буду, но по ощущению и работе движка чувствовалась нагрузка. Машина BMW E39 520i бензин 97год. В любом случае, заряд идёт импульсами, РР старается поддержать нужное напряжение заряда, подавая питание на ротор генератора. Тут всё индивидуально и зависит от авто. На современных гена управляется уже мозгами по цифре, принимая во внимание множество параметров. Но об этом более детально могут просвятить спецы автоэлектрики, тут больше опыт рулит, чем дипломы.
ЗУК "ЖУЖА" Самодельный измеритель Rвн https://electrotransport.ru/index.php?msg=1280851

Viktor-

[user]Cyberpapa[/user],
Может точнее будет по НРЦ определить плотность электролита ? а по плотности уже можно сделать выводы .Но есть вопросы как узнать "настоящие" НРЦ ? Через сутки после заряда ? или дать еще нагрузку и какое то время ?
Сейчас спустя 20 часов после заряда плюс два теста с kw600 13.21.
Если сейчас подсчитать плотность то она в районе 1.36 как то многовато даже для AGM у них максимальная плотность 1.34 .
Лучший в жизни учитель,- это опыт,- только берёт дорого. Но объясняет доходчиво!

Cyberpapa

Цитата: Viktor- от 10 Авг. 2019 в 11:16
Но есть вопросы как узнать "настоящие" НРЦ ? Через сутки после заряда ? или дать еще нагрузку и какое то время ?
ГОСТ регламентирует время измерения НРЦ довольно в широком временном периоде ,  если не ошибаюсь - "не более 24 ч после окончания заряда", т.е. - измерение проводимое сразу после заряда считается верным, что ИМХО странно.
Цитироватьили дать еще нагрузку и какое то время ?
Я бы не давал нагрузку перед измерением, т.к. можно разбудить образовавшиеся во время отстоя сульфаты, тем самым получив увеличение НРЦ, не связанное с плотностью электролита.

К сожалению, не знаю как правильно измерить плотность, кроме как рефрактометром, т.к. формула справедлива для узкого диапазона плотности и температура электролита влияет на результат вычислений.
По предыдущему вопросу нарыл в закромах родины такую картинку.


Viktor-

#904
Цитата: Cyberpapa от 10 Авг. 2019 в 11:58Я бы не давал нагрузку перед измерением, т.к. можно разбудить образовавшиеся во время отстоя сульфаты, тем самым получив увеличение НРЦ, не связанное с плотностью электролита.
Я все же дал нагрузку 200 А ( не дать нагрузку просто не мог ) Через 5 минут НРЦ 13.09 В. В течении следующих 3 часов посмотрю на динамику НРЦ .
И самое интерьерное до состояния "жмур" сопротивление было 3.83 .Сейчас оно 3.71 .
Лучший в жизни учитель,- это опыт,- только берёт дорого. Но объясняет доходчиво!

Cyberpapa

Цитата: Viktor- от 10 Авг. 2019 в 12:25И самое интерьерное до состояния "жмур" сопротивление было 3.83 .Сейчас оно 3.71 .
Не факт, что состояние пластин улучшилось, возможно падение Rвн связано с понижением плотности электролита.

Как бы мы не старались играть в Айболитов, придумывая различные методы зарядов - глубокие разряды убивают пластины, в АМ образовываются микротрещины, размеры пластин увеличиваются,...., со всеми вытекающими последствиями.

Viktor-

[user]Cyberpapa[/user], Ты был прав . Спустя один час и 30 минут НРЦ 13.22В.
Лучший в жизни учитель,- это опыт,- только берёт дорого. Но объясняет доходчиво!

Cyberpapa

[user]Viktor-[/user], не запоминаю циферки увеличения НРЦ при разряде, если не ошибаюсь - иногда поднимается на 0,03 - 0,04 В. Вроде бы несущественно, но если подсчитывать плотность, например, 1,30 гр/см3 и 1,34 гр/см3, становятся существенными.

Только рефрактометр способен поставить жирную точку, после гаданий на кофейной гуще.

krufel

#908
Миф о смерти кальциевой акб при глубоком разряде подвергнут сомнению двухсуточным экспериментом.
https://electrotransport.ru/index.php?topic=47344.msg1731629#msg1731629
Интересны комментарии профи.
KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.

Cyberpapa

[user]krufel[/user], что-то не так.
Плотность электролита проверяли ?
Каким током разряжали батарею ?

Viktor-

Цитата: Cyberpapa от 07 Окт. 2019 в 22:11
[user]krufel[/user], что-то не так.
Плотность электролита проверяли ?
Каким током разряжали батарею ?
Мне кажется krufel просто спешил .
Нужно больше  держать таких старичков в основном заряде .
У меня сейчас азиат 14 г. стоит на переплюсовки .Естественно предварительно был заряжен .В основном заряде при 15 в.  простоял почти 3 суток .Очень неохотно сбрасывал ток с 1.2 а до 0.3 упало за 48 ч .
У krufel 0.3 а при более низком напряжении Его бы нужно еще было держать и ждать падения .

Лучший в жизни учитель,- это опыт,- только берёт дорого. Но объясняет доходчиво!

krufel

#911
Нет, всё так. Разряжал 3-мя амперами ест-но. Просто многие здесь говорили, что уставшие акб быстро падают после 11,5в разряда. У меня получилось совсем не так. Акб явно уставшая по ёмкости, иначе бы не принесли ее менять. Вот я и хочу поинтересоваться, может у скептиков есть комменты по этому поводу. А то уже устал читать, что кака-шки быстро мрут от глубокого разряда. А оказалось всё не так, как утверждали "юзеры" кругом...
Два дня назад усомнился и обязательном заряде агмакб напругой 14,4-14,6в. Принесли не совсем уж утиль по году выпуска Варту 60/680  03/17гв. Отдала 8ач до 12в, конечно мало для "заряженного" Поло со спутником, Вебасто и киловатт-музыкой. Сказали -гогно Варта, Агм, Агм!
А я решил - уж если гогно, чему быть, тому не миновать...
Открутил пробки, долил дистиллята до зеркала и под 16,5-1,3, благо Кулон больше не даёт. Вот уже сутки с ночным перерывом чуток шампанит и ни граммульки не греется. Добрался потихоньку до 16,5в и упал уже до 1,1а. Будем поглядеть порушиться ли очередной миф про зарядку Агм... А то ведь Вымпел57 с его 18в таки плачет добраться до этого монстра! :)

А, да, про электролит мною нелюбимый забыл! К сожалению, эта кака-шка без пробок. Бог с ней, ...ей завтра на свинцовый завод....

Экспериментировал с ней, так как точно знал, что Энерджайзеры Варта точно делает по чисто кальциевой технологии.
KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.

Extreme

Кто может подсказать, что это за скачки напряжения во время разрядки АКБ ?
Аккумулятор Pb/Ca, 60Ач. Разряд током 3 Ампера в течение 11 часов до 11,4 Вольт.
Верхний график - весь разряд. Нижний график - укрупнённый момент самого заметного скачка, за несколько минут до прекращения разряда.
Я это не связываю с возможными ошибками стабилизации тока (отключением нагрузки), так как напряжение поднималось даже выше того, которое установилось только через несколько часов после прекращения разряда.

Cyberpapa

[user]Extreme[/user], ИМХО, это проблема измерительных приборов.
Не может батарея под завершение заряда, за секунды поднимать напряжение под 12,1 В и так же быстро снижать его. 

Extreme

Цитата: Cyberpapa от 26 Нояб. 2019 в 18:23Не может батарея под завершение заряда, за секунды поднимать напряжение под 12,1 В и так же быстро снижать его.
Я тоже так думаю. Хотя в голову лезли картины, как от пластин отваливается какой-нибудь кусок сульфата или выходит большой пузырь, которые изолировали заряженные участки и не давали им разряжаться. Но, наверное, это только мои фантазии. Какие проблемы могут быть в измерителе даже представить не могу. В следующий раз допишу программу, чтобы она выявляла такие скачки и звала меня посмотреть на происходящее. :) Тогда смогу в этом момент померить другими приборами.
Вот график предыдущего разряда этого же аккумулятора. Масштаб по вертикали другой, чтобы хорошо были видны периодические подъёмы напряжения примерно через равные промежутки времени.


Extreme

Это снова я. Продолжаю работу над своим аккумулятором. Напомню, что это Tyumen Battery, Ca/Pb, 60 Ач. Возраст - 1 год. Был посажен "в ноль" в машине на морозе -27 градусов.
После трёх разрядов и зарядов была долита дистиллированная вода до первоначального уровня (уровня новой АКБ). В разные банки вошло очень разное количество воды.
После последней зарядки ситуация такая.
- Напряжение после отстоя - 12,8 Вольт.
- Плотность по банкам - 1,28(5) - 1,29(5) - 1,30 - 1,30 - 1,30 - 1,30
- Напряжение по банкам после первой минуты разряда - 2,07 - 2,08 - 2,08 - 2,08 - 2,08 - 2,09. На АКБ - 12,48.
- Напряжение по банкам после разряда до 11,85 Вольт -  1,97 - 1,97 - 1,97 - 1,98 - 1,97 - 1,99. На АКБ - 11,85.

При зарядке до напряжения 14,7 Вольт ток не падает ниже 0,60 Ампер, сколько бы времени она не продолжалась. Иногда поднимается до 0,77 Ампер. Белого налёта на пластинах не видно. Температура в помещении +20 градусов. Температура в крайних банках АКБ +24 градуса, в средних - +25 градусов.

Собственно, меня интересует, где взять эталонный график разряда в хорошем разрешении по вертикали ? Или же достаточно ориентироваться на 50% ёмкости при разряде до 12 Вольт. Вот график 4-х разрядов моего аккумулятора. С каждым разом показывает чуть больше, но прирост очень небольшой. Разряд током 3 Ампера. Если 12 Вольт - это 50% ёмкости, то в АКБ сейчас около 47 Ач. Это я ещё накидываю 1,5 Ач, которые были взяты из него до начала последнего замера. Правда ещё есть такой момент: первые три раза разряд начинался спустя 12 часов после окончания зарядки, а в четвёртый раз АКБ простояла аж 3 суток.

Ещё проверял нагрузочной вилкой. Через пять секунд напряжение - 11,1 Вольт.




Branimir

Цитата: Extreme от 19 Дек. 2019 в 14:33
Спойлер

Это снова я. Продолжаю работу над своим аккумулятором. Напомню, что это Tyumen Battery, Ca/Pb, 60 Ач. Возраст - 1 год. Был посажен "в ноль" в машине на морозе -27 градусов.
После трёх разрядов и зарядов была долита дистиллированная вода до первоначального уровня (уровня новой АКБ). В разные банки вошло очень разное количество воды.
После последней зарядки ситуация такая.
- Напряжение после отстоя - 12,8 Вольт.
- Плотность по банкам - 1,28(5) - 1,29(5) - 1,30 - 1,30 - 1,30 - 1,30
- Напряжение по банкам после первой минуты разряда - 2,07 - 2,08 - 2,08 - 2,08 - 2,08 - 2,09. На АКБ - 12,48.
- Напряжение по банкам после разряда до 11,85 Вольт -  1,97 - 1,97 - 1,97 - 1,98 - 1,97 - 1,99. На АКБ - 11,85.

[b-b]При зарядке до напряжения 14,7 Вольт ток не падает ниже 0,60 Ампер, сколько бы времени она не продолжалась. [/b-b]Иногда поднимается до 0,77 Ампер. Белого налёта на пластинах не видно. Температура в помещении +20 градусов. Температура в крайних банках АКБ +24 градуса, в средних - +25 градусов.

Собственно, меня интересует, где взять эталонный график разряда в хорошем разрешении по вертикали ? Или же достаточно ориентироваться на 50% ёмкости при разряде до 12 Вольт. Вот график 4-х разрядов моего аккумулятора. С каждым разом показывает чуть больше, но прирост очень небольшой. Разряд током 3 Ампера. Если 12 Вольт - это 50% ёмкости, то в АКБ сейчас около 47 Ач. Это я ещё накидываю 1,5 Ач, которые были взяты из него до начала последнего замера. Правда ещё есть такой момент: первые три раза разряд начинался спустя 12 часов после окончания зарядки, а в четвёртый раз АКБ простояла аж 3 суток.

Ещё проверял нагрузочной вилкой. Через пять секунд напряжение - 11,1 Вольт.

[user]Extreme[/user], а сколько времени стоит на заряде при 14,7v (Вы не указали)?
И проводили ли периодическое (через каждые 20 часов, если длительно заряжали) размешивание электролита включением тока 3% при 16,3v в течение 1 часа?
Если проводили, то сообщите до какого Umax поднималось напряжение на клеммах АКБ и падал ли ток и до какого значения?
Дозаряд повышенным U=16,2-16,3v проводили (для выравнивания разбаланса и устранения расслоения) ?

Неясно также как Вы насчитали 47Ah при разряде до 11,4v током 3А (5%) за менее чем 12 часов ---> 12*3=36Ah ---> при Umin=11,4v это ~80% ---> значит общая остаточная емкость не более 45Ah при условии отсутствия разбаланса ...
Как такое возможно на всего годовалом АКБ ??? Он недозаряжен (хотя, плотность высокая после отстоя ---> ареометр не врет?) ???

P.s. + проблема крайних банок у Вас просматривается...

Extreme

Цитата: Branimir от 19 Дек. 2019 в 17:20а сколько времени стоит на заряде при 14,7v (Вы не указали)?
Можно сказать, что указал. Я написал "ток не падает ниже 0,60 Ампер, сколько бы времени она (зарядка) не продолжалась". У меня стоял около 3 суток при таком токе, раньше на других АКБ никогда такой ток столько времени не держался. Шестнадцатью вольтами не заряжал, потому что для тока в 1,8 А (3%) достаточно поднять напряжение всего до 15 Вольт. И если даже при 14,7 он толком не падает меньше 0,6, то при 15 тем более не собирается снижаться. Так сильно кипятить страшновато.
Не думаю, что там есть расслоение, потому что газовыделение достаточное активное и поднявшись до определённых значений дальше плотность не растёт.

Цитата: Branimir от 19 Дек. 2019 в 17:20Неясно также как Вы насчитали 47Ah при разряде до 11,4v током 3А (5%) за менее чем 12 часов
Последний разряд - это зелёный график (Подписан "Ряд 4" на диаграмме). Я его проводил только до 11,85 В. Потом взял время разряда до 12 Вольт - это примерно 7,6 часов. И предположив, что 12В - это 50% ёмкости, посчитал - 7,6ч * 3А * 2 = 45,6 Ач. И плюс примерно 1,5 Ач, которые я взял из АКБ до начала разрядки (пока настраивал разрядное устройство). Итого 47,1 Ач.

Цитата: Branimir от 19 Дек. 2019 в 17:20ареометр не врет?
Я брал новый электролит из бутылки плотностью 1,28 и 1,27, если верить этикетке. Ареометр показал точно такие значения. Возможно врут и те и другие. Но предыдущий ареометр другого производителя я проверял на этих же бутылках и он тоже показал такие значения.
Цитата: Branimir от 19 Дек. 2019 в 17:20+ проблема крайних банок у Вас просматривается...
С самой левой понятно, там и плотность ниже. А с самой правой что не так ? Завышенное напряжение после разрядки ? Может, наоборот - она самая исправная ?

Цитата: Branimir от 19 Дек. 2019 в 17:20Как такое возможно на всего годовалом АКБ ???
У меня есть ещё один такой аккумулятор. Он ещё интересней. У него сразу было заниженное НРЦ, но при этом он отлично работает вот уже 3 года. Писал уже на этом форуме, приводил данные, замеры, но по-моему мне в итоге никто не поверил, сказав что так не может быть.
Его буду обслуживать после этого.