avatar_booseli

Свинцово-кислотные батареи в ИБП (UPS)

Автор booseli, 04 Май 2012 в 13:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

VoronNew

#414
Цитата: Санек84 от 13 Окт. 2014 в 19:15
Терморазгон это что то вроде перенасыщения АКБ, когда он начинает кипеть уже при меньшем напряжении, в результате ток растет, в общем плохо.
Блин это не просто плохо это полный пипец...  Сегодня на работе в очередной симметре (в этот раз младшенькой модели) мониторинг заорал дескать батарея фаулт по температуре. Чисто на ощупь нашли какой из 8ми картриджей пошёл в разнос и само собой внутри увидели вздутые Long :(

Вечером дома решил подзарядить свою "балконную электростанцию" из того что солнца не было неделю и напруга на сборке как то странно довольно быстро просела. Подцепил автозарядник и забыл об этом.. Часа через полтора в квартире поятнуло каким то странным запахом будто из канализации. Ходили с женой напару принюхивались отколь несёт и выяснилось что с балкона. Зашёл туда, а там шипит и свистит.. Один из 52х Long раздулся до состояния шарика при том что напруга на сборке ~13,3V.
Вот таким "вонючим методом" выяснил какой поганец сажал всю сборку.

UDAV

[user]VoronNew[/user],

КЗ одной банки,  остальные свистят,  бывает  :)    Я свои батарейки  хотя бы раз в год  по одной пропускаю  через ЗУС,  делаю  КТЦ  смотрю емкость,  просевшие меняю.
Подпись ;)

VoronNew

#416
И ещё заметил такую странность.. При вынимании из модулей SYBT5 эти аккумы имели нереально высокий НРЦ в районе 13,2-13,3V, первое время он таковым оставался и после заряда от солнца... Почти весь сентябрь было "микроциклирование" сборки в виде разряда на 10-20% вечером и заряда за следующий день. На вскидку прокачал через сборку ~10kW*ч солнечной энергии. В первых числах октября решил сделать КТЦ и 2 дня разряжал сборку до 11,8V, а затем заряжал током 14А с помощью ЗУ... Теперь после комплекса этих процедур НРЦ сборки после заряда довольно быстро устаканивается на уровне ~12,9V

Санек84

После всех процедур прогнал под нагрузкой 17А последовательную сборку из трех, примерно до 20 процентного разряда, просадки меньше 12 вольт ни на одном не замечено.
LiFePo4 это вам не свинец.

raleks

Господа! Вопрос с вероятностью 95% уже обсасывался, но все же спрошу в наглую, прошу понять и простить.

В раздумьях перед грядущими опытами с упсами - есть задумки доработать их таким образом, чтобы уменьшить кипячение в конце заряда, а после этого и вовсе отключать их. Что-то наподобие advanced battery management для бедных. ТЗ - не лезть в конструкцию УПСа.

Есть положительный опыт эксплуатации доработанного Back-UPS CS 500, где я врезался в зарядную цепь, поднял напряжение заряда с 13.(с чем-то- не помню) до 15 (чтобы ток к концу не падал сильно), организовал простейшие качели на TL431 и полевике. На днях буду смотреть что стало с батареей с мая 2012 (можно глянуть мои сообщения) (проведу КТЦ 21Вт лампочкой для начала).
Но не во все УПСы можно залезть :(

Да, еще одно условие - желательно, чтобы вся начинка находилась внутри закрытой УПС. При этом отпадает вариант "присобачивания" внешней зарядки, поэтому остается только вариант использования возможностей зарядного устройства самого УПСа.

В сферу интересов попадают одно и двухаккумуляторные УПСы мощностью до и около 1кВт. Соответственно возникают два варианта:

1. В УПСах с одним акком придется как-то колдовать только с тем, что есть (зарядкой постоянным напряжением) - например, ближе к концу заряда начинать заряжать импульсами для уменьшения кипячения. Даже получается всего один вариант, так как этот пункт можно назвать и "без вариантов".  :ah:

2. В двухакковых УПСах есть идея (возможно бредовая) перекоммутации батарей таким образом, чтобы заряжать их по отдельности. Но (если идея вообще жизнеспособна) будет существенное усложнение силовой части, кроме того, в разрыве зарядной цепи (она же разрядная) будет в два раза больше полевиков. Поэтому очень не хотелось бы этот вариант реализовывать.

А теперь вопрос.

Так ли критично будет отказаться от идеи заряда каждого аккумулятора по отдельности в двухакковом УПСе? Ведь все равно же к каждой банке не подлезем, ну, будет вместо 6 неразъемных банок 12... Учитывая, что стандартный заряд УПСы будет "разбавлен" прерыванием кипячения и дополнен всяческими качелями и т.д. НО! в режиме заряда постоянным напряжением. Возможно этот как-то улучшит ситуацию с самой большой проблемой бюджетных (и не только) УПСов - кипячение и вылет самой слабой банки. Напомню, вопрос именно про конфигурацию из двух акков, соединение бОльшего числа акков последовательно мы не трогаем!

Напомню, есть положительный опыт использования качелей НО! не в режиме зарядки CV, так как там была модификация зарядного напряжения в сторону повышения и ток заряда не меняется сильно до самого конца.

Заранее благодарю прочитавших и высказавших свое мнение!

mjg

Доброго времени суток.
Попытаюсь описать свою ситуацию и если можно получить рекомендации.
ИБП имеет внутреннюю батарею 5А/ч 12В*16шт. (192В) и соединитель на задней панели для подключения до 100А/ч. Напряжение на заряженном АБ поддерживает 217В при 25ºС
Решил к своему ИБП подключить внешнюю АБ.
Начитавшись всякого разного http://invertor.ru/akb.html  решил купить стартёрные АБ, и купил кальий-кальций ТАВ 60А/ч 15шт. %-)
И через пару дней начал прозревать
Почитал немного
http://www.priorovod.ru/showthread.php?t=24640
http://www.jgdarden.com/batteryfaq/carfaq9.htm#algorithms
и понял что не всё так просто и напрямую их подключать не получится.
Перед сборкой в батарею АБ 60А/ч 15шт каждый из АК зарядил по отдельности зарядкой с регулировкой тока (заряжал в три подхода с 1 по 15 АК и потом опять 1, первый подход с 12.6В на ХХ до 12.8 ворой 12.9  и третий соединял в параллель по 5шт и 1 час 1А 15,5В, 0,2А на один АБ)
Соорудил «приблудину» через которую и подключил внешнюю батарею.
В нутрии стоит два реле включённых через диоды отключающие внешнюю батарею (одно работает на разряд другое на заряд + амперметры 20А и 2А).
Первое реле отключающую внешнюю батарею при снижении напряжения при разряде до 183В на одной АК 12.2В.
Второе отключает батарею при окончании заряда, то есть при уменьшении тока заряда до 100мА реле отключается. Между контактами реле включено 35 диодов поэтому батарея не совеем в свободном полёте на ней 196В при этом на внутренней батарее ИБП 217В
Два переключателя управляющий каждый своим реле ВЫКЛ/АВТО/ВКЛЮЧИТЬ
Из приведённых данных  http://www.jgdarden.com/batteryfaq/carfaq9.htm#algorithms начал заниматься настройкой и раскачкой батареи и вести АК журнал.
Коротко мои записи
Первый Р/З 12А/ч на одном АК всреднем под нагрузкой  3А 12,33В в конце разряда, второй Р/З 10А/ч 3А 12,47В, третий  Р/З 20А/ч 3А 12,20В, был четвёртый «отключили свет на 3ч» показания на разряде 194В остальное не записал, только при заряд записал подробно. 
Опишу один из циклов
Отключаю питание, ток из внешней АБ  появляется через 15минут так как напряжение внутренней выше и диод шотек закрыт.
После 194В ток плавно набирает значение в среднем 3,5А (нагрузки меняется 1-15А)
При 183В напряжение на отдельных АБ12,25-12,20 (измерял на каждой из 15 и указал мин и мах) закончил разряд и переключился на заряд.
Заряд (от зарядного устройства ИБП) 1,5А до 205В далее со снижением тока до 0,4А 234,1В
После минут 5-10 ИБП раскачивал  234/230 на АБ 15,55-15,44
Далее 216В 0,12А АБ 14,64-14,15 (всё это делает зарядка ИБП наблюдаю по амперметру)
И далее моя приблудина ограничивает напряжение 197,28В АБ 13,182-13,114В 3,3мА
Через сутки 13,10-13,15В 5,12мА
Но тут попал на этот сайт и....
Понял что всё намного запутанней и если у кого есть рекомендации по сохранению (продлению) здоровья купленных АБ  прошу совета.
Пока вижу следящее:
1 Разряжать ниже 12,0-12,2 нельзя (то есть могу использовать из внешней 50% 30А/ч).
2 Поставить «клацалку» в зарядную цепь своей «приблудины» 0,5/0,5сек (не хочется потому что увеличится время заряда)
3 Увеличить количество внешних батарей  с 15 до 16 (установка 16-той  батареи снизит напряжение в конце заряда с 15,5 до 14,6 (повторюсь это эта «горка» создаётся зарядником ИБП 10мин) или ограничить напряжение выдаваемою во внешнюю батарею другим способом.
4 Напряжение содержания внешней АБ 13,1В поскольку ток в 5мА ей не повредит 0,000008С.
5 Купить зарядку у Сороки для периодического «оздоровления» АК.

Alex_Soroka

Цитата: mjg от 06 Нояб. 2014 в 12:20
Почитал немного
http://www.priorovod.ru/showthread.php?t=24640
http://www.jgdarden.com/batteryfaq/carfaq9.htm#algorithms
:facepalm:
цитата:
Для 12 Вольтовых сурьмисто-свинцовых АКБ - это напряжение примерно равно 16.0 Вольта
Для 12 Вольтовых кальциево-свинцовых АКБ - это напряжение примерно равно 16.4 Вольта
Т.е. до этих напряжений зарядный ток должен оставаться 1/10 ёмкости!!!
...............

Занавес...  :facepalm:
да. очень умный мальчик. хорошо написал...
мне вот интересно, как он удержит ток 1/10 емкости при 16в на акб  O_O ...этож пи....

UDAV

[user]mjg[/user],

Кальций для UPS?  Да вы,  батенька,  просто, пардон,  балбес! :D     Тут даже посоветовать нечего,  кроме как копить деньги на новые батареи, на этот раз не кальциевые.
Подпись ;)

mjg

#422
Цитата: UDAV от 06 Нояб. 2014 в 12:37
[user]mjg[/user],

Кальций для UPS?  Да вы,  батенька,  просто, пардон,  балбес! :D     Тут даже посоветовать нечего,  кроме как копить деньги на новые батареи, на этот раз не кальциевые.
Спору нет.
В Инете пишут что при неглубоких разрядах до 50% ведёт себя адекватно или всё равно пипец.

Seva1964

Цитата: UDAV от 06 Нояб. 2014 в 12:37
[user]mjg[/user],

Кальций для UPS?  Да вы,  батенька,  просто, пардон,  балбес! :D     Тут даже посоветовать нечего,  кроме как копить деньги на новые батареи, на этот раз не кальциевые.
Человек же ж написал, что его вполне устраивает запас ~ 5 кВт*Ч, поэтому разрядная нагрузка отсекается при среднем напряжении 12,2В. Ничего плохого с кальцием не случится :hello:

UDAV

Цитата: mjg от 06 Нояб. 2014 в 13:12
Цитата: UDAV от 06 Нояб. 2014 в 12:37
[user]mjg[/user],

Кальций для UPS?  Да вы,  батенька,  просто, пардон,  балбес! :D     Тут даже посоветовать нечего,  кроме как копить деньги на новые батареи, на этот раз не кальциевые.
Спору нет.
В Инете пишут что при неглубоких разрядах до 50% ведёт себя адекватно или всё равно пипец.


Пару раз не уследите и ппц  :dance:


[user]Seva1964[/user],
Специфика UPS в том,  что  после разряда сразу заряд бывает далеко не всегда... а когда ликтрисство дадут.   Это вам не электровел приехал-поставил-на-заряд.     А теперь еще раз подумайте,  что  станет с  на половину высаженным кальцием, если его оставить на сутки-другие в таком состоянии + микроразряд на питание схемы UPS?  :bn:

Ну и вообще сам принцип "заплатить за 100% емкости а пользоваться только половиной и говорить меня все устраивает" меня  децл настораживает...  %-)
Подпись ;)

mjg

#425
Уважаемые форумчане пожалуйста перестаньте тыкать меня носом, я ещё в первом сообщении написал про причины покупки кальция (половина инета забита инфой как «правильно угробить аккумулятор», а производителе хвалят свое болото приводят результаты тестов что кальций лучше других типов АК http://dekavista.com/pages/comparison.htm и только один честно сказал что после разряда номинальной ёмкости АК можно не зарядить).
Цитироватьесли его оставить на сутки-другие в таком состоянии
на сколько я понял если разрядился то несите на заряду а не кричать караул

На этом форуме оказались адекватные люди, я просил совета, хотя уже на часть вопросов начинаю находить ответы.
Я изготовил «проблудины» которую поставил между ИБП и АК.
В нутрии «приблудины» стоит:
Реле контроля напряжения, которое при разряде АК и снижении напряжения ниже 12,2 механически отключает его (нет разряда ни на какой ИБП)
С разрядом понятно
Цитата: Alex_Soroka от 06 Нояб. 2014 в 09:52
Кальциевые автомобильные АКБ лучше вообще не "высаживать", а если разряжать то не ниже 11.5в(с риском не вернуть назад) или 12в(неглубокий КТЦ можно до 12в).
Напомню: 12в на НРЦ на свинцовом АКБ говорит о 0% (НОЛЬ ПРОЦЕНТОВ) его ёмкости.
С разрядом понятно. Спасибо!


Мне осталось разобраться с зарядом
ИБП внутри 16АК напряжение буферного режима 217В, ток заряда 1,5А в до 205В, конце заряда делает горку 15мин с моргалкой 10мин до 234В и током 0,4А (показания на амперметре между ИБП и внешней батареей).
Внешняя батарея кальий-кальций ТАВ 60А/ч 15шт
Моя «приблудина» отключает АК при снижение тока заряда до 100мА (настраивается) и может ограничить напряжение на АК.
Читаю другие ветки форума и думаю над вариантами
1 Поставить «клацалку» в зарядную цепь своей «приблудины» https://electrotransport.ru/index.php?topic=16528.0
2 Увеличить количество внешних батарей  с 15 до 16 (установка 16-той  батареи снизит напряжение в конце заряда с 15,5 до 14,6 «ИБП в конце заряда делает горку 15мин с моргалкой 10мин до 234В и током 0,4А»
Цитата: Alex_Soroka от 06 Нояб. 2014 в 09:52
Заряжать не выше 14.4в а лучше 14.2в. Если в бортсети ниже 14.5в то это повод срочно что-то делать.
3 Другие варианты

Если можно дайте ссылку на сравнение разных способов заряда.

Steel RAT

[user]mjg[/user], лучше перейти на сборку из 16 батарей и сделать на заряд качели 12,8...14,4В. Без моргалок и др. В том числе и контроля (отключения) по току 100 мА (что для данных батарей очень мало). Или отключать по падению тока до 1А.
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

mjg

Я могу поэкспериментировать с 16 батареей (на время сняв её с авто)
Но у ИБП ток заряда всего 1,5А Может в настройках можно указать и больше, надо пробовать
Распишу изменение напряжения и тока (ток между ИБП и внешней АК) во времени до 208В (1,5А) через  15мин 234В с плавным падением до (0,4А), далее моргалка 10мин до 234/230В и током 0,4А, далее 217В.

Если можно дайте ссылку с на адекватное описанием моргалок, качелей а то весь инет забит фигнёй.

Steel RAT

Наибольшей популярностью пользуется эта схема:
http://radiokot.ru/circuit/power/charger/28/

Тут тоже есть ссылки и схемы:
https://electrotransport.ru/index.php?topic=16528.0
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

Seva1964

Цитата: mjg от 07 Нояб. 2014 в 12:54
Если можно дайте ссылку с на адекватное описанием моргалок, качелей а то весь инет забит фигнёй.
Начните, лучше, вот с этого https://electrotransport.ru/index.php?msg=355632 (без D1 и R7, делитель напряжения R1 и R2 на 14,22В, падение на R3 ~ 3В, R6 расчитайте на 2А, радиатор на полевике должен рассеивать ватт 20). Пятнадцать таких устройств защитят пятнадцать ваших АКБ от перезаряда.
После этого, для реализации прерывистого заряда, можно между вилкой ИБП и розеткой поставить циклический прерыватель. Мне нравится, когда "вкл." длится примерно полминуты, "выкл." раза в три меньше.

mjg

Для качелей с 16 АК напруги от ЗУ ИБП не хватит напруги надо 230,4В а в бубере 217  вот для 15 АК как раз хватит, или придется городить внешний источник.
На счёт балансиров я задумывался но пока не спешу хочу понять фактический разброс .
Подскажите что будет если сделать так:
Заряжаем внешних 15АК 60А/ч от зарядки ИБП током 1,5А до 208В (13,86В) далее ИБП снижает ток и на уровне 217,5В (14,5) моя «приблудина» ограничит напряжение на внешний АК на внутреннем штатно доводится до 234В время 15 мин. После ИБП переключится на содержание внутреннего АК 217В 5А/ч 16шт. И с этого момента запустить качели при этом ток можно развить и 0,1С поскольку потребление будет идти от внутреннего АК а не от ЗУ ИБП.
То есть оба АК окажутся под постоянными качелями.

pro100dimas

Всем привет! Дабы не создавать новую тему, решусь спросить тут)
Доливаю дисциплинированную воду в аккумуляторы UPS, тестирую остаточную емкость, все нормально держит, но при разрядке вылетают резиновые клапана. Это из за того что воды много залил?