avatar_Яков93

Разрядная кривая свинцовых АКБ

Автор Яков93, 28 Июль 2016 в 17:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Серик


Иван77

Всем добра. Заметил интересную особенность и решил спросить, в чем может быть дело. АКБ от ИБП, обычный, 7 а/ч, 12 вольт, попался в руки случайно, вместе со старым бесперебойником, который отказывался с ним работать и требовал замены.
   Решил проверить, НРЦ 9 вольт, на заряде сразу набирает напряжение, но ток "плавал", от 0,12 А до 0,5. В разряде на 0,5 А напряжение сращу падало до 9 вольт. Думаю, все сдох, но... Что дернуло меня подключить во время разряда 60 ваттную лампу, секунд через 5 напряжение выросло до 11 В, еще через 5 сек. до 12,5 Вольт. Лампу отключил, оставил разрядаться током 0,3 Ампера, с замером емкости.
   Что это за подъем, сталкивался кто нибудь с таким?
Ездю и ездю.

UDAV

Цитата: Иван77 от 28 Фев. 2019 в 00:28Что это за подъем, сталкивался кто нибудь с таким?

Да, классика,  сожранный токовод.      При прохождении тока  контакт частично восстанавливается.    АКБ в утиль без раздумий.
Подпись ;)

Дм.

Цитата: Иван77 от 28 Фев. 2019 в 00:28АКБ от ИБП, обычный, 7 а/ч, 12 вольт, попался в руки случайно, вместе со старым бесперебойником, который отказывался с ним работать и требовал замены.
   Решил проверить, НРЦ 9 вольт, на заряде сразу набирает напряжение, но ток "плавал", от 0,12 А до 0,5. В разряде на 0,5 А напряжение сращу падало до 9 вольт. Думаю, все сдох, но... Что дернуло меня подключить во время разряда 60 ваттную лампу, секунд через 5 напряжение выросло до 11 В, еще через 5 сек. до 12,5 Вольт. Лампу отключил, оставил разрядаться током 0,3 Ампера, с замером емкости.
   Что это за подъем, сталкивался кто нибудь с таким?
Мостик, замыкающий пару пластин, образовался из проросшего дендрита или из-за коробления пластин. При разрядной нагрузке чуть побольше мостик благополучно разошелся, что не исключает впоследствии нового его появления.

Иван77

Спасибо! :hello: В утиль так в утиль.
Ездю и ездю.

магнитчик

Разрешите тупой вопрос?)   Какая практическая емкость у свинца АГМ при относительно высоких токах?
Конкретно, АГМ дельта НР1234, заявлено 9 Ач, но это при малом разрядном токе, порядка 0,5 А. При 1,5 а - уже 7,8 Ач.
Попадались заводские данные, что при токе в 5 А емкость уже чуть ли не вдвое ниже номинала.  Если токи порядка 10 А - какая емкость у акума?  То есть 2 акума, 24в, 9Ач, нагрузка - 250Вт моторчик. Средняя мощность за поездку наверно 50%, то есть 5 А примерно ток.

Cyberpapa

[user]магнитчик[/user], перед закупкой партии 9 Ач AGM батарей, тестирую пару образцов током разряда 4 А, если батареи до касания 10,7 В работают более 90 мин - даю добро на закупку.
Т.е. - при токе разряда 4А батареи отдают 6Ач.

Branimir

Цитата: магнитчик от 04 Апр. 2019 в 18:19
Разрешите тупой вопрос?)   Какая практическая емкость у свинца АГМ при относительно высоких токах?
Конкретно, АГМ дельта НР1234, заявлено 9 Ач, но это при малом разрядном токе, порядка 0,5 А. При 1,5 а - уже 7,8 Ач.
Попадались заводские данные, что при токе в 5 А емкость уже чуть ли не вдвое ниже номинала.  Если токи порядка 10 А - какая емкость у акума?  То есть 2 акума, 24в, 9Ач, нагрузка - 250Вт моторчик. Средняя мощность за поездку наверно 50%, то есть 5 А примерно ток.
Это видно из листа спецификации на данную марку АКБ (на официальном сайте CSB ---> http://www.csb-battery.com/english/01_product/02_detail.php?fid=7&pid=28   )
Где указаны время разряда и мощность разряда ---> легко вычисляется и,
кстати, совпадает с тем, что написал уважаемый [user]Cyberpapa[/user]:
при 90 минутах разряда АКБ отдаст мощность = 49,2W (т.е примерно разряд током >4А)
(http://www.csb-battery.com/upfiles/dow01520317327.pdf)

магнитчик

Спасибо, мужчины! То есть практически даже с 250вт моторчиком у этих 9ач акумов порядка 4 Ач. Еще глянул тесты, на свежих дельтах НР 1423 нету 9 Ач даже на малых токах. Врут они. Я просто хочу прикинуть запас хода, сменил эти 24в 9Ач на лийон 24в 12Ач. Получается трехкратная прибавка примерно.

Паяка

[user]магнитчик[/user], посмотрите в сторону Delta GEL 12-15 и особенно Chilwee 6-DZM-13,1, (13,1 - это ёмкость 2-часового разряда!). Эти АКБ дороже, габаритнее и тяжелее, чем HR-1234W, зато дадут в разы больший пробег, а Chilwee хороши ещё и при низких температурах. Обе эти серии "графеновые", хоть Дельта это и не афиширует. Заряжать Delta GEL надо аккуратно, иначе быстро выйдут из строя.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

магнитчик

[user]Паяка[/user], спасибо за совет, интересные акумы, графеновые. В таком формфакторе у меня были, стояли насамокате детском.  Не знал про графен. Но я уже купил литий. С ним как то понятнее) По деньгам получается графеновые 24в 15Ач стоят 8 т.р. весит 9 кило.  Ли-ион 26в 12,8 Ач стоит 11р, вес 1,6 кг. На фоне массы самого аппарата в 15кг.

Серик

#857
Приветствую Всех Форумчан!
Известен график классической кривой разряда свинцового аккумулятора током 0,05С с явным переломом кривой на уровне, примерно, 11,2В.
Если,  предположительно,  были потери электролита-и понижение уровня компенсировалось доливкой дистиллированной воды, какую форму приобретет график/кривая разряда при приближении к напряжению разряда 1,75В?
Спрашиваю, потому что при проведении разряда, заряженного до плотности 1235 и до напряжения 2,58В (продолжительное время), 2В аккумулятора током 0,2С при достижении напряжения разряда 1,7В не увидел перелома кривой-кривая уходила вправо с пологим уклоном вниз. Общее время разряда 2 часа. Плотность замеренная в конце разряда/после разряда 1130. Отскок напряжения в  течении примерно 20 минут после снятия нагрузки 1,98В с 1,67В.
Спойлер

Цифры слева=условные "кванты"
Логгер-интервал 2 секунды
При добавлении избыточного электролита напряжение конца разряда (перелом кривой) повышается, равно как и плотность в конце разряда, а емкость уменьшается (по моей версии). А при потере некоторого объема электролита компенсированного дистиллированной водой  не может ли быть зеркальной ситуации?
Какая идея ("теория") это объясняет?
Если это так, то это (форма кривой относительно уровней напряжения при разряде) могло бы быть средством диагностики баланса электролита (кислота добавлена или потеряна) относительно объема активной массы, но только для  2В аккумулятора.
Что бы разобрать этот вопрос необходимо взять три одинаковых элемента, провести КТЦ  с логгированием, убедиться что базовые кривые одинаковые, затем в один элемент добавить избыток кислоты, а в другой избыток воды, провести КТЦ (лучше несколько, для закрепления ситуации в измененных элементах) с логгированием и посмотреть результаты.
Предварительно, что бы заинтересовать/заинтриговать исследователей делаю предположение:
1.При избытке кислоты емкость уменьшается за счет недостатка активной массы (т.к. АМ пассивирована избытком кислоты, уменьшается коэффициент использования АМ с 40-45% до, например, 25-20% ), со смещением перелома кривой вверх.
2.При недостатке кислоты емкость уменьшается за счет собственно недостатка кислоты, АМ остается активной, перелом кривой смещен вниз.
3.При балансе кислоты и АМ емкость нормализована/оптимизирована, нормальная кривая.

Branimir

Цитата: Серик от 10 Апр. 2019 в 16:56
Приветствую Всех Форумчан!
Известен график классической кривой разряда свинцового аккумулятора током 0,05С с явным переломом кривой на уровне, примерно, 11,2В.
Если,  предположительно,  были потери электролита-и понижение уровня компенсировалось доливкой дистиллированной воды, какую форму приобретет график/кривая разряда при приближении к напряжению разряда 1,75В?
Спрашиваю, потому что при проведении разряда заряженного до плотности 1235 и до напряжения 2,58В (продолжительное время) 2В аккумулятора током 0,2С при достижении напряжения разряда 1,7В не увидел загиба кривой-кривая уходила вправо с пологим уклоном вниз. Общее время разряда 2 часа. Плотность замеренная в конце разряда/после разряда 1130. Отскок напряжения в  течении примерно 20 минут после снятия нагрузки 1,98В с 1,67В.
При добавлении избыточного электролита напряжение конца разряда (перелом кривой) повышается, равно как и плотность в конце разряда (по моей версии). А при потере электролита не может ли быть зеркальной ситуации?
Какая идея ("теория") это объясняет?
Если это так, то это (форма кривой относительно уровней напряжения при разряде) могло быть средством диагностики баланса электролита относительно объема активной массы, но только для  2В аккумулятора.
[user]Серик[/user], Вы заряжали током 0,2С (т.е. 20% от номинала) до 2,58v - это не опечатка?  Подумалось про 0,02С...

Встречал парадокс на ряде капризных б/у банок, которые после полного заряда (хотя и очень нехотя поднимались по U до 2,45v)
имели заниженный НРЦ, и во время последующего разряда током 0,1-0,05С отдавали 65-75% емкости от номинала.

[b-b]Но самое интересное начиналось потом![/b-b]

При доразряде этих банок до 0,1v
(проводил такой эксперимент побаночно на нескольких АКБ с последующим восстановлением малыми токами),
их U очень медленно падало и в итоге они отдавали еще 30-45% номинала !!!
Такое впечатление, что их сила (емкость) сместилась значительно ниже по вольтамперной характеристике.
Наверное, это как-то связано с плотностью...

На нормальных банках (отдававших до 1,75v 80-95% емкости) такого поведения не замечал ни разу (при доразрядах до 0,1v).
Отдавали еще не более 10-15%.

Серик

#859
ЦитироватьВы заряжали током 0,2С (т.е. 20% от номинала) до 2,58v - это не опечатка?  Подумалось про 0,02С
Здравствуйте, Уважаемый Branimir!
Ток заряда не указан (0,07С, CCCV), 0,2С-ток разряда. Поправлю-поставлю запятые.
Ув. Дм. определяет/лимитирует емкость по объему кислоты (АМ по его словам в избытке, но из-за коэффициента использования АМ в 40-45% не вся может быть использована) так как АМ в конструкции аккумулятора стехиометрически больше, чем электролита, насколько я правильно понял его посты.

Alex_Soroka

Цитата: магнитчик от 05 Апр. 2019 в 10:57
[user]Паяка[/user], спасибо за совет, интересные акумы, графеновые.
не слушайте таких советов  :hello:

На мобильном легком транспорте (который у вас) только литий!
причем если совсем хочется "серьезно и надолго" то литий-титанат + BMS к нему нормальное.

Tarashak19

Ранее выкладывал график разряда Аком EFB 75 Ач - https://electrotransport.ru/index.php?topic=37038.msg1482124#msg1482124
Заметил что аккумулятор не ахти какой (малая ёмкость до касания 12 В). На отдыхе примерно после 2х часового разряда холодильником (ток- 5-6 А) заметил, что напряжение уже около 12 В. Стартер при этом крутил ещё очень бодро. Вчера снял кривую разряда током 7,5 А. График прикладываю. Аккумулятору 2,5 года. Эксплуатация бережная, если не считать два контрольных разряда до 11 В. :-)
Спойлер


Cyberpapa

[user]Tarashak19[/user], плотность электролита удалось измерить ?

Tarashak19

На этом аккумулятор её почти бессмысленно измерять. Почти всегда ниже нормы. Она поднимается или долгим кипячением, или обычным зарядом и последующим перемешиванием электролита на автомобиле. А в обычной эксплуатации всегда в районе 1,20-1,23. Внутри пакета плотность неизвестна.
Дополню: контрольный разряд делал сразу же после суточной добивки моргалкой с модуляцией.