avatar_velos

Мотоцикл-трицикл-трансформер для бездорожья: МТТэ

Автор velos, 22 Окт. 2019 в 18:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

velos

"Мотоцикл-трицикл-трансформер" для бездорожья (эндуро). Сокращенно: МТТэ. 

Для начала - МТТэ с задней парой колес (т.е. обычный трайк, это более просто, чем обратный трайк).
Передняя часть МТТэ  как у обычного мото. Задняя часть поворотная: в режиме "мото" - ТРИ колеса в общей колее. Выглядит как обычный мотоцикл, но в середине мото - третье колесо.
В режиме трицикл - путем поворота задней части - заднее и среднее колесо переводятся в заднюю колесную пару - как на трицикле с заднем расположением колес.
Рисунок:

Пока (план - min) перевод из одного (мото) в другое (трицикл) положение - ручное с остановкой.  В перспективе - трансформация на ходу.
Общий план действий:
1) Находим готовую переднюю часть мото. Видимо нужно присмотреть донора - бензо - эндуро на 17-18 дюймовых колесах. Лучше электро, но недорогой и распространенный, поэтому  видмио электро-питбайк или Omaks V1 (пусть и 14 дюймов для начала).
2) Изготавливаем заднюю поворотную часть, например, на основе двух стандартных мотоциклетных маятников. 3) Соединяем (механически и электрически) вместе переднюю и заднюю часть и запитываем мотор-колеса.
Колеса - два редукторных мотор колеса с двумя скоростями, например как у Omaks V1. Высокая скорость движения не нужна, нужна хорошая тяга (эндуро). В далекой перспективе - переднее колесо тоже ведущее, и вообще, все три колеса должны быть взаимозаменяемые (как на ИЖ с коляской).
Хотелось бы быстро собрать прототип и его испытать, поэтому узлы прототипа МТТэ желательно -  максимально стандартные, серийные, недорогие.  Может среднее колесо немного вывешивать придется (чтобы переднее - рулевое больше загружалось) или средним немного подруливать - тест покажет.
Вопросы:
- Как наиболее просто сконструировать такую заднюю часть. Рисунок привел. Как фиксировать её в двух положениях.
Возможно, нужно предусмотреть небольшой переменный наклон вилки и сиденья относительно задних колес (рамы задних колес) - т.е. при наклоне весом водителя хотя бы через толстую резину-ограничитель передавать наклон  - т.е. немного "заваливать конструкцию в сторону" - как мотоцикл. Для прототипа это не так значимо, но в перспективе - возможно, понадобиться сложная система наклона (темы: "Наклонный трайк"). 
- Какое и где купить мотор-колесо? Вообще, не люблю спицованные колеса (не держат боковые нагрузки, постоянно на них восьмерки и яйца), но, похоже, в прототипе придется использовать их. В перспективе - использовать торцевое крепление колеса - как на мотоциклетных боковых колясках или вообще использовать колеса со ступицей (автомобильного типа, т.е. без оси).
- Есть ли что-то подобное? Подобное - это НЕ "обычные трициклы" - от MonoTracer до МК-17, а именно трансформеры, но и не типа U3 https://ucrazy.ru/auto/1367113794-elektricheskiy-motocikl-transformer.html
Именно трансформер класса: "Мотоцикл - Трицикл" (четырецикл - если две поворотные пары колес).
Тип "эндуро" в чем-то упрощает конструкцию, например, не нужна скорость (вполне достаточно max 60-70 км\ч) и высокоскоростные повороты особенно (опрокидывание, сложная система наклона). Для прототипа и вес не играет решающего значения.

Зачем такой МТТэ нужен? Для совмещения достоинств мото и более устойчивой техники. Например, применительно к покатушкам - на просторах Подмосковья квадрику часто уже не проехать - столько позакрывали дорог воротами и заборами, а на мото еще можно "просочиться" (есть калитки и "щелки"). Также по лесу по узкой тропе на квадре не проехать. Однако вот устойчивость мото на грунтовке после дождя и по разбитой колее, да ещё с "отъевшимся" пассажиром сзади ... Поэтому МТТэ - это выход. Да и на асфальте - компактность, преодоление пробок, устойчивость и многое другое.
Прототип МТТэ с задней колесной парой - потому что его собрать проще. Трицикл с передней парой колес лучше, но собрать его в виде трансформера - сложнее (второй попыткой будем делать).

Часть 2. Пояснения по аналогам
Аналога я не видел, т.е. подобного трансформера - скорее всего вообще пока нет.
Если смотреть на "узкие" полу-трайки, типа Gilera Fuoco 500 - c малой колеей передних (задних) колес, то такой компромисс в плане устойчивости скорее перетягивает в сторону мото, чем устойчивых трициклов с нормальной шириной колеи передних (задних) колес. Хотелось бы полноценный мотоцикл и полноценный трайк (устойчивый) в "одном флаконе". Это можно относительно просто сделать через трансформер.
Раз нужно на мото иметь три колеса (для трансформации в трайк), то это уже трехколесный мотоцикл с продольным расположением всех колес (общая колея). Серийных не встречал, но есть экспериментальные, например, Dynamics Design Studio IL3:

Уже апробированный вариант, поэтому одно-колельный трехколесник - жизнеспособно. Правда, Dynamics Design Studio IL3 скорее похож на мотовездеход.
Про мотовездеходы - их много и они прикольные. Но в случае с МТТэ - не ставится задача "проползти по грязи",  а нужен эндуро. Эндуро - это драйв, скоростная езда по полям и лесам, а также выезд на ДОП.  И грязь тоже. Вариация МТТв (вездеход) - это уже другой проект.
В целом МТТэ: Dynamics Design Studio IL3 на батарейках и эндуро-колесах + трансформация его в полноценный трицикл. Плюс опциональные фишки: спец-узлы трицикла  (система наклона) и другое, например, электроуправляемая подвеска (а-ля Dynamic ESA) для разгрузки среднего колеса в режиме мото. 

Алгоритм выбора силовой части
Спойлер

Kit (мотор + контроллер): QS 273 V3 8кВт (3 кВт совсем мало, а разница по цене с 6 кВт – не существенная) + APT 96600 (как высокое соотношение качество\стоимость по сравнению с тем же Кelly kls96601-8080H со слов QS). Соответственно всего по 2 шт. (автомобильный набор-кит: e-car hub motor system) + тормозная система, приборка и рукоятка газа (вместо педали).
Далее QS спрашивает: Укажи массу транспорта + полезная нагрузка и максимальную скорость (радиус колеса).
Прикинул массу: около 300 кг, исходя из:
- сухая масса ИЖ = 160 (минус двигатель, глушитель, бак, цепь и т.п.),
- не понятно какой будет узел трансформера и какой массы (пусть будет в двигатель ДВС и пустой бак),
- почти 70 кг – только батарейки, по 22 кг – мотор колесо и т.д.),
- «плюс» 2 человека по 100 кг. (мотоцикл – по определению двухместный транспорт, даже если большей частью один катаешься).
Скорость – 80 км/ч, т.к. менее вроде бы маловато (2х8кВт транспорт и не более 60 км/ч – «не солидно»), а если больше указать, то в ущерб разгону получится (любая повышение предельной скорости – в ущерб разгону, т.я. «тяговитости»). R17.
Для 96V80KPH (Volt&Speed) определили: 96V@973RPM (10.13 kV) 48*343T winding (типа совсем новый статор на то время запустили в производство). Хотя в счете 960 RPM указали, типа как стандартное значение что ли.
Magnet Height: 50mm, 16 pole pairs
Max Torque approx 350N.m
Max Efficiency approx 84%

Если скорость была бы нужна больше 80 км/ч, то меньше витковый (скоростной) поставили бы, если бы на 60 км/ч согласился, то более витковый статор поставили (тяговый, 6-8 витков).
96@960 RPM у них как «оптимальный» позиционируется. Если бы скорость захотел бы выше 80км/ч, то кроме витковости (winding) нужно было бы покупать не «стандартный» корпус мотора (original brake cover), а с улучшенным теплоотводом и усиленным креплением тормозного диска (new brake cover), который стоит дороже.
История проекта
Спойлер

№1. МТТэ образца 2020
Электро часть:
QS 273 8kW V3 50H E-Car Hub Motor 96V960RPM (2 шт.)
APT96600 Controller (2 шт.)
X8-E Display


8000w Simple Conversion kits for sale 120km/h BLDC electric car conversion kit for Electric Hybrid Car https://qsmotor.en.alibaba.com/product/60361603719-801639385/8000w_Simple_Conversion_kits_for_sale_120km_h_BLDC_electric_car_conversion_kit_for_Electric_Hybrid_Car.html?spm=a2700.shop_pl.41413.20.11705193CVvL2M
Схема подключения:


Аккумы (LiFePO4, 120В = 96В + 12В):
1) 32s Ant BMS 300A EVE LF50 см. Маркировка. Как отличить EVE LF50 от LF56? https://electrotransport.ru/index.php?topic=62598.0
2) 4s EVE LF56 (BMS Daly 60A используется для подзарядки), 6 кг.

32s (96В, в реальности 106В) собран из трех упаковок: 31 кг (16 ячеек + BMS) и две по 13 кг (по 8 ячеек):



Ходовка:
Донор мотоцикл ИЖ.
Пока только передний тормоз (задний будет когда трансформер колес отладим). Колеса задние R17" (диски - докатка от Infiniti G), Петрошина Л-290.
Тележка. Пока фиксация колеи в одном положении.
Есть значительный наклон рамы относительно тележки (как на мотоцикле), а при наклоне происходит небольшое подруливание колес тележки в сторону поворота.
Несущие части тележки собраны из фанеры, что очень упрощает экспериментирование  - макетирование.
Амортизаторы мото (ИЖ), рычаги трансформера - реактивные тяги жигулей 2101 (малая и средняя тяга) с штатными кронштейнами.
Фото:


Но всё равно, иногда бывает так:


Общее состояние:  Можно гонять по зимней проселочной дороге, полю. Если правильно и вовремя переносить вес тела в обратную сторону поворота \ заноса, то можно на зимней проселочной дороге получить приличную скорость и маневренность даже на такой достаточно узкой колее. 

Ближайшие планы:
1 Механизм раздвижения колеи. Большой ход подвески и управление наклоном рамы относительно задней тележки
Узел трансформера для раздвижения колеи колес трицикла (МТТэ)
https://electrotransport.ru/index.php?topic=63133.0

2 Антипробуксовка
Противобуксовка (ASR) -электронный межосевой блокиратор мотор-колес https://electrotransport.ru/index.php?topic=61811.18

Полезные ссылки
[b-b]Комплектующие из проекта[/b-b]
Спойлер

Подборка используемой документации и ПО:
https://app.box.com/s/5mgbxtbv1rauc1fxm81bns6uzo6ncb4n
Документация на комплексную заводскую конфигурацию, включая спидометр - приборка, газ и DNR - вместе с парой ATP96600 и QS - моторами:
https://www.alibaba.com/product-detail/QS-273-8000W-96V-115kph-electric_62250247754.html?spm=a2700.md_ru_RU.pronpeci14.1.16e36114WvOSYO

Smart BMS Small Ant https://electrotransport.ru/index.php?topic=32974.0
Контроллер APT 96600 https://electrotransport.ru/index.php?topic=57126.0
Другие тачки из комплектующих как в проекте
Интересный мотоцикл на АРТ 96600 (в типовой конфигурации с QS 8кВт 273 V3) ALIQUIS A2E Electric Motorcycle
https://app.box.com/s/nc71xx9djrz68btleh28obc12zrvo8h8
Ровно половина моей силовой конфигурации



[b-b]Трайки не трансформеры[/b-b]
Спойлер

помогите построить обратный трайк https://electrotransport.ru/index.php?topic=23973.0
Трайки мото\вело
Обратный Трайк как приставка для Велорамы https://electrotransport.ru/index.php?topic=62881.0

Трайки с креслами
Серийные

Стартап Aptera из США https://electrotransport.ru/index.php?topic=62784.0
[b-b]Трайки трансформеры[/b-b]
Спойлер

Kawasaki J ЭЛЕКТРОТРИЦИКЛ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ https://ucrazy.ru/auto/1386223145-kawasaki-prezentavala-elektrotricikl-s-izmenyaemoy-geometriey.html
[b-b]Собратья эндуро-мото[/b-b]
Спойлер

Попытка скопировать Алешу Поповича (удачная) (мотор-колесо как центральный) https://electrotransport.ru/index.php?topic=60712.0 
Сборка на двигателе QS 138 https://electrotransport.ru/index.php?topic=62354.0
Жирный мид V4 для эндуро (20 кВт движок (максимум), поднято напряжение (134 В), стоит коробка на 4 передачи) https://electrotransport.ru/index.php?topic=56398.0
Троллейбус (электро эндуро из Stels Forsage 450) https://electrotransport.ru/index.php?topic=60522.0
Проект электробайка Альфа (как лайт-эндуро) https://electrotransport.ru/index.php?topic=62858.0
Серийные и бюджетные
Tinbot (Kollter) E-cross ES1\ ES1 Pro https://electrotransport.ru/index.php?topic=60545.0
Scramper (полу-эндуро, но с мотор-колесом) http://emgo.technology/scr
Мотоцикл-трицикл-трансформер для бездорожья: МТТэ https://electrotransport.ru/index.php?topic=60178.0

yurgen

Чего там сложного  , закончите какой нибудь технический ВУЗ ,станьте талантливым инженером  НАСА , ( ну или хотя бы Роскосмоса , ) , и перед вами откроются все двери знаний , как перед автором того что на вашей фотке, основателем Dynamics Design Studio.
Всего делов то , пол жизни времени и стопку денег .
:-D :-D
Самовар , Кваньшунь 3 кВт , келли 200А,  LG E48 3кВтЧ.
80км/ч     
> 70 000 км

strannik

Тоже прикидывал разные формы, похожую тоже но немного другой трансформер. Ведущее основное заднее колесо как на моте или скутере, а боковое как каляска мото, только на шарнире, вилка по типу мотороллерной, при движении по прямой уводится назад  а при заезде в говна выдвигается в бок. Механизацию можно упростить или усложнить при желании.
Электро Ока мотор 60kw батарея18kwh
Ашанбайк QS 1kw  1.3 kwh клондайк 26 на зиму

velos

strannik и Сергей373 пока ставлю себе задачу - сделать максимально простую конструкцию трансформера. Усложнять потом будем.
Остановился на схеме хонда гиро - два задних колеса рядом, но раздвижные (причем на ходу).
На днях приехали:
QS 273 8kW V3 50H E-Car Hub Motor (2 шт.)
Volt & Speed: 96V960RPM
APT96600 Controller (2 шт.)
X8-E Display
DNR Gear
Тормозная система для QS 273

Кто-нибудь может дать "на попробовать" батарейку для такой системы?
Что-то типа 96V хоть на сколько-нибудь ампер-часов, хотя бы 10 метров проехать.
Мотоцикл-трицикл-трансформер для бездорожья: МТТэ https://electrotransport.ru/index.php?topic=60178.0

velos

Цитата: velos от 11 Фев. 2020 в 18:04Усложнять потом будем.
В идеале хотелось бы так, трансформер в режиме мото:
Мотоцикл-трицикл-трансформер для бездорожья: МТТэ https://electrotransport.ru/index.php?topic=60178.0

yutarex

Основное чего понять не могу - какой в этом смысл? Зачем третье колесо?  :bw:
Ну ладно у трайка третье колесо чтобы закрытую кабину можно было установить - это понятно. Но тут то оно зачем?

eTyson

Случайно на днях встретился с ТС у Веломастеров в Сокольниках. Он даже показал фотки проекта на базе Иж-Планета-Спорт. Смысла 3-колесности и трансформируемости в данном случае я тоже не понимаю. Более того, человек, мягко говоря, даже с законом Ома не дружит, к сожалению...(( Хотя, глаза горят...
Ultron T118. Тандем. E-Kross (Чоботар), 20" MagicPie3SE, Ядреный 12F, LG MJ1 72В/63Ач, 85км/ч, запас хода 200км
Regal Raptor (5кВт Quanshun 14", АКБ 72В/158Ач LG HE2/MJ1, Max-E, 100км/ч, до 250км.

slav

Цитата: velos от 11 Фев. 2020 в 20:40
В идеале хотелось бы так, трансформер в режиме мото:

По управляемости это будет мустанг ...............оочень дикий !  :-\       :-)

velos

Немного о продвижении проекта. Начальная стадия пройдена. Он поехал.
В качестве промежуточного (тестового) варианта - задняя тележка типа Хонда гиро.  Есть небольшой наклон рамы относительно задней тележки. Это удобно.
Однако нужно придумать независимую подвеску с большим ходом амортизаторов. Что то подобное  от чего можно заимствовать?
Конечно с учётом изменяемой колеи.
Кроме того, нужно аккумы заказать 96 в, 100 ач lifepo, планирую не дороже 4000 р. за ячейку. Вариант на Али кто-то посоветует?
Мотоцикл-трицикл-трансформер для бездорожья: МТТэ https://electrotransport.ru/index.php?topic=60178.0

velos

Мотоцикл-трицикл-трансформер для бездорожья: МТТэ https://electrotransport.ru/index.php?topic=60178.0

strannik

3 колеи для бездорожья, плохая идея. Собирал и прямой и обратный трайк для движения по грунтовкам, впечатления только  :eek: . Надо убрать одну точку ороры в сторону, тогда можно по колее двигаться, коих у нас хватает даже на трассе. Сейчас раздумываю над лигерадом с прицепом, который сможет переводится в бок для движения по плохим дорогам. :-)
В принципе пока это лучшее до чего смог додуматься. :-)
Электро Ока мотор 60kw батарея18kwh
Ашанбайк QS 1kw  1.3 kwh клондайк 26 на зиму

velos

Цитата: strannik от 16 Апр. 2020 в 08:54
3 колеи для бездорожья, плохая идея. Собирал и прямой и обратный трайк для движения по грунтовкам, впечатления только  :eek: . Надо убрать одну точку ороры в сторону, тогда можно по колее двигаться, коих у нас хватает даже на ...
Так в он-лайн есть (будет) выбор - одна колея или три. Прямо на ходу, например, электро домкратом, раздвигающим колею.  Если будет шикарная подвеска - то она и в три коллеги должна обеспечить комфорт.
Когда то у меня был Иж с коляской. Прикольная штука. Особенно когда в коляске пара друзей (ещё интереснее - подруг) сидит и ехать с поднятым на метр колесом коляски.
Изначально и для трицикла такую схему прикидывал: три колеса вдоль, которое посередине - выдвигается вбок.  Но более устойчива схема все же когда симметрия.  Особенно если даже небольшой прыжок будет, то удержать нечто подобное мотоциклу с коляской - сложно. Без экстрима - наверное неплохой вариант и в коляску можно кучу аккумов напихать и третьего пассажира.
Вспомнил - и Урал с коляской же у меня был.
Мотоцикл-трицикл-трансформер для бездорожья: МТТэ https://electrotransport.ru/index.php?topic=60178.0

big17

Цитата: velos от 11 Фев. 2020 в 18:04На днях приехали:
QS 273 8kW V3 50H E-Car Hub Motor (2 шт.)
Volt & Speed: 96V960RPM
APT96600 Controller (2 шт.)
X8-E Display
DNR Gear
Тормозная система для QS 273

Ух! Да Вы уже на пару сотен заложились! Верю в серьезные намерения!
На стадии проектирования сборки: легкая открытая прогулочная двухместная машинка: 48V 2+2 КВт Quanshun'ы 100Ач !!!
https://electrotransport.ru/index.php?topic=26801.0 (заходите, критикуйте)

velos

Цитата: big17 от 16 Апр. 2020 в 21:59
Ух! Да Вы уже на пару сотен заложились! Верю в серьезные намерения!
Пара сотен будет с аккумами. Пока только:

Мотоцикл-трицикл-трансформер для бездорожья: МТТэ https://electrotransport.ru/index.php?topic=60178.0

velos

Цитата: yutarex от 30 Март 2020 в 22:52
Основное чего понять не могу - какой в этом смысл? Зачем третье колесо?  :bw:
Ну ладно у трайка третье колесо чтобы закрытую кабину можно было установить - это понятно. Но тут то оно зачем?
Лучше один раз прочувствовать. Возьмите напрокат мотоцикл эндуро. Покатайтесь хорошенько, например, после дождика. Хорошенько - значит с ветерком и падениями. Сравните с ездой на квадре.
Еще более доходчиво будет, если возьмете мот с открытым глушаком  и поедите кататься в шортах (было мое любимое занятие тем летом, правда, до двух ожегов второй степени).
Трицикл - это шаг к устойчивости квадрика. Сразу трансформер-квадр сделать сложно и возможно не нужно, т.к. может быть устойчивости трицикла для моего случая будет вполне достаточно.
Мотоцикл-трицикл-трансформер для бездорожья: МТТэ https://electrotransport.ru/index.php?topic=60178.0

big17

Цитата: velos от 15 Апр. 2020 в 21:52Кроме того, нужно аккумы заказать 96 в, 100 ач lifepo, планирую не дороже 4000 р. за ячейку. Вариант на Али кто-то посоветует?
Обратитесь в Deligreen (менеджер Wendy). Брали у них CALB LF13572 на 72 А/ч по 56 баксов за штуку. У них есть CALBы на 50 и на 100. Они могут отправить СДЕКом.

Добавлено 18 Апр. 2020 в 19:41

Цитата: velos от 16 Апр. 2020 в 22:13Пока только:
А что за DNR Gear? Рычагом или крутилкой? Можете сфоткать?
На стадии проектирования сборки: легкая открытая прогулочная двухместная машинка: 48V 2+2 КВт Quanshun'ы 100Ач !!!
https://electrotransport.ru/index.php?topic=26801.0 (заходите, критикуйте)

velos

#16
DNR Gear
https://www.aliexpress.com/i/4000801575813.html
Но я от него отказался. Ему 12 вольт нужно. Я же для надежности 12 вольт только на второстепенное оборудование подаю.
Ручка газа дополнительно имеет переключатель на три положения. Подключил ее как вперед, назад, нейтраль.
Мотоцикл-трицикл-трансформер для бездорожья: МТТэ https://electrotransport.ru/index.php?topic=60178.0

big17

Цитата: velos от 18 Апр. 2020 в 22:30DNR Gear
Хе, это я у Quanshun-овцев спрашивал, могут ли они выложить этот переключатель отдельным лотом, даже скриншот им прислал. Они сделали этот отдельный лот и даже мой скриншот вставили )) Правда доставка конская! 1000 рублей!!! И говорят - по другому никак ((

Добавлено 18 Апр. 2020 в 23:54

Цитата: velos от 18 Апр. 2020 в 22:30Ему 12 вольт нужно.
Там же только для подсветки буковок 12В идет... а сам переключатель, я так понимаю, просто контактный
На стадии проектирования сборки: легкая открытая прогулочная двухместная машинка: 48V 2+2 КВт Quanshun'ы 100Ач !!!
https://electrotransport.ru/index.php?topic=26801.0 (заходите, критикуйте)